Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Музей «Московский транспорт» приглашает на выставку «космической» техники

Город
Музей «Московский транспорт» приглашает на выставку «космической» техники
ЛАЗ-695, представленный в музее, - не тот самый автобус, на котором Юрий Гагарин ехал на старт, но он  практически такой же / Фото: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»
Среди экспонатов – автомобиль легендарного конструктора Сергея Королева и автобус, который 12 апреля 1961 года вполне мог доставить Юрия Гагарина к ракете, стартовавшей с космодрома «Байконур».

Внутри автобуса пахнет историей: дорожной пылью, старой резиной и немного топливом. Особый запах советской техники, которым пропитывались одежда и багаж пассажиров. Он быстро выветривался, но всегда был неотъемлемым атрибутом будничных поездок по городу или невероятно важных путешествий – таких, как покорение Вселенной. Даже с виду в автобусе есть нечто космическое. Красный цвет, стальной блеск металла, много стекла и «воздуха», а еще эта молочная полоса, которая словно лента «прилипла» на финишной прямой. Он, как ракета, устремленная вперед. Немного фантазии – и можно побыть чуть-чуть Гагариным. Выбрать место в среднем ряду, с правой стороны по ходу движения автобуса, присесть у окна, поприветствовать взмахом руки товарищей и улыбнуться, увидев, как приближается готовая к запуску ракету.

Фестивальный «ЛАЗ»

- Справедливости ради, это не тот самый автобус, на котором Юрий Гагарин ехал на старт, – возвращает в реальность экскурсовод музея «Московский транспорт» Геннадий Нарыков. – Но он практически такой же. Оба автобуса марки «ЛАЗ» были сделаны на Львовском заводе. Правда, у нас представлена более старшая модель – «ЛАЗ-695» - из опытной промышленной партии. Настоящий раритет, потому что их было мало и, в частности, именно этот автобус использовался как туристический во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов, который прошел в Москве в 1957 году. Гагарин же ехал на автобусе, сделанном специально для космонавтов в 1961 году на базе «ЛАЗ-695 Б». Это уже серийная модель, а потому не такая нарядная. Автобус был белого цвета с голубыми полосами.
К счастью, он тоже сохранился и сейчас находится в городе Гагарине Смоленской области – на родине космонавта. Соберетесь посмотреть - не забудьте про черную «Волгу» с голубым салоном. Автомобиль, который Гагарину подарили сразу после полета, стоит под стеклянным куполом рядом с домом его родителей. Кстати, в московском музее есть похожая модель. Здесь же можно увидеть «двойника» автомобиля, на котором ездил Сергей Павлович Королев.

Две машины Королева

- Шикарнейший автомобиль «ГАЗ-12», он же – «ЗиМ», - сотрудник музея «Московский транспорт» Андрей Геронин показывает дорогую черную машину. До появления «Чайки» именно эта модель служила выдающимся людям советской страны. – Мощный мотор, плавный ход, просторный, комфортный салон. Самое престижное место – сзади у окна, по диагонали от водителя. Здесь легко можно было расположиться с документами, а при необходимости взять с собой двух помощников и прямо в дороге провести какое-то совещание. Для этого в салоне предусмотрено дополнительное выдвижное сиденье.

На таком автомобиле Сергей Королев ездил в 1950-х годах. Однако, по словам Геронина, есть сведения, что после Великой Отечественной войны конструктору подарили трофейный «Хорьх». Автомобили немецкого производства появились в Советском Союзе после победы над фашистской Германией.

- К сожалению, точно не известно, какая именно модель была у Королева, - говорит Андрей Геронин, предлагая заглянуть в первый зал музея, где стоит немецкий «Хорьх» 1935 года выпуска.

«Немец» американского производства

Лощеный автомобиль прикрыт полиэтиленом, из-под которого выглядывает длинный капот. На решетке – значок в виде четырех сплетенных между собой колец. Это символ союза четырех немецких производителей машин класса люкс. Автомобиль марки «Хорьх» - как раз из их числа. На «носу» у него красуется эффектная эмблема – стальной шарик с крыльями.

- Три года назад к нам в музей обратились из киностудии: хотели взять этот автомобиль для съемок фильма про Королева, - вспоминает любопытную историю Геронин. – Однако коллекционер, которому и принадлежит «Хорьх», наотрез отказался давать машину на съемки. Тогда другой коллекционер предложил загримировать под «немца» свой «Хадсон» - американский автомобиль 1936 года. К слову, эта машина уже участвовала в съемках разных фильмов, например, в «Стилягах».

Красно-бежевый киногерой стоит бок о бок с надменным «Хорьхом». В память о съемках на капоте «Хадсона» остался бутафорский шарик с крыльями: настоящая эмблема американского автомобиля – коричневая сигара.

- Но, скорее всего, у Сергея Павловича был не двухдверный «Хорьх» - это все-таки более спортивная модель, - а четырехдверный, - предположил Андрей Геронин, еще раз подчеркнув, что ни точного описания, ни фотографий трофейного автомобиля, увы, нет.

Музей «Московский транспорт» приглашает на выставку «космической» техники Автобус, который могут увидеть посетители музея, - настоящий раритет, именно этот автобус использовался как туристический во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов, который прошел в Москве в 1957 году / Фото: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»

Создание космической легенды

Интересные факты, связанные с биографией Королева, расскажет представленный на выставке фотодокументальный проект «Дело всей твоей жизни». Письма, справки, чертежи реактивных двигателей и наброски будущих ракет – редкие сведения о становлении космической эры добыты из архивов.

- Мало кто знает, но в Советском Союзе решение о запуске космической программы было принято всего за два дня, - уверяет автор проекта Владимир Лосицкий. – В архивах Министерства иностранных дел хранится письмо Сталину от Черчилля. Британский политик просит разрешения для военных Англии побывать на польском полигоне в Дембице, где немцы проводили испытания ракет. И вот что интересно: 13 июля 1944 года в 23:30 с этим письмом в кабинет к Сталину приходит Берия.

Буквально через час он уходит, оставив Сталина наедине с Молотовым. И уже утром в кабинете Сталина появляются представители польской стороны, а 15 июля в 00:30 подписывается письмо об освобождении 35 авиационных инженеров – будущих ракетчиков. Как вы понимаете, среди них был и Сергей Павлович Королев.
Вместе с ним над ракетой, которая потом и отправила в космос сначала искусственный спутник, а затем и первого человека, трудились еще семь гениальных инженеров. Взяв за основу немецкую «ФАУ-2», они создали уникальную «семерку» - семейство ракет-носителей, которые летают в космос до сих пор.

- Была проделана колоссальная работа, - говорит Лосицкий. – По своим характеристикам, первая ракета «Р1» отличается от финальной «Р7» примерно, как запорожец от мерседеса.

Пожарные на стартовой и съемочной площадках

На выставке также представлен грузовой автомобиль, который мог участвовать в спасении космонавтов после приземления. Для этого в его кузов, как правило, устанавливали радиостанцию, принимавшую сигналы. И пожарные машины, дежурившие на стартовой площадке во время запуска ракет. Год назад одна из них даже снималась в космическом фильме «Время первых». Внимательный зритель узнает в пожарном в большой белой каске экскурсовода Геннадия Нарыкова.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Евгений Жигунов, директор по коммерческой деятельности Мосгортранса:

-Музей «Московский транспорт» совместно с партнерами рад представить уникальную экспозицию о создателях ракетной техники. Уверен, история отечественного ракетостроения, отраженная в фотоархивах, документах и образцах ретротехники, никого не оставит равнодушным. Все желающие смогут посетить выставку до конца февраля.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Подписывайтесь на канал «Вечерней Москвы» в Telegram!

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.