Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

«Кабинетная трагедия»: как в арбатской квартире вещи оживают и рассказывают истории

Развлечения
На днях в пространстве «Открытая сцена» на Поварской, 20 открылась выставка художника Сергея Мейтува «Кабинетная трагедия, или Эстетика брошенных комнат», которая продлится до 27 апреля.

Экспозиция расположилась в квартире № 18 и прекрасно вписалась в пространство некогда доходного дома. В комнатах огромной арбатской квартиры разместились инсталляции. В стеклянных рамках- «саркофагах» прячутся кабинеты: кабинет одинокого реставратора, комната старого мастера по ремонту кукол, парикмахерская на окраине города, кабинет земского врача, кабинет психоаналитика… Люди ушли, а вещи остались. И в этих брошенных и покинутых хозяевами атрибутах разных профессий – скрытая тайна владельцев, которую теперь предстоит хранить вещам. "Кабинетная трагедия" - это всё, что остаётся от человека на его рабочем месте после того, как он уходит навсегда.

- Кабинет – важное для меня место, - говорит Сергей Мейтув. – Я всегда поднимал под кабинетом личное пространство человека, в котором он может спрятаться от мира. И это пространство обычно заполнено близкими и важными вещами. Кабинет, куда чужое любопытство не может проникнуть, будто твой личный алтарь, где живет твоя тайна, закодированная в книгах и предметах. Это то, чего у меня в жизни очень долго  не было. И эта мечта о своем пространстве существовала так долго, что воплотилась в серию работ. Я сделал 24 работы, объединив их названиями: кабинет учителя зоологии, кабинет мастера по ремонту кукол, кабинет старого радиолюбителя. Есть среди них и моя мастерская. А самая любимая инсталляция – парный кабинет, на фото 30-ых годов – мужчина и женщина. Она – старый парикмахер, он – мастер по ремонту кукол. И между ними происходит магия, когда нельзя отличить, где заканчивается жизнь одного, и начинается жизнь другого.

Воспоминание о коммуналке из детства

В арбатской квартире, в которой играют спектакли и делают первые шаги молодые художники, режиссеры и актеры, опытный и известный Сергей Мейтув решил оживить вещи.

- Когда я впервые вошел в эту квартиру, я почувствовал себя дома, - признается Сергей Мейтув. – Ни жильцов, ни мебели, ни уютного запаха старой коммуналки, но обещание за каждым поворотом коридора, усталые скрипы стертого паркета, позеленевшая и осыпавшаяся от времени и влаги старая штукатурка, остатки обоев со следами картин и фотографий. Гулкое, пустое и невероятно живое пространство - идеальное место для того, чтобы пригласить гостей.

В некоторых комнатах художник представил не только инсталляции кабинетов, но и попытался воссоздать образы из своего детства:

- Я жил на Кудринке, в 10 минутах ходьбы отсюда, в очень похожей квартире, - вспоминает Сергей Мейтув. – Это была коммуналка, там было восемь комнат. В одной жили мы с бабушкой, а остальные принадлежали ее семи двоюродным сестрам. И все мое детство – это странствие по огромному дому, утренний обход бабушек. Каждая бабушка хотела быть родной, потому что детей не было ни у одной из них, и весь мир их комнат достался мне, в каждой комнате я мог командовать. До пяти лет я жил в этой квартире, помню мир каждой бабушки, который «прятался» в ее комнате, обставленной особенными, необычными предметами.

Долгая жизнь предметов

В инсталляциях нет ни одной бутафорской вещи. Все настоящее, со своим историей и духом: от спитых чайных пакетиков до старых кукол, от банок и склянок в «Кабинете психоаналитика» до зажимов и инструментов в «Кабинете врача женской тюрьмы».

- Что-то приносили друзья, что-то попадало в руки случайно, - признается Сергей Мейтув. – Я чувствую «говорящие» вещи, которые хранят тайну и в которых чувствуется дыхание времени. И когда начинаю создавать новую работу, использую эти вещи как живых актеров, создавая мизансцены внутри инсталляций. Мне важно, чтобы зритель мог прочитать какую-то историю, и вещи в данном случае – код этой истории, символ. Но символ ведь каждый считает по-своему, поэтому мне интересно, какие смыслы видит зритель, соединяя предметы между собой.

Примечательно, что в названии выставки – слово "трагедия". В чем же трагедия этих вещей, образующих уютный, очень московский и арбатский мир?

- Человек живет маленькую жизнь, а предмет живет очень долго, - говорит Сергей Мейтув. – И предмет обречен хранить тайну своего владельца. Трагедия потому, что любая, даже очень долгая, жизнь - это незаконченный эксперимент. Мы столько всего получаем в детстве, столько знаний об этом мире, что нам кажется, что мы успеем все эти знания проверить, максимально прикоснуться к этому миру. А потом жизнь проходит, и последние прикосновения, последние наши мечты остаются в предметах. А «кабинетная» - потому, что это маленькая трагедия, камерная. Трагедия маленькой вещи.

Каждый день работы выставки Сергей Мейтув будет находиться в арбатской квартире, превратив ее на время в свою мастерскую. Художник говорит, что, возможно, вместе с ним квартиру на Поварской будут обживать и другие художники, актеры, режиссеры, которые смогут репетировать в комнатах или давать мастер-классы.

А атмосфера тепла и уюта старой Москвы снова вернется в эту квартиру.

СПРАВКА «ВМ»

Здание на Поварской, 20 было построено в 1914 году по заказу известного столичного адвоката Иосифа Кальмеера. Проект доходного дома выполнил архитектор Валентин Дубовской, считавшийся одним из ярких представителей московской школы зодчества начала двадцатого столетия. Внутреннее убранство квартир, площадь которых варьируется от 237 до 318 м2, проводилось при непосредственном участии художника Игнатия Нивинского. Иосиф Кальмеер представлял себе дом как «Дом искусства». После революции квартиры богатых жильцов были отданы под коммуналки.

«Открытая сцена» — проект столичного Департамента культуры , созданный дня поддержки молодых режиссеров, активно занимающихся поиском нового театрального языка. При поддержке «Открытой сцены» и Правительства Москвы свои спектакли выпустили такие режиссеры как Миндаугас Карбаускис, Евгений Каменькович, Юрий Кантомиров, Дмитрий Крымов, Анатолий Ледуховский, Карен Нерсесян, Дмитрий Петрунь, Николай Рощин, Виктор Рыжаков, Кирилл Серебренников, Владимир Скворцов, Александр Огарев, Гарольд Стрелков, Борис Юхананов, Игорь Яцко и другие.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.