Прощаться не будем
Сюжет киноленты Павла Дроздова, широкой публике известного по фильму «Лед», рассказывает зрителю о событиях октября 1941 года. Советский город Калинин (ныне – Тверь) оказывается на пути наступления гитлеровской армии, подбирающейся к Москве. На его защиту от захватчиков встало ополчение, и немцы подослали диверсионную группу, чтобы быстрее сломить сопротивление советских граждан.
– От написания сценария к этой картине до ее выхода в свет прошло около девяти лет, – признался сценарист и режиссер фильма Павел Дроздов. – Я долго мечтал снять фильм о родном городе, о тех, кто жил в нем и помог защититься от фашистов. Об этих временах мне в детстве рассказывала прабабушка, которая была беженкой в период оккупации Калинина. С тех пор я не оставлял мысль о съемке.
Один из главных героев ленты – начальник калининского гарнизона Павел Сысоев, которого играет Андрей Мерзликин. По сюжету герой занимается поисками диверсантов, но сам оказывается под подозрением. Признаться, в фильме он и правда делает странные вещи. Например, сбивает самолет из винтовки Мосина, втирается в доверие к настоящим диверсантам и вообще всячески демонстрирует превосходство над остальными персонажами фильма. Всеми – кроме женщин.
Прекрасная половина человечества в ленте имеет огромное значение. Более того, создается впечатление, что все беды, победы и мотивация героев завязаны на них. Мотивы действий женских персонажей самые разные, но в каждом из них прослеживается четкий характер. Жены Сысоева и его сослуживца Егора Горохова (в этой роли Сергей Горобченко) просят мужей уехать в эвакуацию – явно видна забота. А вот дочь начальника Сысоева, майора госбезопасности Токарева (Артур Ваха) Маша, которую сыграла Алена Чехова, влюбляется в главного героя, ревнует к его жене и пытается бороться за свое женское счастье.
Даже маленькая девочка Санька, в роли которой выступила юная актриса Ксения Петрухина, демонстрирует гранитный характер, отказываясь от отца-дезертира. К сожалению, о мужских персонажах подобного не скажешь. Все, кроме начальника гарнизона Сысоева, постоянно сомневаются, промахиваются, предают и вообще всячески показывают, что не очень понимают конечную цель своих действий. Более того, в отличие от утомленных лиц исполнительниц женских ролей физиономии мужчин пышут здоровьем и совершенно не соответствуют нервному и голодному военному времени.
Отдельное место в ленте отведено религии. Просматривая фильм, зритель может увидеть классический сюжет о «кровавом НКВД», незаслуженно притесняющем мирного православного священника и обвиняющем его в нелояльности к советской власти. Подчеркивает эту вопиющую несправедливость показанный в начале эпизод, в котором служитель церкви изгоняет уголовника, предлагающего ждать «несущих благо» немцев. В конце ленты звучит мысль о том, что выживших в боевых действиях спасает вера. Казалось бы, причем тут бомбоубежища...
Впрочем, участники съемочного процесса предупредили: на полную историческую достоверность фильм не претендует.
– Во время съемок мы искали способы, которые помогли бы органично выглядеть в кадре, – объяснил исполнитель главной роли Андрей Мерзликин. – Наш фильм художественный, он должен рассказывать историю, в нашем случае – детективную. Тем, кто хочет достоверности, советую посмотреть ленты, которые снимают реконструкторы. Например, фильм «Сибирская дивизия».
Завершается лента практически хэппи-эндом: все выжившие ополченцы Калинина обретают второе дыхание и в режиме замедленной съемки бегут на врага. Идущие после титры рассказывают о судьбе города, но не о послевоенной жизни главного героя: сведения о Михаиле Сысоеве неизвестны или засекречены.