Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Вадим Жук: «Современный юмор распустился окончательно»

Развлечения
Вадим Жук: «Современный юмор распустился окончательно»
Вадим Жук на пресс-конференции, посвященной высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» / Фото: Александр Николаев/Интерпресс/ТАСС
Он сыграл в кино ряд любопытных ролей  - музыкантов и мужиков, маркизов и рыбаков, бомжей и ветеранов. Его оценили и снимали в своих фильмах Александр Сокуров, Алла Сурикова, Владимир Хотиненко, Владимир Алеников. 

Оказывается, что бессменный ведущий фестиваля «Суздальфест» является сценаристом ряда российских анимационных фильмов  «Сказка про волка», «Возвращение Буритино», «Ваня и Леший», «Роман о лисе»,  автор песенок к "Маше и Медведю". А еще  - он написал либретто к музыкальным спектаклям «Веселые ребята» и "Шинель. Пальто" на музыку М. Дунаевского, «Лес» на музыку В. Дашкевича,  «Чайка» на музыку А. Журбина, «Русское горе» на музыку С. Никитина.

 Наш сегодняшний герой – артист, драматург, поэт  Вадим Жук, художественный руководитель гремевшего на весь Ленинград Театра-студии «Четвёртая стена», автор знаменитых капустников Дома актера.

- Вадим Семенович, понятно, что вы  артист многих умений. Как выглядели ваши университеты?

 -  Я окончил театроведческий факультет  Ленинградского государственного института  театра музыки и кинематографии, в котором нас учили блестящие,  фантастические педагоги. Так что мне достался такой потрясающий букет продуманного, прочувствованного, мощного знания, что впору завидовать самому себе.  В нашем институте, например,  существовала кафедра Георгия Александровича Товстоногова, главного режиссера БДТ.  Когда я учился,  Товстоногов как раз поставил   знаменитый спектакль «Зримая песня». Этой постановкой  он создал и утвердил  по сути новый стиль преподавания и обучения синтетических актеров, которые мечтали хорошо двигаться, отлично петь,  глубоко, «по Станиславскому», играть. Эти артисты объединялись в этих веселых  и,  казалось бы, незатейливых песенках, которые благодаря таланту Георгия Александровича становились зримыми, драматизировались.

Все, что было заложено в меня в институте,  составило  основу моего  образования. По крайней мере, сегодня я много чего интересного могу  рассказать молодежной аудитории-  и об античном театре, и о  мировом театре XVIII-XIX  века. В  студенческую пору, рядом со мной учились будущая  гордость советской режиссуры Кама Гинкас и Лев Додин, артисты Миша Боярский, Мариночка Неелова и другие настоящие девки и парни, которых я не могу не любить. Но студентом-то  я был  плоховатым. Думаю, что  из-за того, что  меня отвлекало слишком много интересных дел. У театроведов, например,  не принято было близко сходиться с актерами, а я с ними дружил.  На третьем курсе написал для них капустник, который игрался потом  на большой сцене нашего Учебного театра. В итоге я снискал славу создателя текстов лихих капустных текстов.

Но  одновременно я  проглатывал всю литературу, которую большими списками предлагали нам преподаватели . А это было 100 романов  зарубежной литературы, 60 книг русской литературы, в придачу - куча пьес зарубежного театра,  все пьесы русских авторов и четыре десятка  пьес, ставящихся в театрах народов СССР.  Я хорошо помню до сих пор украинские, армянские, латышские пьесы. И говоря с греком?    (а я в этом году был в Греции) смог  рассказать ему на примере греческого театра, каким именно богатством  владеет его страна. Все это  гуманитарное, человеческое, сердечное знание  живет во мне  и  поныне и  будет жить до смерти, которой я не боюсь, потому что ощущаю ее как  переход в состояние, куда ушли все те деятели мировой культуры, многих из которых я любил и продолжаю любить.

- Вадим Семенович, вы снимались у очень приличных режиссеров, ваши партнеры- прекрасные артисты… Кто из них произвел  особое впечатление?

- Я снимался у Александра Сокурова, сыграл у него  большую роль в  «Скорбном бесчувствии» с фантастической силы партнерами Владимиром Заманским,  Рамазом Чхиквадзе.  У Владимира Хотиненко в «Попе» я играл с Сережей Маковецким – такой хороший партнер и тебе добавляет силы. В «Тяжелом песке» познакомился с Андреем Смирновым и  Ларисой Удовиченко, которая очень интересно «ваяла»  образ Маньки –облигации. А недавно довелось поработать в детском фильме  с блистательной Верой Васильеваой, той самой, которая за картину в 1940-х  «Сказание о земле Сибирской» получила Сталинскую премию.  Вера  Кузьминична оказалась до того земной, до того женственной и человечной в этой своей женственности, что впору просто разводить руками. Это несказанная прелесть человеческая в самом высшем ее проявлении и огромное счастье партнерствовать с таким профессионалом.

- А чем, созданным на сценарной и драматургической ниве,  вы  сегодня гордитесь?

-  Ну, прежде всего тем, что мои тексты произносили со сцены первоклассные актеры. Например, Юрий Владимирович Толубеев, который играл в козинцевском «Дон Кихоте» Санчо Пансу.  Дело было в 1967-м на вечере посвящения в актеры,  Толубеев был главой ленинградского ВТО. Меня попросили, и я написал текст пожилому актеру крупными печатными буквами, который  он читал, сдвинув очки на лоб и кивая  головой. Мои тексты произносили Зиновий Гердт, Александр  Ширвиндт и…  пара сотен других очень известных  артистов. Помню, как однажды в Доме актера еще при жизни Маргариты Эскиной я написал большую смешную сценку, которую играли представители союзных республик  - Банионис, Кахи Кавсадзе и Ширвиндт – вот такая звездная компания. Они выходили со свечечками,  я слышал из-за кулис их родные голоса,  и это, помнится, было очень приятное чувство.

- У вас ведь есть и пьесы, и  либретто мюзиклов, оперетт, музыкальных спектаклей, написанных стихами?

 - Да, есть такие. Они и сегодня звучат в разных театрах страны. Для меня человека тщеславного ( не скрою) и амбициозного, – это    счастье. Кроме того, я ведь создал в Питере свой театр-студию  «Четвертая стена». Этот театр был уникален, таковые в России можно было по пальцам пересчитать – театр знаменитого Кугеля «Кривое зеркало», театр легенды МХАТ Никиты Балиева, ну и мой. У меня работали Александр Романцов, сыгравший Юсупова в «Агонии» Элена Климова, изумительный актер Сергей Лосев, сыгравший Хрущева в фильме «Брежнев», Борис Смолкин - забавный Константин из «Моей прекрасной няни» и многие другие. А это все  очень большие киноартисты.

- Капустный театр в советское время… А что вам внутренне давали тогда эти капустники?

 -  Актеры, играя в них, становились интеллектуальнее,  становились гражданами, сцена становилась трибуной для выступлений. Это ведь было в тот период, когда страну к лучшему будущему вела партия, провозгласившая себя «честью, умом и совестью» эпохи, и поэтому в капустниках речь часто   шла о политике. И наши размышления далеко не всегда звучали в унисон с политикой советской партии и правительства. Ну, например, я переписал однажды  текст Долматовского к песне «Я – Земля, я своих провожаю питомцев». В нашем варианте это звучало так: «Я – страна, я своих провожаю эстонцев». Коснулся больной темы, это было размышление о том, как моя милая и любимая держава теряет светлые головы, потому что она не в силах их удержать,  и они  вынуждены уезжать из страны в поисках лучшей жизни.  Очень злободневно звучало.

- Вы ведь в одно время работали с другим злдободневным автором – Михаилом Жванецким на РТР, вместе вели передачу «Простые вещи»? Как под одной крышей уживались два таких ярких лидера? Не тесно было?

- Тесновато. С Михаилом Михайловичем мы познакомились в 1967 году в Одессе. Спелись. Мы уже  были в дружеских отношениях, когда он высказал  свое пожелание в частной беседе поработать на российском телевидении, где я уже работал. Я и предложил его кандидатуру  на РТР. Наша передача «Простые вещи» выдержала выпусков тридцать. Сложность состояла в том, что мы оба были  солистами. Жванецкий был гораздо популярнее и умнее меня, но в отличие от меня он в то время не умел работать на камеру, ему нужна была  аудитория, необходимо было слышать смех зала. А мне было все равно: я мог смотреть и в камеру, потому что главным образом разговаривал сам с собой. Но, справедливости ради надо сказать:  передача шла с успехом.

- Что вы думаете о качестве  современного юмора?

