Чувство юмора Достоевского
Давайте вспомним, что он — один из первых русских писателей, который зарабатывал на жизнь писательским трудом. Любопытно, что сюжеты романов Достоевского, которые он долго обдумывал, напоминают бразильские сериалы, где и незаконнорожденные дети, и убийства, и борьба за наследство. Когда я перечитывал роман «Бесы», перед тем как приступить к экранизации, задался вопросом: «Сколько покойников в романе?» 10 смертей. Тогда как читатели думают — два, три убиенных. Но изображение смерти не было самоцелью писателя. Федор Михайлович не чурался сюжета для того, чтобы привлечь читателя, а потом, когда тот заинтересуется, открывать перед ним другие смыслы. Так глубоко, до самого дна, как Достоевский познал человеческую душу, никому из писателей больше не удалось. За десятилетия изучения творчества Достоевского я стал по-другому его читать и обнаружил то, о чем раньше даже не догадывался. Например, что в его произведениях очень много смешного и он хотел, чтобы было смешно. У него было особенное чувство юмора, которое мало кто замечает. Смех — часть человеческой жизни, и через него можно понять очень многое. Жаль, в школах Достоевского нередко преподносят как мрачного писателя, и это отталкивает детей.
К большому сожалению, его роман «Бесы» поразительно актуален. Федор Михайлович — писатель-пророк. Задумайтесь над словами Верховенского Ставрогину: «Но одно или два поколения разврата теперь необходимо, разврата неслыханного, подленького, когда человек обращается в гадкую, трусливую, жестокую, себялюбивую мразь».
Разве это не напоминает день сегодняшний? А ведь причина всех наших бед — в самом человеке, и Достоевский описывал точные характеры, совершающие определенные поступки, а получалось, что это были пророчества. Ленин перечитал «Бесов» и, как гласит сохранившаяся запись дневника, «с отвращением отбросил». Возможно, он узнал методы, которые использовал в своей борьбе?
Мнение колумниста может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы».
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции