Большой. Великий. Неповторимый
Сюжет:
Пресса в образованииЗакаленный огнем
Место для театра нашли почти в сердце города, на правом берегу Неглинки. Но с этого момента рок будто испытывал театр на прочность. Построенное Урусовым здание сгорело еще до открытия. Денег же на его содержание шло столько, что князь при всей любви к искусству скрипел зубами. Однако, когда у него появился компаньон, предприниматель Майкл Медокс, обрусевший англичанин, дело пошло. Медокс, в общем-то, был тот еще хитрец и в чем-то даже прохиндей — если можно так назвать предпринимателя в хорошем смысле этого слова. Он был умелым эквилибристом и способным театральным механиком, а также лектором, который к восторгу публики демонстрировал всякие оптические приборы и иные рукотворные чудеса. Власти были очарованы его предприимчивостью и деловитостью. Он построил театр споро, и, поскольку он находился у Петровки, называть его стали Петровским. 30 декабря 1780 года состоялось открытие, на котором давали балет-пантомиму и пролог «Странники». Это было первое в Москве публичное театральное здание, не имевшее аналогов по красоте, удобству и величию.
Публика была восхищена! Три этажа кирпичного здания и его начинка обошлись Медоксу в 130 тысяч рублей — против 80 тысяч по смете. Партер, три яруса лож, галерея, «маскерадная зала в два света» и «карточная»… Билет в ложу стоил от 300 до 1000 руб лей, а в партер — 1 рубль!
За годы владения театром Медокс поставил 425 (!) оперных и балетных спектаклей. Но содержать театр ему становилось все труднее. Он постоянно просил денег у Опекунского совета, делал долги, к тому же очарование прошло, и власти были недовольны его деятельностью как антрепренера. Когда срок «привилегии» Медокса истек, управление театром отдали Опекунскому совету, под «пригляд» князя Волконского, имевшего едва ли не лучшую домашнюю театральную труппу. Через несколько лет, в 1806 году, в результате различных реформаций театр обрел статус императорского, но до этого... сгорел еще раз! Простояв четверть века, он занялся огнем 8 октября 1805 года.
Уже вполне профессиональная труппа театра начала выступать на частных сценах, а за постройку театра взялся знаменитый Карл Росси. Благодаря ему на Арбатской площади возник истинный шедевр! Только простоял он недолго, ибо снова сгорел — вместе с родной для театра Москвой, во время нашествия Наполеона — в 1812 году…
Конкурс на проект нового здания объявили в 1819 году. Профессор Академии художеств Андрей Михайлов сделал изумительный проект, но уж больно дорогой! Решение принял губернатор, князь Дмитрий Голицын: архитектору Осипу Бове было велено проект доработать, и тот исправил его, сделав и дешевле, и... лучше. В июле 1820 года началось строительство нового здания театра. Боже, какая это была красота! Портик, восемь колонн, Аполлон на колеснице с тремя конями... 6 января 1825 года новый Петровский театр был открыт. Теперь он стал Большим Петровским, поскольку правда был больше прежнего. Народу на открытие прибыло столько, что его повторяли на следующий день, и то всех не удовлетворив...
Новый театр был продуман до мелочей и невероятно удобен. Галереи для прохода зрителей, лестницы, гардеробные, зал на 2000 человек!
Тридцать лет театр восхищал людей, тридцать лет! Но и его постигла все та же печальная участь: 11 марта 1853 года вспыхнул пожар, который за три дня уничтожил все. Обгоревший каменный остов и колонны портика — это было все, что от него осталось.
... Из трех архитекторов, которые принимали участие в конкурсе на лучший проект, всех обошел профессор Петербургской академии художеств, главный архитектор императорских театров Альберт Кавос. Про него можно было бы написать отдельный материал! Он не строил — творил... Уже в мае 1855 года была завершена разборка руин и началась реконструкция здания. Строительство шло стремительно: надо было завершить его к церемонии коронации императора Александра II. Большой театр вновь открылся 20 августа 1856 года.
Большой стал еще больше, точнее выше на четыре метра. Портики с колоннами Бове сохранились, но фасад несколько изменился: появился второй фронтон, тройка Аполлона стала квадригой, отлитой из бронзы. Но главное — Кавос добился фантастической акустики. Расширилось и пространство зала, что позволило сделать аванложи — маленькие гостиные, в которых можно было принимать визитеров из других лож или партера. Сколько секретов знали эти аванложи, как политических, так и личных! 2300 зрителей отлично располагались на шести ярусах, члены царской семьи сидели в ложах у сцены. Парадная же царская ложа была расположена напротив сцены. Малиново-золотое убранство театра поражало даже искушенных богатеев...
Последний спектакль Императорского Большого театра состоялся 28 февраля 1917 года, а уже 13 марта был открыт Государственный Большой театр. Роковой февраль, а затем и октябрь 1917-го перелицевали историю.
Новая жизнь. Советская...
Большевики с самого начала своего правления поднимали вопрос о закрытии театра — просто не видели в нем нужды. Но постепенно этот зуд разрушительства прошел, и в 1919 году театру даже присвоили звание академического, а в 1922 году окончательно решили не закрывать. Правда, к этому моменту новые власти уже вовсю использовали здание в своих целях. Здесь в том числе проходили съезды Советов, заседания ВЦИК и даже конгрессы Коминтерна. Между прочим, важный факт: о создании новой страны, Союза Советских Социалистических Республик, тоже объявили со сцены Большого театра.
В годы советской власти здание регулярно ремонтировали, что-то подделывали, а по генплану реконструкции Москвы 1940–1941 годов все дома за Большим театром до Кузнецкого Моста собирались снести и устроить там всякие подсобные помещения театра. Театр закрыли на ремонт в апреле 1941 года. Но вскоре началась война...
Часть коллектива театра была эвакуирована, другая продолжила играть спектакли на сцене филиала. Многие артисты стали членами фронтовых бригад, а кто-то ушел на фронт. Свою военную рану театр получил 22 октября 1941 года — в него попала бомба. Но восстанавливать его начали уже в 1942 году, когда враг начал отступать. Осенью 1943-го героический Большой принял первых зрителей.
Масштабная Реконструкция
Но годы шли, и к началу 2000-х годов стало ясно, что еще немного, и дело кончится плохо: театр был натурально изношен процентов на 70–80. Было принято решение о его капитальной реконструкции. 29 октября 2002 года труппа театра получила Новую сцену, а в 2005 году началась масштабная реконструкция самого здания.
Немыслимо представить, но во время реконструкции каждый день в здании работали свыше трех с половиной тысяч профессионалов, из них около тысячи — реставраторов. И еще тысяча специалистов трудилась на благо Большого в реставрационных мастерских за пределами театра.
Масштаб же проведенных работ просто невероятен. Проектировщики должны были восстановить исторический облик здания и интерьеров, а также обеспечить театр новыми помещениями, что было сделано за счет создания подземного пространства. В итоге зрительный зал и часть его анфилады обрели тот вид, что был задуман Альбертом Кавосом, а залы бывшего императорского фойе восстановлены по состоянию на 1895 год, когда их интерьеры были изменены во время подготовки к коронации императора Николая II. Восстановили и анфилады зрительного зала: Главного вестибюля, Белого фойе, Хорового, Экспозиционного, Круглого и Бетховенского залов. Москвичи увидели отреставрированные фасады и обновленный символ Большого театра — знаменитую квадригу Аполлона, созданную Петром Клодтом. И, конечно, особое внимание было уделено восстановлению акустики.
28 октября 2011 года работы были завершены. Реконструкция возродила на долгие годы утраченные черты исторического здания и позволила театру встать в один ряд с самыми продвинутыми, самыми технически оснащенными театрами мира.
Труппа
На первом этапе существования Большого театра его оперная и драматическая труппы были единым целым.
Среди артистов встречались крепостные крестьяне и приехавшие из-за границы звезды. Кадры ковал Московский университет — при нем были учреждены гимназии, в которых давалось хорошее музыкальное образование, а при Московском воспитательном доме учредили театральные классы.
Еще в 1806 году школу Петровского театра реформировали в Императорское Московское театральное училище для подготовки артистов оперы, балета, драмы и музыкантов театральных оркестров (в 1911 году оно стало хореографическим).
Только звезды
С незапамятных времен Большой театр собирал на своей сцене лучших из лучших.
Одной из первых знаменитостей театра была Прасковья Лебедева (1839–1917), исполнительница главных партий — Эсмеральды, Медоры, Жизели. О ней писали в книгах, а увидевший ее на сцене персидский шах воскликнул: «Это рай пророка, я вижу прекраснейшую из гурий», — и сложил к ногам танцовщицы шаль, которую вез для императрицы. Вот это был конфуз!
Удивительна была и Полина Карпакова (1845–1920), первая исполнительница партии Одетты в балете Петра Чайковского «Лебединое озеро». Блистательная Екатерина Гельцер (1876–1962), выступавшая и в составе антрепризы Сергея Дягилева, имела успех во все времена, а в 50 выступила в первом советском балете «Красный мак»…
Когда-то давно в театре делались различные постановки, но со временем сформировалась его оперно-балетная линия. Сегодня имена артистов, выступавших на сцене ГАБТа и сделавших его известным на весь мир, известны даже тем, кто далек от балета и оперы. Весь мир замирал, услышав голос Галины Вишневской и Тамары Милашкиной, Маквалы Касрашвили и Надежды Обуховой, Марии Максаковой и Ирины Архиповой, Елены Образцовой и Тамары Синявской; лучшие мужские голоса тоже были собраны тут — начиная с Федора Шаляпина, Леонида Собинова, Ивана Козловского и Сергея Лемешева и заканчивая Александром Ведерниковым, Владимиром Атлантовым и Евгением Нестеренко.
А балет? Тот самый русский балет, выше которого не поднялся никто? Все имена — со звоном: Марина Семенова, Ольга Лепешинская, Галина Уланова, Майя Плисецкая, Екатерина Максимова, Марина Кондратьева, Наталья Бессмертнова, Людмила Семеняка, Николай Фадеечев, Владимир Васильев, Марис Лиепа, Борис Акимов, Вячеслав Гордеев, Михаил Лавровский...
А ведь на самом деле — еще перечислять и перечислять. И сегодня их не стало меньше — молодым звездам Большого мир рукоплещет так же, как и их великим предшественникам. Тут работали и работают самые известные, самые лучшие режиссеры: Франческа Замбелло, Эймунтас Някрошюс, Деклан Доннеллан, Роберт Стуруа, Петер Конвичный, Темур Чхеидзе, Роберт Уилсон, Грэм Вик, Александр Сокуров, знаменитые хореографы Ролан Пети, Джон Ноймайер, Уэйн МакГрегор.
А еще удивительно, но факт — Большой работает 24 часа в сутки: тут существует несколько бригад, сменяющихся за день. И кто-то приходит за несколько часов до начала спектакля, а кто-то уходит через восемь часов после его окончания.
Театральный музей
Богатая история театра должна быть сохранена — это понимали все. И решение о том, что должен быть создан специальный музей, собирающий как реликвии театра, так и его документы, было принято в 1918 году.
Сегодня музей ГАБТа, открывший свою первую экспозицию в 1921 году в залах бельэтажа, проводит огромную как исследовательскую и научную, так и просветительскую работу. Сегодня тут собрано более 200 000 меморий, начиная с эскизов костюмов и декораций разного времени и заканчивая афишами, скульптурными и живописными портретами выдающихся деятелей искусства, чьи имена были связаны с Большим театром. Кстати, с этим театром в разное время сотрудничали великие художники: Александр Головин, Константин Коровин, Аполлинарий Васнецов, Василий Поленов, Александр Бенуа, Евгений Лансере, Борис Кустодиев, Петр Кончаловский, Федор Федоровский, Симон Вирсаладзе, Борис Мессерер. Только тут, а иногда — на роскошных выставках, что устраивает музей, можно увидеть подлинные реликвии: Евангелие Михаила Глинки, веера Марии Тальони, Анны Павловой и Антонины Неждановой, автографы великих композиторов.
Кстати, Музей ГАБТа принимает участие в проекте Google Art & Culture, позволяющем интернет-пользователям ознакомиться с виртуальными выставками музея или совершить виртуальный тур по зданиям театра.
ФАКТЫ
Пачка и пуанты балерин имеют свою историю. Название «пуанты» волшебные туфельки балерин получили от французского слова pointe — острие, кончик.
До этого балерины танцевали в туфлях на каблуках или в сандалиях, сделанных из плотной кожи, ремешки которых обматывались вокруг ноги.
Изготовление пуантов доверяют только настоящим мастерам.
Носок пуанта состоит из нескольких слоев гипса и мешковины, которые проклеиваются и прошиваются.
В 1830 году первой вышла на сцену на пуантах Мария Тальони, а в 1839 году для нее по эскизу художникадизайнера Эжена Лами сделали и первую пачку. Стиль и формы пачки менялись.
В конце XIX века у Анны Павловой была пачка длиннее и тоньше современных.
В начале XX века пришла мода на украшение их драгоценностями и перьями.
КСТАТИ
Главную балерину, прима-балерину, часто называют «примой». Когда-то в СССР были популярны сигареты «Прима», что породило невольный каламбур — сочетание слов «пачка примы» звучало двусмысленно. В среде театралов ходила шутка, что культурного человека легко определить по тому, какую ассоциацию вызывает у него это словосочетание.