Начало галереи
Контрабандисты тайком, на лодках, переправляют через границу товар. Их заметила пограничная стража. Завязался бой... Работа Василия Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами», купленная Павлом Михайловичем Третьяковым 158 лет назад, - положила начало знаменитой коллекции. С момента этой покупки отсчитывает свои дни рождения Третьяковская галерея.
Журналисты часто интересуются, как можно оценивать первый выбор Третьякова. Был ли он удачным или неудачным? Начался с шедевра или же нет?
Павел Михайлович отдал за картину немало: четыреста рублей. По тем временам это была очень приличная сумма. Например Левитану за его «Осенний день в Сокольниках» Третьяков заплатил только сто рублей. Но сегодня мы прекрасно понимаем, что цена - не отражает настоящую ценность работы. К тому же критерии оценки в те времена были своеобразными. Кто-то полотна художников оценивал по количеству фигур, кто-то по художественному исполнению, а кто-то - исключительно по размеру полотна...
Почему Третьяков купил именно это полотно? Наверное, на нем изображено то, что было понятно московскому купцу, постоянно сталкивающемуся с проблемой перевозки товаров за границу и с таможенным законодательством...
Молодой московский купец, не имевший специального о образования, покупал первые работы очень осторожно. Выбирал только то, что было признано критикой, художниками, современниками, коллекционерами-любителями. От слабых работ впоследствии избавлялся. И в этом смысле, покупая свою первую картину, - не прогадал. «Стычку с контрабандистами» написал художник, получивший академическое образование в главном художественном центре России - Императорской Академии Художеств и признанный за свое мастерство в профессиональной среде академиком живописи.
Конечно, «Стычку с финляндскими контрабандистами» нельзя сравнивать ни с работами Левитана, ни Ге, ни Сурикова, ни Репина... Эта работа очевидно не относится к разряду шедевров...
Но мы должны понимать, что сам Третьяков не планировал составить галерею из одних шедевров. Да и что такое шедевр?
Когда Павел Михайлович покупал картину Николая Ге «Что есть истина» и работу Василия Сурикова «Боярыня Морозова» - его не поняло большинство критиков. Эти произведения современники ругали за грязную живопись. И уж никто не мог помыслить, что они станут настоящими жемчужинами галереи. Обратная ситуация произошла с полотном Решетникова «Опять двойка». Признанный шедевр советских времен таковым уже не считается сегодняшними критиками и историками искусства...
Время - главный судья при оценке произведений искусства -говорил Третьяков. И он был прав. Если работа выдерживает испытание временем - она входит в большую историю искусства.
Уже в зрелые годы Третьяков сам определял свой выбор и формировал состав галереи национального искусства согласно своему эстетическому взгляду.
В день 158-летия галереи мы не планируем особенных мероприятий. Но нам бы очень хотелось, чтобы сегодня, в день рождения галереи, мы вспомнили не только Павла Михайловича Третьякова, но и его брата Сергея Михайловича, которому в 2014 году исполнилось 180 лет.
Сергей Михайлович был коллекционером, как и старший брат, но, в отличие от Павла Михайловича, собирал не русскую, а европейскую живопись. Коллекцию Сергея Третьякова можно увидеть в отделе западноевропейской живописи в ГМИИ имени Пушкина. Но мало кто знает, что работы Коро, Делакруа, Милле, Добиньи, Курбе - и многие другие - были завещаны Москве и до 1920 годов украшали нашу галерею.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции