Ротация рынка: одних туроператоров сменяют другие
Сейчас единый федеральный реестр насчитывает около 4500 официально зарегистрированных туристических операторов. Причем сообщения об открытии новых компаний появляются едва ли не чаще, чем заявления о банкротстве: к 2017 году прирост составил сразу 10 процентов.
— Несмотря на все эти новости, туристическая отрасль в целом находится в хорошем состоянии, — утверждает генеральный директор Клуба защиты прав туриста, заместитель председателя Общественного совета Ростуризма Дмитрий Давыденко. — Происходит не уменьшение числа туристов, а перераспределение туристических потоков.
По словам Давыденко, обанкротившиеся компании просто не справились со своими конкурентами.
— Это ведь не ведущие туроператоры, — поясняет эксперт. — И их ошибка — в неправильном расчете своей политики. Действительно крупные туроператоры — а их всего порядка семи — показывают хорошую динамику и развиваются: покупают самолеты, открывают собственные отели и так далее. И они держат сразу 90 процентов всего потока. Для компаний вроде «Натали Турс» или DSBW Tours это все равно, что открыть маленький ларек рядом с супермаркетом.
Однако это вовсе не означает, что в турбизнесе могут существовать только гиганты.
— Главное — успешно занять свою нишу, — считает Давыденко. — Это может быть, например, вип-отдых или ориентация на какую-то конкретную страну. «Натали Турс» были оператором по странам массового туризма — Испании, Таиланду, Кипру. На этом и прогорели.
Следует отдать должное «проигравшим » компаниям: они до последнего пытаются сохранить лицо. Так, глава «Натали Турс» Владимир Воробьев пообещал вернуть стоимость тура путешественникам, оставшимся в России. Те, кто на момент кризиса оказался за границей, имеют на руках обратные билеты и никакого дискомфорта во время отдыха не почувствуют. DSBW Tours также имеет достаточную сумму страховки, чтобы погасить долги за неоказанные услуги.
— После прекрасно прошедших в январе — марте акций раннего бронирования глубина продаж практически у всех туроператоров небольшая, — говорит директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. — Продаются прежде всего бюджетные туры и, как правило, в самый последний момент. Полагаю, в преддверии сезона туроператоры явно рассчитывали на лучшие продажи.
Так что подписанный 6 июня президентом Владимиром Путиным закон, упрощающий получение страховки за отпуск, испорченный банкротством туроператора, оказался весьма кстати. Теперь Ростуризм может исключать из реестра компании после того, как станет известно об их неспособности исполнять свои обязательства.
ИСТОРИЯ
Целый ряд туристических операторов России в последние недели объявил об отмене некоторых туров или же вовсе признал собственное банкротство. 22 июня свою деятельность официально прекратила компания «Матрешка Тур». Клиенты оператора намерены получить компенсацию на общую сумму 5,316 миллиона рублей. Проблемы испытывает и его дочерняя компания «Аврора». О невозможности вести бизнес заявил собственник компании DSBW Tours Карен Гончаров. В связи с этим Российский союз туриндустрии насчитывает около 1200 пострадавших. Деятельность также приостановил и Premium Travel.
КУДА ОБРАЩАТЬСЯ ТУРИСТАМ
Пострадавшим туристам необходимо направить турагенту заявление на возврат денег, составленное в произвольной форме. Причина — «неисполнение туроператором обязательств и невозможность воспользоваться оплаченным туром». В течение 10 дней компания обязана рассмотреть претензии. Если туроператор отказал в выплатах, отстаивать свои права придется через суд.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Юрий Барзыкин, вице-президент Российского союза туриндустрии:
— Компания «Натали Турс» испытывала периодические проблемы не только в последний год. Поэтому желание этого туроператора не просто все бросить, а диверсифицировать свои проблемы — отменить сначала чартерные программы, потом аннулировать заказанные туры — вполне объяснимо. У компании есть обеспечение на 156 миллионов, так что по экспертным расчетам средств на возврат денег туристам должно хватить. Есть сообщения о том, что зарубежные партнеры пытаются кого-то выселить. Сразу скажу: это совершенно незаконно. Отношения между двумя хозяйствующими субъектами не должны отражаться на потребителях.