-Современный юмор  распустился окончательно. Я в свое время работал  завлитом в филармонии, через меня проходили  все тексты,  я не мог пропустить пошлость. Причем пошлость – это ведь широкое понятие. Сейчас же  актеры любой ценой пытаются рассмешить публику. Раньше главным официальным «пошляком»  страны считался Евгений Петросян,  но сегодня то, что он говорит, может считаться  верхом приличия и  образцом целомудрия на общем фоне.  И когда мне попадаются юмористические передачи, я с омерзением  выключаю телевизор, потому что слышу бесконечные шутки ниже пояса. Причем в нашей стране ведь по- прежнему существуют люди,  умеющие писать смешно. Но от юмора на ТВ  у меня возникает рвотный рефлекс. Я бросил курить чуть позже, чем бросил смотреть ТВ.

- Как вы считаете, почему в наших сериалах Сергея Урсуляка, Юрия Мороза, Владимира Хотиненко  сценарии подчас крепче, чем в игровых двухчасовых картинах других российских режиссеров, идущих в кинотеатрах? Ведь написать двадцать крепких серий сложнее, чем одну?

 -Ну, что касается Урсуляка –  это вообще фантастический профессионал. Меня Костя Райкин попросил написать сценарий к 50-летию Театра имени Аркадия Райкина, и потом мы вместе поехали в Америку.  И я встретил в поездке Сергея Урсуляка, вдумчивого такого, неброского  и,  конечно же, предположить не мог, что он окажется таким тонким, таким блестящим режиссером. Его «Ликвидацию» можно смотреть бесконечно. И Урсуляк, и Хотиненко, и Мороз – профессионалы, которые точно почувствуют себя неловко, если им кто-то из киносообщества, указывая на ошибки, скажет: «Что это у тебя тут за ерунда такая в кадре?» Но есть и другое отношение к профессии. Я вот снимался в 1990 году у Эфраима Севелы в лирической комедии «Попугай, говорящий на идиш». Прекрасный дядька, известный  режиссер! Помнится, снималась сцена в кафе Западной Европы, действие происходит в  1945 году. И  я вдруг  вижу, что в бокалах стоит пластиковая соломка. Говорю постановщику: «Ну какие могут быть в 1945 году полиэтиленовые соломки?!» Он: «А плевать!» Дальше больше: герой  курит в кадре сигареты с фильтром. Спрашиваю: «Какой фильтр мог быть в те годы?!» - «Да, действительно! А плевать!» А режиссер известный, он казался мне профессионалом. И если он плевал, то,  что ж тогда с молодых спрашивать, которые вообще ни черта не умеют и не знают в профессии? Трудно убедить кого-то, что он что-то сделал плохо, неграмотно.

- У вас есть сценарии к мультфильмам, которыми вы можете гордиться?

- Конечно. У меня много сценариев мультфильмов. На одном из самых престижных российских анимационных фестивалей в Суздале я, например,  получил приз за лучший сценарий полнометражного фильма «Возвращение Буратино», который сделала режиссер Катя Михайлова, и где  Карабаса-Барабаса озвучивает  Олег Табаков. В нашей стране не всегда можно гордиться тем, что сделано руками. Но как раз из того, что сделано руками,  и чем мы можем по- настоящему гордиться – это наша неповторимая авторская анимация. Сегодня, кстати,  появляются замечательные молодые режиссеры. Я, например, очень люблю свердловскую.  анимационную школу. Там такие серьезные вещи сегодня создаются! Я «помираю» от восторга, глядя на  работающего в Петербурге Костю Бронзита – на его совершенно неожиданный юмор! Бронзит - дважды номинант «Оскара», значит, и американцы тоже в нашем Косте что-то такое разглядели. Я очень люблю Диму  Геллера, его фильм «Мальчик» про лошадь – чудесная картина. Появляются какие-то сказочные молодые девушки: Светлана Филиппова со своим "Брутом" , Нина Бисярина с «Празником», Лиза Скворцова с ее «Колыбельными мира». Среди ребят прекрасно работает в Питере  Роман Соколов.  Меня  некоторое время назад позвал на «Союзмультфильм» Миша Алдашин, я там полтора года преподавал выпускникам ВГИКа авторский курс: говорил об античной драматургии, о предмете в кино, о пародийной анимации. Они были благодарны, им было интересно, потому что из других уст  они, наверное, этого бы не услышали. 

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.