Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Александр Митта: Картины Малевича и Шагала мне полюбились с детства

Развлечения
31 марта состоится премьера фильма Александра Митты «Шагал — Малевич». Режиссер рассказал «ВМ», почему решил снять картину о двух великих художниках, а также о своем особом отношении к русскому авангарду.

Александр Наумович встречает меня в с квартире-мастерской, расположенной в доме, принадлежащем Московскому горкому художников-графиков. Режиссер извиняется за беспорядок и шум. «В коридоре ведут ремонтные работы — вся пыль оседает в близлежащих квартирах, в том числе и в этой», — говорит он.

В небольшой комнате рабочий беспорядок: на столе Александра Наумовича бумаги и ежедневник, в котором нет свободного места на ближайшие две недели — в преддверии премьеры надо провести немало встреч; на полках — много книг. Преимущественно об искусстве, по соседству с ними реплики картин Шагала. Режиссер наливает по чашке чая, ставит на стол тарелку со сладостями, и мы начинаем разговор.

Александр Наумович, ваша картина «Шагал — Малевич» повествует о двух художниках, их фамилии известны во всем мире и ясны из названия ленты — Марк Шагал и Каземир Малевич. Фильм о Шагале вы хотели снять давно. Почему он появился именно сейчас?

— Меня всю жизнь окружали художники: Друзья, семья — жена и сын. В картины же Марка Шагала и Каземира Малевича я влюбился еще в детстве.

Когда я только начал работать, мы жили в другой стране, в СССР, когда даже говорить о Шагале было нельзя. Он нарисовал Ленина вверх ногами на стуле, как клоуна революции, стоящего на одной руке.

После этого он стал антисоветчиной.

По сюжету фильма основные действия происходят в Витебске. Там Шагал встречается с Малевичем. Насколько события, которые отражены в фильме, соответствуют истории?

— У всех тех, кто задумывал снять фильм про Шагала, это не удавалось, потому что художник был человеком абсолютно бесконфликтным. А без кофликта невозможно держать зрителя в напряжении. За основу своего фильма я взял реальную историю.

Она просто удивительная: в Витебске Шагал создал школу искусств, куда в свое время пригласил всех авангардистов, в том числе и Малевича. Так вот, Малевич впоследствии выгнал оттуда Шагала. Другими словами, при создании фильма я опирался на байопик, биографию художников. Но нашлось место и выдумке. Я придумал историю, где есть место приключению. Во-первых, описывается интересная эпоха — 1919 год. Кроме того, я постарался отобразить взаимоотношения «учитель — ученики», то, как мастер вытаскивает из человека личность. Ну и, конечно, любовная линия — куда без нее?

Кроме того, что вы выступаете в этой картине в качестве режиссера, вы также являетесь и автором сценария. Информацию для него собирали в Витебске?

— Я опирался на книги. Мой учитель, режиссер Михаил Ромм, любил повторять одну историю. В свое время, когда ему дали задание снять картину «Тринадцать» про отряд в пустыне, Михаил Ильич обратился к своему сценаристу: мол, надо ехать в пустыню, собирать материал. На что тот ответил: «Пустыня называется пустыней, потому что там пусто. Садись за стол, и давай придумывать сюжет». Я тоже считаю, что только когда сюжет придуман, он должен обрастать подробностями. Конечно, когда идея сюжета «Шагала — Малевича» уже была сформирована, я ездил в экспедицию в Витебск, убедился, что там есть река, которая упоминалась в книгах, нашли улицу, которую впоследствии было решено задекорировать.

Вы давно не выпускали собственных фильмов. Как вы относитесь к тому, что происходит в российском кинематографе? Ваши коллеги повсеместно говорят, что существует нехватка сценаристов, многие предпочитают сотрудничать с американцами. Вы согласны с тем, что эта проблема существует?

— Это последствия 90-х годов.

Плюс отсутствие образовательной базы.

А как же ВГИК?

— ВГИК — выброшенные на ветер время и деньги. Речь идет о нехватке базовых знаний.

Потому что главными критериями во ВГИКе являются такие, как «мне кажется», «мне нравится». А при создании сценариев нужет технический, структурный подход.

У меня есть своя сценарная школа. И вот простой пример: совсем недавно в Доме кино мы организовывали семинар серьезного американского автора. И на его лекции сбежались все: пришли ведущие продюсеры, такие как Александр Акопов (директор компании «Амедия». — «ВМ»), сценаристы. Все потому, что, к сожалению, профессией у нас владеют немногие.

А что касается недостаточного финансирования фильмов? Многие грешат и на это.

— Взять тех же студентов ВГИКа — за год они снимают одну короткометражку. Если бы им быстро давали деньги, они бы работали в другом темпе. Сейчас создание картины выглядит так: человек написал сценарий, подал его на конкурс.

На его заявку отвечают, что рассмотрение продлится три месяца. Потом конкурс переносят. А режиссер уже привязан к этому проекту. Форма, так скажем, энергичной работы в России не принята. У меня был один случай, когда я провел два года в ожидании картины. В сотрудничестве с английскими продюсерами я снял фильм «Затерянный в Сибири». Картина получила премию BAFTA. После этого она автоматически попала на стол продюсеру американскому.

Согласно вердикту Гильдии кинорежиссеров ее номинировали на «Золотой глобус».

И мне сразу предложили проект. Он был маленьким по голливудским меркам, но для меня довольно крупным. Я согласился и ждал лишь того часа, когда продюсеры найдут инвесторов. В какой-то момент один из продюсеров задает мне вопрос: «Какое количество вариантов по изменению сценария у вас есть?» У меня же был один вариант. Тогда мне объяснили, что необходимо иметь как минимум пять вариантов развития ключевых эпизодов. Поскольку если в картине соглашается сниматься звезда, то нужно подстраиваться под ее пожелания, а если придут, к примеру, две звезды — в учет придется брать уже предложения обоих актеров. «Если у вас не будет хорошего ответа, то мы вас заменим другим режиссером, — сказал мне тот продюсер и добавил: — Если у вас на разных стадиях работы одновременно находится меньше восьми проектов, то вы не в бизнесе. Режиссер должен работать над всеми ними с утра до ночи и ждать, пока какая-нибудь звезда не согласится на роль». В Америке так работают все, а у нас никто. Поэтому многие лучшим выходом видят вариант «продаться на телевидение» и там вкалывать за три копейки. Тогда хоть какие-то деньги да будут.

Чтобы получить финансирование от Министерства культуры на фильм «Шагал — Малевич», пришлось доказывать художественную ценность фильма?

— Иван Демидов, который на тот момент занимал пост замминистра культуры и курировал кинематограф, усомнился в ценности картины. В экспертизе участвовали Зураб и Василий Церетели, представители Государственного центра современного искусства — они просмотрели картину и подписали бумагу о том, что я не исказил факты в фильме, что лента действительно о Шагале и о Малевиче. За это подтверждение нам обещали дать на съемки второй миллион долларов (первый миллион выделил Фонд кино. — «ВМ»), потом сумма сократилась до 500 тысяч, получили мы в итоге 200 тысяч долларов.

Зато теперь благодаря этой бумаге вашу картину можно показывать в школах.

— Эта картина больше ни на что не годится, кроме как показывать в школах. К сожалению, народ не очень любит экранизации. Нам выделили приличное количество экранов на первый уик-энд, но, как ни крути, народ любит смотреть комедии. Если фильм не комедия, у него нет шансов на окупаемость. А когда стоит напротив еще 15 американских картин, и часть из них номинирована на «Оскар», как же с этим бороться? Поэтому у меня нет никаких иллюзий. Я трезво оцениваю ситуацию.    

СПРАВКА

Александр Наумович Митта (28 марта 1933 года) — российский режиссер, сценарист и продюсер, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист РФ. В 1960 году окончил ВГИК (мастерская М. И. Ромма). Уже в 1961 году вышел первый фильм режиссера — «Друг мой, Колька!», за который он получил премию на Международном фестивале в Лондоне. После были картины «Звонят, откройте дверь», «Гори, гори, моя звезда» и первый блокбастер в СССР — «Экипаж».

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.