Учителям полезно освежить знания
Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов недавно заявил о том, что каждый десятый учитель русского языка и литературы... плохо знает русский язык. Результаты независимых исследований это подтверждают.
В одной из социальных сетей родители выпускницы, сдавшей ЕГЭ по русскому на сто баллов, пишут, что после повторной проверки сочинения дочери снизили балл до 85. В тексте обнаружили грубые стилистические ошибки (вроде «В рассказе «Уроки французского» героиня помогает своему ученику не только в предмете, но и не умереть с голоду»). Почему же учителя не заметили их вовремя? Подобные истории нередко происходят с абитуриентами МГУ: уже второй год члены приемной комиссии перепроверяют сочинения выпускников школ, поступающих на любые факультеты.
Одна из типичных ошибок, которую в упор не видят учителя, — дублирование смысла («монументальный памятник»). На втором месте— ошибки в управлении при однородных членах предложения («любим и заботимся о родителях»). На третьем— неправильный порядок слов в предложении («Вперед вырвались автомобили французов, которые имели более мощный двигатель»). Вводное тестирование в системе дистанционного обучения «Ликвидация безграмотности: 100 дней» выявило, что некоторые не распознают ошибки, связанные с неправильным выбором слова («Страховое вознаграждение за гибель в авиакатастрофе» вместо «страховые выплаты»); деепричастными оборотами («Увидев отлаженную армейскую жизнь, у многих ребят изменилось отношение к службе»); нарушением управления («Кроме неработающей бабушки, для ребенка наняли няню»); смешением стилей («Британские ученые выяснили, что у женщин, сидящих на диете, в одно ухо влетает, в другое вылетает»). Во время дистанционного интенсива выяснилось, что педагоги не знают значения некоторых слов, например, «апробировать» (то есть одобрить, а не попробовать); «нелицеприятный» (то есть честный, объективный, а не неприятный).
Если педагог 10 лет готовил старшеклассников только к сдаче тестов, он мог утратить навык качественной проверки сочинений. Ему требуется освежить знания стилистики, логики речи, риторики. К счастью, интернет-эксперимент продемонстрировал, что педагоги способны очень быстро устранять пробелы в знаниях.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции