Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Переименовать можно. Но за чей счет?

Общество
Переименовать можно. Но за чей счет?
Георгий Бовт / Фото: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
Русская православная церковь снова выступила за избавление от советского наследия в топонимике страны. На сей раз глава синодального Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Иларион призвал переименовать улицы, получившие названия в честь лидеров и участников Октябрьской революции.

Он назвал большевиков террористами и заявил, что увековечение их имен в географических названиях — не лучший пример для новых поколений. Также митрополит высказался за установку памятника последнему российскому императору в Москве в преддверии столетия расстрела царской семьи.

Чисто идеологически я лично с митрополитом Иларионом согласен. Кроме как по вопросу об установке памятника императору, который бездарно «профукал» Российскую империю. Его расстрел — это не доблесть, это его личная человеческая трагедия.

Но пока мы продолжаем увековечивать в названиях городов и улиц имена тех, кто привел к уничтожению миллионов людей, кто уничтожал создаваемые веками памятники культуры — те же храмы, превращая их в лучшем случае в больницы, а в худшем — в складские помещения, — нас это прошлое будет тянуть назад. И вот эти вот «с одной стороны, Сталин был великолепный менеджер, с другой — допускал отдельные перегибы», мне совершенно неприемлемы. Потому что он виновен не только в миллионах смертей невинных людей, но и, например, в катастрофе первых месяцев Великой Отечественной войны.

Практически во всех постсоветских государствах, кроме разве что Белоруссии, движение к будущему началось во многом с того, что люди расстались с тем прошлым, которое они с собой в будущее брать не захотели. Другое дело, что во многих странах (прежде всего в балтийских, а теперь и на Украине) избавление от «советского» подавалось и проводилось как «избавление от русского». Новая государственность во многом строилась на массированной русофобии. И тут бог им судья.

В то же время инициатива РПЦ видится мне неосуществимой в обозримом будущем. «Ловить момент» надо было в первые постсоветские годы, когда, собственно, произошло обратное переименование многих городов и улиц. Но меньшинства, конечно. Церковь уже не первое десятилетие борется за то, чтобы убрать труп Ленина, да и вообще весь «коммунистический погост»  с Красной площади. Ничего не добилась. Нет за этим всенародной воли и поддержки. Нет и воли политической. Многие россияне воспринимают нынешнее российское государство как правопреемника советского (во многом это так и есть), однако трудно поддерживать преемственность, отрекаясь от прошлого как заведомо «преступного и негодного».

Главное, пожалуй, препятствие на пути массового обратного переименования — это масштабы такого, если вдруг задаться целью воплотить его в жизнь, притом в отсутствие массовой поддержки, плана. За все советские годы из примерно 700 тысяч географических названий на территории СССР были переименованы примерно половина. В России — та же пропорция. Большая часть из этих новых топонимов так или иначе связаны с именами большевистских деятелей. Которых все же всех чохом записать в «преступники», как мне кажется, затруднительно. Ведь суда над советской историей и советским режимом не было, не вынесен приговор, кто преступник, кто всего лишь «сотрудничал с режимом», делая много полезного для страны, а кто так и вовсе герой. С именем Ленина так или иначе только в России связано примерно восемь тысяч топонимов. Начать логично было бы с него. А потом браться за его многочисленных «подельников». Но не оставлять же потом бесчисленные и безликие названия «советская» «коммунистическая» на карте страны. Ведь той страны давно уж нет, а молодые поколения даже не понимают толком, о чем идет речь, они не чувствуют сути слова «советский».

А многие россияне вообще не хотят никаких переименований, поскольку это рушит привычную картину мира. К примеру, в Москве была попытка переименовать станцию метро «Войковская», названную в честь одного из руководителей расстрела царской семьи. Однако большинства голосов москвичей инициатива не набрала. А ведь это переименование не было сопряжено ни с какими хлопотами самих жителей. В случае же переименования городов и улиц будет совсем иначе: надо будет менять не только таблички с названиями, но и бесчисленное множество документов  как физических, так и юридических лиц. Это потребует не только времени и бюрократических хлопот миллионов людей, но и огромных расходов. Которые РПЦ в данном случае, конечно же, хотела бы переложить на государство. У которого таких денег сейчас лишних точно нет.

Поэтому для начала надо добиться хотя бы того, чтобы с Красной площади вынесли труп «вождя мирового пролетариата», а большевистские лидеры были бы перезахоронены из-под Кремлевской стены в другое место. А там посмотрим.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.