Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

«У того, кто не хочет принимать чужую правду, в руках рано или поздно окажется бомба и автомат»

Общество
7 апреля судебные медики признали студентку МГУ Варвару Караулова, которая хотела примкнуть к террористам на Ближнем Востоке, вменяемой. В этот же день были возобновлены рейсы из Москвы в Брюссель, так до конца и не оправившийся от террористических атак. Мир уже никогда не будет прежним. Корреспондент «Вечерней Москвы», продолжая дискуссионную рубрику, решила узнать у ведущих режиссеров, может ли искусство помочь в борьбе с терроризмом, этим новым поднявшим голову молохом.

ФАЛЬШИВОЕ ЧУВСТВО БОРЬБЫ ЗА ПРАВДУ

Павел Лунгин, режиссер сериала «Родина»

«У того, кто не хочет принимать чужую правду, в руках рано или поздно окажется бомба и автомат»  Режиссер Павел Лунгин  / Фото: Екатерина Чеснокова/РИА Новости

— Нынешний мир в одночасье стал очень сложным, и осознать это большинству населения, включая меня, непросто. На мой взгляд, возникла большая необходимость в том, чтобы почувствовать, даже физически осознать всю его сложность и неоднозначность. И этим должен заниматься кинематограф. К сожалению, российские сериалы продолжают транслировать простоту жизни, вступая тем самым в многочисленные противоречия с реальностью. Тогда как в фильме должны быть ответы на острые вопросы бытия, включая и рост международного терроризма. Видимо, есть что-то страшно соблазнительное в этом явлении, если половина мира примыкает к экстремистским организациям, и даже цивилизованный просвещенный Запад — в эпицентре международного террора. Наверное, он дает фальшивое чувство борьбы за правду. В сложном мире, когда нет быстрых и прямых решений, терроризм предлагает простой выход: «Убей и умри». Самая большая проблема этого явления заключается не толь- ко в том, что он несет смерть, но и в том, что он толкает людей на ложный путь. Гуманизм ведет к принятию и пониманию другого человека, его мотиваций, решений. То есть к признанию другой правды. Тогда как у того, кто не хочет принимать другую правду, рано или поздно в руках окажется нож или бомба. Но сегодня в мире, пожалуй, как никогда раньше сильно развилось стадное чувство. А если говорить точнее, чувство нелюбви одного стада к другому. И это проявляется и в искусстве, и в спорте, и в науке, и в политике. В Древней Греции Олимпийские игры были призваны объединять людей. А сегодня на крупных соревнованиях мы часто наблюдаем, как болельщики двух стран кричат: «Убей, порви, забей». В Древней Греции во время проведения Олимпийских игр даже войны прекращались, а сегодня игры становятся очагами вражды. Как подняться над этим чувством стадной нелюбви к другому стаду — серьезный вопрос, требующий ответа, и решить его, на мой взгляд, кинематограф способен. Если бы я не верил в то, что кино может бороться со злом, то не стал бы снимать фильмы. Правда, я не знаю, помогла ли наша «Родина» в борьбе с мировым терроризмом, но в этой работе я хотел показать и предупредить, что можно вербовать через жестокость, через насилие, а можно через любовь. В одной серии рассказывается о том, как проникнуть в душу человека, а именно в душу главного героя, и чтобы зрители видели, на какие ухищрения способны террористы. В картине для большого экрана трудно рассказать глубокую историю. Сегодня полнометражное кино — набор аттракционов, трюков, зрелищ и не что иное, как «диктат детства». Если раньше зрители шли на фильмы Тарковского, Бергмана, Феллини, Германа, Сокурова — интеллектуальные, многослойные, тонкие, то сегодня кино напоминает «борьбу двух железных дровосеков в космосе, один из которых — хороший, другой — плохой». И фильмы с такими темами, сюжетами, ходами, рассчитанными на детское восприятие, конечно, повлиять на умы серьезных людей не могут.

БЕЗ БОГА СТАНОВИТСЯ ДОЗВОЛЕНО ВСЕ

Владимир , режиссер

«У того, кто не хочет принимать чужую правду, в руках рано или поздно окажется бомба и автомат» Фото: РИА «Новости»

— К сожалению, кино чаще подсказывает террористам способы, причем способы изощренные (преимущественно кино создают талантливые люди): как сделать взрывчатку, как захватывать заложников... И поэтому кинематографистам следует осторожно показывать все, что может иметь отношение к деятельности террористов, чтобы не стать руководством к действию. Но есть и другая составляющая кинематографа, куда более необъяснимая и опасная. Террористические акты 11 сентября 2001 года в США — это абсолютное кино, причем исключительно голливудское. К этой мысли я пришел, когда увидел кадры катастрофы. Все выглядело как в американском фильме. Тогда я понял: «Мир радикально изменился и больше никогда не будет прежним». А почему я пришел к такому выводу? Да потому, что уже соединились вымысел, фантазия, причем самая чудовищная, с реальностью, и фантазия делает мир безумным. Кино так или иначе моделирует жизнь и влияет на жизнь. Если говорить о решении столь сложной проблемы, как мировой терроризм, то решать ее с помощью кинематографа или другого вида искусства напрямую, что называется, в лоб, нельзя. Во всех святых книгах написано, что людей убивать нельзя, только почему-то убивают. Но если снять кино, которое будет воздействовать на людей на подкожном уровне, если затронуть самые главные струны, если достучаться до сердец и голов, — другое дело. Еще один парадокс, который я заметил: за историю человечества написано много гениальных книг, музыки и снято фильмов, а люди по сути не изменились. Природа человека осталась прежней. Цивилизация стремительно мчится вперед, а люди остаются в каменном веке. Получается, что мощнейший гуманистический посыл уходит в песок. На самом деле, конечно, это не так. Идет влияние гуманистических идей на отдельно взятого человека. Именно это позволяет миру существовать. У природы есть свои законы развития в борьбе добра со зла, и каждый из нас в этой борьбе исполняет свою роль. Каждый без исключения — и об этом вся русская литература. Этот процесс бесконечен. Я делал экранизацию романа Достоевского «Бесы», в котором говорится о зарождении террора в России. Проблема в том, что в свое время Достоевского не услышали, и то, о чем он предупреждал, свершилось в реальности и, к ужасу, продолжается сегодня в гораздо больших масштабах. Но мы не должны останавливаться. Не должны махнуть рукой, мол, пусть силовики борются с терроризмом. Капля камень точит. Сегодня пожар разгорается из-за религиозных разногласий, и на эту тему следует говорить и снимать кино. С другой стороны, происходит печальный процесс отторжения человека от религии. И вот уже Европа, по большому счету, не идентифицирует себя с христианским миром. Европейцы вычеркнули «христианство» как один из разделов культуры, что будет иметь серьезные последствия. В первую очередь христианство нуждается сейчас в серьезной поддержке. Мир снова катится к предостережению Достоевского: «Нет Бога, и все можно». Мы это уже пережили. У них это еще впереди.

ОДИН ЭПИЗОД МОЖЕТ ПОВЛИЯТЬ НА ХОД ИСТОРИИ

Егор Кончаловский, режиссер

«У того, кто не хочет принимать чужую правду, в руках рано или поздно окажется бомба и автомат»  Режиссер Александр Адабашьян / Фото: Из архива

— Кино — идеологическое оружие. Если вспомнить, что о кино говорил Ленин, и как любил кино Сталин, и какие надежды возлагали на кинематограф вожди, то вряд ли можно сбрасывать его со счетов и сейчас. Если говорить о современности, то в моей картине «Антикиллер-2» был эпизод с террористкой-смертницей, и его на одном из центральных каналов попросили убрать. Аргумент этого требования был такой: «Это не почерк террора». Я был согласен это сделать. Но буквально через день после этого разговора в России самоподрыв совершил первый смертник, Я сразу же позвонил на первый канал и спросил: «А теперь это тот почерк терроризма? Теперь я могу оставить эпизод со смертницей?» И ответ был: «Да, вы были правы». Этот ведущий канал считал, и я с ним полностью согласен, что один эпизод в кино может повлиять на ход мыслей людей, а следовательно, и на ход истории, и поэтому рассматривали его под увеличительным стеклом. Думаю, что рассматривали не только редакторы, но и силовые службы. Все понимали, что даже в таком страшном бизнесе, как терроризм, кино может что-то изменить. Подчеркиваю — бизнесе. Считаю, что кино очень сильно влияет на умы людей, и помочь в борьбе с терроризмом не только может, но и должно это сделать. Но только в том случае, если будут созданы шедевры, которые найдут свой путь к сердцам и умам людей. Возможно, увиденное на экране человеком, потенциально готовым к участию в неком террористическом деянии, может отвратить его от этого. Но вряд ли это возможно в коммерческом кинематографе, который призван зарабатывать деньги. Такая задача под силу высокохудожественному авторскому кино. Но в кинотеатрах сегодня идут такие фильмы, которые развлекают зрителя, а не заставляют размышлять. Замечу, что сегодня смелых продюсеров в отечественном кино немного, а от них многое зависит. Еще одна причина моей уверенности в том, что фильмы могут помочь побороть террор заключается в том, что в кино преимущественно ходят молодые люди. Та молодежь, которая в обозримом будущем станет управлять страной, принимать решения. И влиять на умы этих людей современный кинематограф и призван. Между прочим, фильм «Антикиллер-2» мой отец — Андрей Сергеевич Кончаловский, назвал ужасно вредным. Тогда я решил, что причина его критики в том, что в нем иначе представлена тема кавказских террористов, чем в его фильме «Дом дураков». Но потом я понял, что отец снимает каждый свой фильм как произведение искусства, а я тогда снимал, как говорится, на заказ . Я могу назвать ряд картин Андрея Кончаловского, которые могут бороться с терроризмом, потому что они больше, чем обычное прокатное кино. Разумеется, нужно учитывать, что основная аудитория — это молодежь, и поэтому необходимо искать для нее близкий язык, современный подход, но для этого нужно или вариться в молодежной среде, или проводить глубокие социальные исследования, или быть гением, который видит будущее.

