Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Московский нефтеперерабатывающий завод выпускал топливо даже во время бомбежек

Город
Московский нефтеперерабатывающий завод выпускал топливо даже во время бомбежек
1941 год. Так выглядел бутафорский завод при съемке с воздуха / Фото из архива МНПЗ
В этом году заводу исполняется 80 лет, и наша газета подготовила серию публикаций о нем, основанную на архивных документах. В этом материале речь пойдет о военной странице его истории.

Топливные предприятия — главная мишень для бомбардировщиков противника. Меткий удар — и вражеские грузовики с танками обескровлены. Тем не менее во время Великой Отечественной войны Московский нефтеперерабатывающий завод сумел защитить себя и ни на день не прервать выпуск бензина и солярки для фронта.

…Из бункера они слышат гул вражеских самолетов. Несколько минут затишья — и дребезжит телефон. Боец Алексей Хомяков срывает трубку.

— «Зажигалки» упали рядом с вами! — сообщает ему друг Иван Егоров из штаба обороны завода.

Хомяков с еще двумя храбрецами выскакивает наружу. В руках у них не ведра с песком и не клещи. И спешат они не тушить зажигательные бомбы. Они бегут мимо мрачных корпусов, туда, где высятся бочки с надписью «Мазут». Пара выстрелов из ракетницы — и в небо выметываются столбы дыма и пламени... Бойцы снова мчатся в укрытие. Едва успевают отдышаться, как раздается дикий свист, потом разрывы.

— Ага, фугаску сбросили! — гогочут бойцы. — Поверилитаки фрицы!

Устраивать поджоги, вызывать огонь на себя — и это на нефтеперерабатывающем заводе? Да. Это действительно происходило в Капотне в конце лета и в начале осени 1941 года…

Первый же авианалет на столицу, в ночь на 22 июля , показал, что рассчитывать только на защиту зениток нельзя: бомба легла в 100 метрах от одного из корпусов предприятия. На следующее же утро директор Петр Финенко принял решение: выстроить в трех километрах от настоящего завода бутафорский — пусть фашисты целятся в него. На такое в столице отваживались немногие. Аэродромы с фанерными самолетами рядом с городом строили. Но для заводов такая маскировка — редкий случай. На это нужно было не только много места, но и много сил и денег. В Капотне над постройкой декорации трудились почти две тысячи человек (сегодня столько составляет весь штат сотрудников Московского НПЗ). План территории скопировали с точностью до метра, из фанеры возвели корпуса в натуральную высоту, из леса привезли и вкопали в нужных местах деревья. Рядом с фальшзаводом построили бункер для дежурных — они должны были после начала каждой бомбежки поджигать старые бочки с остатками горючего и промасленную ветошь.

Пока шла стройка, приходилось отражать воздушные атаки на настоящий завод — с каждой ночью все более продолжительные и жестокие. В отчете о деятельности предприятия за 1941 год, хранящемся в Центральном государственном архиве Москвы, говорится, что комплектование штата сторожей — и для настоящего завода, и для бутафорского — «стимулировалось особыми обстоятельствами: помощь семьям красноармейцев». Видимо, сторожам, у которых сыновья были на фронте, доплачивали, чтобы удержать их на опасном посту.

Московский нефтеперерабатывающий завод выпускал топливо даже во время бомбежек Иван Бумагин, оператор цеха. Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» / Фото: [IMG=1]Центральный государственный архив Москвы ф. р-609,оп. 1, д. 34, Л. 8об

Дебют фанерного дублера оказался удачным. Увидев столбы пламени после сброса первых «зажигалок», летчики люфтваффе поверили, что именно там — топливное сердце города, туда и надо целиться. На настоящем предприятии вздохнули с облегчением.

Оборона столичного НПЗ длилась 90 дней и ночей — до конца октября 1941 года. Потом зарядили дожди, и налеты авиации стали реже. Зато к Москве приблизилась линия фронта... 13 октября пришлось остановить вакуумную и асфальтовую установки. Через два дня демонтировали еще две вспомогательные установки, а остальное оборудование заминировали — на случай, если враг вступит в город. До последнего надеялись избежать эвакуации — но все же пришлось отправить часть работников и машин в Оренбургскую область. Оставшееся оборудование работало без остановок — городу и фронту бензин был жизненно необходим. Последние месяцы 1941 года выдались самыми тяжелыми: по итогам первых трех кварталов план по валовой продукции выполнили на 98,5 процента, но общегодовой итог оказался 87,5 процента.

На второй год войны заводу стало полегче. В течение первого полугодия 1942 года из эвакуации вернули демонтированные установки и к августу запустили их снова. Годовой план по валовой продукции был выполнен на 90 процентов. В 1943 и 1944 годах план уже перевыполняли. И это при том, что рабочих и инженеров по сравнению с довоенными временами поубавилось, приходилось зачислять в штат и обучать на месте подростков и бывших домохозяек… Мотивировать работников помогали соревнования — как между бригадами в цехах, так и между самим заводом и другими предприятиями. В 1943 году Наркомат нефти признал столичных нефтепереработчиков лучшими в Советском Союзе. Заводу вручили переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны (ГКО) и большую денежную премию.

За два последующих года войны это знамя вручалось заводу еще 13 (!) раз. А после Победы в знак признания его заслуг перед страной было оставлено ему навечно. В 1985 году, к 40-летию Великой победы, Московский нефтеперерабатывающий завод был награжден Орденом Отечественной войны I степени.

ЦИФРА

630 работников Московского нефтеперерабатывающего завода были награждены медалью «За трудовую доблесть во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.»

КСТАТИ

В 1941 году на заводе было внесено 39 рациональных предложений (20 — от рабочих, 19 — от инженеров и техников). 22 предложения были внедрены, это дало экономию в 357,3 тысячи рублей. Для сравнения — расходы на мероприятия, связанные с организацией обороны и эвакуации, составили 480 тысяч рублей.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.