Комфортная серединка
КАК можно изучать то, чего нет? Молодой москвичке Светлане Мареевой не раз доводилось слышать такой скептический вопрос. Светлана Владимировна, научный сотрудник Института социологии РАН, только что защитила диссертацию и выпустила (в соавторстве со своим научным руководителем Натальей Тихоновой) книгу на актуальнейшую для нашего общества тему – «средний класс».Принято считать, что в России живут одни бедняки да олигархи, а «прослоечку» образованных людей с хорошим достатком, мол, только в лупу и разглядишь. Кто говорит, что их всего 0,1% населения, кто милостиво допускает 2%.Корреспондент «Вечерки» узнала у Светланы Мареевой, сколько на самом деле в столице «середнячков», на что они предпочитают тратить деньги и почему в нынешнюю жару им легче, чем остальным.[b]Аршином общим не измерить[/b]– Исследователи не могут найти в России средний класс, потому что задают слишком жесткие и однозначные критерии поиска, – говорит Светлана Мареева. – Например, одни ждут от представителей этого класса, что они будут выступать в качестве сплоченной социальной силы, отстаивающей свои политические интересы. Другие ориентируются исключительно на размер дохода.Однако для противоречивых российских условий нужны более гибкие критерии. Светлана Владимировна предлагает 4 признака «среднеклассника».1. Он занимается квалифицированным и не физическим трудом.2. У него как минимум среднее специальное образование.3. В его семье среднедушевой доход не ниже среднего (медианного) для данного населенного пункта или дома есть определенное количество товаров длительного пользования.4. Он оценивает (в анкете) свое положение по специальной 9 или 10-балльной шкале не ниже, чем на «четверку».– Особенно важно учитывать двойственность третьего критерия, – говорит Светлана Мареева. – Иначе мимо среднего класса «пролетят» как временно оставшийся без работы и дохода высококлассный врач-профессионал, так и преуспевающий молодой предприниматель, только что въехавший с подругой в съемную квартиру, где нет ничего, кроме матраса.[b]Скромные москвичи[/b]При таком широком охвате оказалось, что в марте 2008 г. к «золотой середине» можно было отнести каждого третьего россиянина, 40% работающего населения (в Москве – так и все 48%). В феврале 2009 г. в «середняки» записали уже всего 26% россиян (33% работающих, в столице – 40%). Еще больше «ножницы» между столицей и остальной Россией в определении того самого медианного дохода, от которого начинается средний класс. По стране это 10 тыс. руб., а москвичи утверждают, что им в среднем нужно 25 тыс.– Это они скромничают, – оценивает Светлана Мареева. – Московский «середняк» начинается как минимум с 40 тыс. среднедушевого дохода, но люди склонны занижать свои доходы, отвечая на вопросы анкеты.Средний класс состоит из «ядра» – преуспевающих профессионалов (типичный представитель – мужчина 25–40 лет, интеллигент во втором поколении, выросший и пошедший в школу в крупном городе), и «ближней периферии» – «офисного планктона» и работников госсектора, от которых не требуется каких-то уникальных умений. Москва и тут выделяется: доля «периферийного планктона» в ее среднем классе выше, чем по стране.– Видимо, это связано с тем, что в столице легче найти «чистую» работу, не требующую высокой квалификации, – предполагает Светлана Владимировна. Но это – до поры до времени…[b]Видак вместо диплома[/b]До сих пор сохраняются специальные товары для среднего класса. Скажем, кондиционер есть дома у 9% «середняков» и лишь у 3% всех остальных. А тренажер – соответственно у 5 и 1%.Слабовато наши яппи крутят педали… Среди них меньше курящих и пьющих без закуси, чем среди остального населения (соответственно 28 против 35% и 16 против 25%). Они чаще ходят к врачам, но вот физической формой менеджеры не сильно озабочены: 34% из них нагуляли себе брюшко от того, что после ланчей и фуршетов сразу усаживаются за компьютер (среди работяг всего 27% с ожирением).Вообще средний класс вкладывает в себя, в свое здоровье и образование меньше, чем мог бы. Конечно, в целом «середняки» посещают фитнес-центры и разные курсы активнее, чем остальное население.Но даже в благополучные годы наблюдалась тенденция: средний класс ленился развивать себя. Обучать детей – дело святое, а вот поучиться самому… Меньше всего желающих улучшать собственный «человеческий капитал» на периферии среднего класса. Менеджер потратит прибавку дохода на второе высшее, а его секретарша – на очередную микроволновочку или «расслабуху» в Египте. Вот кризис и выбил из седла тысячи таких секретарш, упустивших возможность саморазвития. Основная причина – неверие в то, что полученные знания позволили бы что-то изменить в жизни.Как в анекдоте про мужика из тайги: «Yes, I speak English… А толку?»[b]Дай миллион![/b]– Если государство действительно хочет расширить средний класс, ему нужно воздействовать на периферийные группы, – говорит Светлана Мареева. – Дать им возможность увидеть, что с повышением квалификации они смогут занять качественно иное рабочее место. Но сейчас таких мест в нашей экономике не хватает, знания и навыки многих людей оказываются невостребованными, вот работники и отказываются повышать уровень своего образования. Сейчас, когда мы задаем вопрос: «На что бы вы потратили миллион рублей (если бы он свалился на вас с неба)?» – огромное большинство отвечает, что накупило бы домашних кинотеатров да отправилось по круизам.– А вы, конечно, вложили бы эти деньги в свое образование? – подначиваю я Светлану Марееву.– Нет, – улыбается Светлана Владимировна. – В решение жилищного вопроса. Сейчас для меня это актуальнее всего: я недавно вышла замуж.[b]Кстати[/b]Прочитать исследования Светланы Мареевой можно на сайте Института социологии РАН [i]www.isras.ru[/i].