Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

5 фактов о первом русском кругосветном плавании

Технологии
Иван Фёдорович Крузенштерн.
Иван Фёдорович Крузенштерн. / Фото: Wikipedia

Экспедиция первого русского кругосветного плавания, под руководством Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского стартовала из Кронштадта 26 июля (7 августа) 1803 года. Перед отплытием император Александр I лично осмотрел в Кронштадте приобретенные в Великобритании небольшие корабли «Надежда» и «Нева». Государь разрешил на обоих судах поднять военные флаги. Кроме того, расходы на содержание одного из судов он принял на свой счет, а за издержки другого платила Русско-американская компания вместе с одним из главных вдохновителей экспедиции — графом Николаем Румянцевым. Экспедиция заходила в Копенгаген и 28 сентября прибыла в английский Фалмут, где пришлось дополнительно проконопатить всю подводную часть обоих судов. Лишь 5 октября российские суда направились дальше на юг, зайдя на остров Тенерифе; 14 ноября экспедиция пересекла экватор. Впервые в истории русский флаг развевался в южном полушарии, что и было отпраздновано с большой торжественностью.

Маршрут экспедиции был следующим: Кронштадт (Россия) - Копенгаген (Дания) – Фалмут (Великобритания) - Санта-Крус-де-Тенерифе (Канарские острова) - Флорианополис (Бразилия) - Остров Пасхи - Нукухива (Маркизские острова) - Гонолулу (Гавайские острова) - Петропавловск-Камчатский (Россия) - Нагасаки (Япония) - Хакодате (Хоккайдо, Япония) - Южно-Сахалинск (Россия) - Ситка (Аляска) - Кадьяк (Аляска) - Гуанчжоу (Китай) - Макао (Португалия) - остров Святой Елены (Великобритания) - о-ва Корву и Флориш (Азорские острова, Португалия) - Портсмут (Великобритания) —Кронштадт (Россия).

Примечательно, что первая половина плавания, то есть от Кронштадта до Петропавловска была ознаменована эксцентричным поведением Федора Толстого-Американца, которого пришлось высадить на Камчатке, а также конфликтами Крузенштерна с Николаем Резановым. Последний был направлен императором Александром I в качестве первого русского посланника в Японию, а также был официально утверждён в качестве главы экспедиции. В Петербург «Нева» и «Надежда» вернулись разными маршрутами. В 1805 году их пути пересеклись в порту Макао на юге Китая. После захода на Гавайи экипаж «Невы» оказал содействие Русско-американской компании во главе с Александром Барановым в отвоевании у туземцев Михайловской крепости. «Нева» вернулась в Кронштадт раньше «Надежды» (22 июля).

Известие о войне России с Францией, заставшее Крузенштерна на острове Св. Елены, подтолкнуло его к решению идти вокруг Шотландии. 5 июля Крузенштерн прошел между островами Фер и Шетландскими и, 21 июля команда российского корабля прибыла в Копенгаген, а 5 (17) августа 1806 года в Кронштадт. На все плавание им понадобилось 3 года 12 дней.

«Вечерняя Москва» предлагает вспомнить несколько фактов, связанных с этой экспедицией:

1. Император Александр I наградил Крузенштерна и его подчиненных. В частности, все офицеры получили следующие чины, командиры ордена св. Владимира 3 степени, а также по 3000 рублей, лейтенанты по 1000 рублей, а мичманы по 800 рублей пожизненного пенсиона. Кроме того, нижние чины, по желанию, уволены в отставку и награждены пенсионом от 50 до 75 рублей. Для всех участников этого первого кругосветного путешествия была выбита особая медаль.

2. Детальное описание этой экспедиции напечатано на счет императорского кабинета. Оно вышло под названием «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева», под начальством капитан-лейтенанта Крузенштерна». Издание включило в себя 3 тома, с атласом из 104 карт и гравированных картин. В последствие это сочинение было переведено на английский, французский, немецкий, голландский, шведский, итальянский и датский языки. Переиздано было лишь в 2007 году.

3. Путешествие Крузенштерна обогатило географию, а также естественные науки многими сведениями о ранее малоизвестных странах. С этого времени начался целый ряд русских кругосветных путешествий. Кроме того, во многом изменилось к лучшему управление Камчаткой. Офицеры, бывшие с Крузенштерном, служили впоследствии в русском флоте, а кадет Отто Коцебу —позднее стал командиром корабля, ходившего в кругосветное путешествие.

4. В год 200-летия окончания первого русского кругосветного плавания – 2006 - Русское географическое общество планировало переиздать описания путешествий Крузенштерна и Лисянского, «Атлас Южного моря» Крузенштерна, впервые издать в переводе на русский язык труд Григория Лангсдорфа, неизвестный вариант записок купца Федора Шемелина, неопубликованный дневник 1795—1816 лейтенанта Ермолая Левенштерна, неизданные или забытые дневники и письма Николая Резанова, Макара Ратманова, Федора Ромберга, а также других участников плавания.

5. Первому кругосветному плаванию Крузенштерна и Лисянского посвящено несколько художественных и нехудожественных произведений. В частности, об экспедиции обстоятельно рассказывает Николай Чуковский в третьей части популярной книги о великих мореплавателях «Водители фрегатов». Этому факту истории российского флота также посвящен роман В. П. Крапивина «Острова и капитаны» (1984-87).

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

5 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ ИЗ ЖИЗНИ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ ФРЕДЕРИКА КУКА

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.