АБСУРДНО ВЕРИТЬ, ЧТО КИНО СПОСОБНО ПОБЕДИТЬ ТЕРРОР

Александр Адабашьян, режиссер

«У того, кто не хочет принимать чужую правду, в руках рано или поздно окажется бомба и автомат»  Режиссер Владимир Хотиненко / Фото: Из архива

— Я думаю, что возлагать на искусство миссии по поводу улучшения человеческой породы и природы бессмысленно. Если прочитать древних греков, какие пороки они бичевали в то время и какие добродетели воспевали, то сегодня те самые пороки продолжают существовать, а те самые добродетели с тем же «успехом» с ними борются. Поэтому надеяться на то, что кино может помочь победить терроризм по меньшей мере наивно. Если Раскольников убил старушку топором, чтобы доказать «тварь я дрожащая или право имею?», то сейчас молодежь убивает стариков за бутылку водки. А такое зло, как терроризм, подпитывается религией, экономикой, социальными проблемами, массовой миграцией, и что может сделать с ним кино? В этом тяжелом случае надо лечить не больного, а болезнь. Наверняка отдельного больного можно вылечить посредством кино или другим путем, а чтобы фильмы побороли само явление — нет. Предположить, что с таким мощным злом, как терроризм, можно бороться таким хилым оружием, как кино — абсурд. Сегодня отечественный кинематограф даже не может нормально работать на идеологическом или, если угодно, пропагандистском фронте. В связи с развитием телевидения и интернета он эти функции утратил. Благодаря стараниями американских, скажем так, партнеров, кино вернулось к тому, с чего начиналось, и стало обыкновенным развлечением. Братья Люмьер, придумав кинематограф, заявили, что это «аттракцион для кафе». А после кино на некоторое время превратилось в искусство. А сейчас обратно в «аттракцион для кафе». Американская попкорновая киноиндустрия выполняет функции развлечения или пугалки-стрелялки. Если американцам под этой оберткой еще удается протащить свою идеологию, то нам и это сейчас не под силу. Можете себе представить, чтобы в консерватории слушали музыку с попкорном или смотрели спектакль в театре или филармонии? А в кино ведро попкорна стало нормой. Миссионерская функция кинематографа закончилась. Обратите внимание на наш российский прокат, в котором более 90 процентов — американские фильмы, и лишь мизерная часть — российские. Нет европейских, азиатских картин. Прокат стал занятием маргинальным. Все переползает на телеэкран, а там вообще — сплошная развлекаловка. Даже если снимать документальное кино, в котором рассказывать, какой ужас — этот терроризм, все равно это ничего не даст. Кто будет смотреть документальное кино? И кто его будет показывать? В кино сегодня — тотальный дефицит идей и нет публики. Если бы сегодня работали Феллини, Годар, Висконти, то не нашли бы деньги на свои картины... А кино — очень дорогое производство. Это фабрика. Единственное, в чем мы не уступаем Америке, — это в анимации, которая никак не может бороться с терроризмом. Вот в США есть фабрика кино, и, возможно, она могла бы, если бы захотела, внести свою лепту в борьбу с международным терроризмом.

ЛЮБОЙ ФИЛЬМ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ. ОН УДАЛСЯ, ЕСЛИ ПОСЛЕ ПРОСМОТРА ЗАСТАВИЛ ЗРИТЕЛЯ СЕРЬЕЗНО ЗАДУМАТЬСЯ

Владимир Бортко, режиссер:

— Кино в какой-то степени может помочь в борьбе с терроризмом. Собственно, как и любые другие культурные явления. Кино направлено на нравственное совершенствование человечества. Правда, плоды совершенствования человека и его нравов пока не очень видны, о чем лично я очень сожалею.

Кшиштоф Занусси, режиссер:

— По большому счету, кино не может влиять на терроризм, ибо кино — совсем другое пространство. Но оно может помочь так воспитать зрителя, что терроризм будет ему чужд.  Настоящее искусство влияет на ход истории, но не напрямую. Любое искусство, которое вызывает у человека любовь к другому человеку, тоже опосредованно помогает в борьбе с терроризмом.

Ираклий Квирикадзе, режиссер, сценарист:

— Тема терроризма сама по себе драматичная. И если кино правильно построить, если глубинная мысль подается не сухо, а эмоционально и зритель увидит что-то проникновенное, рассказывающее, что это за кошмар и сколько вреда может нанести человечеству, то, очень может быть, оно заставит человека задуматься. Это не значит, что надо приводить в кино террористов.

Это абсурд. Никто не знает, кто сидит в зале. Ты едешь в метро, и, не дай бог, происходит что-то ужасное. Такие фильмы нужны — серьезные, не однобокие, и такие фильмы были в моей жизни. Такие фильмы я видел в юности, когда готов был рыдать, хотя был и остаюсь совсем не сентиментальным человеком. Ведь все мы видим, как накалились чувства людей и как много несправедливости вокруг. Конечно, кино — не решение проблемы и не панацея от жуткого кошмара, охватившего планету, но оно тоже может внести свой вклад в борьбу с мировым злом. Кино может быть своего рода барьером. И даже если один человек, посмотрев фильм, задумается и скажет: «Нет, я не буду готовить бомбу», — значит, картина снята не зря. Фильм «Обыкновенный фашизм» мощный, сильный, реалистичный, изничтожающий идеи фашизма, и не существует статистики, сколько людей, посмотрев его, задумались.

Андрей Соколов, режиссер:

— Понимаю четко одно: терроризм — это бизнес. Говорю не о тех, кто нажимает на курок, а о тех, кто это все оплачивает. Любое телодвижение стоит денег, и тот, кто его оплатил, конечно же, рассчитывает на прибыль. А как ее получить, чем мотивировать — уже неважно. Поэтому что бы мы ни обсуждали — практически всегда мы говорим о результате, а не о причинах и при этом не произносим ничего нового. Зачастую достаточно поменять даты, имена, названия городов, полярность противоборствующих сторон, и все — событие прокомментировано и оценено. А вскрыть истинную суть проблемы, увы, почти всегда бывает невозможно. Равновесного состояния не существует в принципе. Жизнь — это движение: сверху вниз, из мест с высоким давлением туда, где более разрежено. И человек стремится туда, где ему лучше, где есть еда и блага. Можно попытаться максимально обезболить этот процесс, но полностью анестезировать его невозможно — накопившаяся вода все равно рано или поздно выйдет из берегов.

Вадим Абдрашитов, режиссер:

— К сожалению, кинематограф не может помочь в борьбе с терроризмом. За всю историю человечества написано такое большое количество хороших книг, снято столько картин, обличающих войну и террор, но ничего не изменилось в мире. Единственное, что может сделать кинематограф, — смягчать нравы. Мой учитель Михаил Ромм снял фильм «Обыкновенный фашизм», потому что считал необходимым бороться с этим явлением, и он был прав. Молчать нельзя.

Юрий Грымов, режиссер:

— Замыкаться на кино или литературе значит намеренно сужать рамки. Все мы видим, что происходит в мире: силовые органы, разведки всего мира не могут справиться с терроризмом. Все мы сидим и боимся новых кошмаров. Я считаю, что в этой ситуации надо повышать уровень культуры людей, потому что культура сплачивает и делает каждого сильнее, а бескультурье разъединяет. Современный мир разделен, а его надо собирать воедино, и сделать это может только культура.

Карен Шахназаров, режиссер:

— В 2004 году я снял фильм «Всадник по имени Смерть» о русском терроре по повести бомбиста Бориса Савинкова, и террористов меньше не стало. Напротив, террор приобрел угрожающий характер. Поэтому я затрудняюсь с ответом на вопрос: «Может ли кино помочь в борьбе с терроризмом?» Сейчас я снимаю «Анну Каренину» и надеюсь, что эта картина о любви, о семье, о вере больше отвратит от злодеяний, чем фильм о терроре.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.