Благовещение. Стремление стать богом не предосудительно для человека
Природа на все лады возвещает пробуждение от зимнего омертвения. К благовестию новой жизни призваны все люди. Об этом напоминает Церковь в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, вспоминая, как по безмерному смирению Отроковицы на ней исполнилось древнее обетование — наитием Святого Духа был зачат во плоти Сын Божий (см. Лк. 1, 35) — Господь Иисус Христос.
Церковь воспевает Пречистую Деву Марию, через Которую Невместимый Бог пришел в наш мир и сделал осуществимой мечту прародителей стать «как боги» (Быт. 3, 5). В раю они горько обманулись, выбрав для ее достижения ложный путь — нарушение Божией воли. Но вместо уподобления Господу они отпали от единства с Ним. И вот пришло время, когда Сам Бог стал Человеком, «да богом Адама соделает», — поет Церковь.
Само по себе стремление стать богом не предосудительно для человека. Наоборот, оно проистекает из его существа, ведь Адам создан по образу и подобию Божию (см. Быт. 1, 26). По мысли святителя Иринея Лионского, мы сотворены Господом именно для уподобления Ему, и этот замысел Творца раскрылся со всей очевидностью, «когда Слово Божие сделалось человеком», чтобы «чрез подобие с Сыном человек стал драгоценен для Отца». Апостолы — свидетели и благовестники воскресения Христа — донесли всему миру Его учение и пример Его жизни как Истину и Путь (ср. Ин. 14, 6), шествуя которым христианин усыновляется Богу и наследует жизнь вечную.
Спаситель призывает научиться у Него кротости и смирению (см. Мф. 11, 29). Христос настолько кроток, что Свое всесилие скрыл в младенческой немощи. Рассуждая о высоте смиренномудрия, преподобный Исаак Сирин пишет, что через него воплотившееся Слово «приобщилось нам в теле нашем», и облеченный в него человек «истинно уподобился Нисшедшему с высоты Своей».
Научиться смирению Христову — значит усвоить отличительную черту Божества. Это непростая задача для нашей самости. Но мы можем начать с малого — с признания своего несовершенства. Сейчас благоприятное для этого время, ведь мы проходим заповеданный Церковью подвиг поста и молитвы. В телесном воздержании мы постигаем свою немощь физически, а подвизаясь в молитве — отчетливее видим свои духовные недуги. Взывая из своего несовершенства о помощи ко Господу, соединяясь с Христом в таинстве Причащения, мы можем укрепляться свыше, опытно удостовериться в Божием откровении: «сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12, 9).
По словам преподобного Иустина (Поповича), чья память также празднуется на Благовещение, «все Богочеловеческое домостроительство спасения совершается при посредстве Пресвятой Богородицы». Во Иисусе Христе и Его Пречистой Матери нам явлен идеал любви к Богу. Эта любовь выражается в послушании Ему «даже до смерти» (Фил. 2, 8) от кроткого ответа Девы Марии на благовестие архангела: «Се раба Господня» (Лк. 1, 38), — до последнего вздоха Спасителя на Кресте.
В дни Великого поста у нас есть возможность выразить сыновнее послушание и благодарную любовь к Христу через очищение своего сердца, следование евангельским заповедям, через пост и молитву. По словам преподобного Иустина (Поповича), «люди в Церкви живут, прежде всего, молитвой; молитва — это и ее сердце, и ее язык, и ее жизнь, то есть ее Бого-жизнь». Вот доступный нам неложный путь к богоуподоблению, глоток свежего воздуха для души. Надо приложить лишь некоторое усилие, и Господь поможет нам благовестить обновление мира своей жизнью во Христе.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции