Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

НИКО, малыш! Пора к «Аркадским пастухам»

Общество
НИКО, малыш! Пора к «Аркадским пастухам»
Дети не отличают картину от скульптуры! – пронеслась ужасная новость. Вчера, к счастью, взрослые были заняты кто футболом, кто пенсионными грезами правительства, посему заметить новость было некому, кроме специалистов. И прекрасно.

Цифры, отображающие якобы невежество школьников, привести придется: «По результатам национального исследования качества образования (НИКО) по мировой художественной культуре (МХК), которое проводилось в апреле 2018 года, только 60 процентов учащихся 6 классов и 9 процентов учащихся 8 классов смогли верно определить вид искусства по изображению. Об этом сообщили в пресс-службе Рособрнадзора со ссылкой на директора Федерального института оценки качества образования (ФИОКО) Сергея Станченко».

Гром среди ясного неба никогда не раздается в медиапространстве просто так. Приглашаю на микрозанятие по медиаобразованию. Никогда – совсем – новость по социально важному вопросу не рождается сама. Ее делают. Все запомнили? Вопрос к ньюсмейкеру (Сергею Станченко, ФИОКО): по какому изображению дети не смогли определить вид искусства? По фоторепродукции? А вы сами пробовали? Полотна русского художника Карла Брюллова «Всадница» и «Последний день Помпеи» видели? Любой ребенок перепутает, не говоря уж о чиновнике, «улицу, город и век». Выписано все до осязаемости. Или по школам мраморного Давида на руках носили?

Обратимся к зарубежному искусству: «Аркадские пастухи», знаменитая картина Николя Пуссена, содержит изображение надгробия (предположим, все дети его узнают), а название содержит изречение Et in Arcadia Ego. Ну-ка, детишки, покажите себя! Кто изрек и зачем? А когда? Что за Аркадия, и почему на странный сюжет с пастухами столько написано картин и даже роман журналиста Дэна Брауна? Не читали?!

«Результаты исследования по МХК крайне низкие <…> правильно соотнесли памятник культуры с определенной эпохой 47 процентов и 32 процента соответственно». Чудесно. А все проверяющие помнят, в каком веке жил Бенвенуто Челлини? Не путают с Беллини, композитором? А картинки Пиросмани все видели? Его как раз звали Нико. Считай, тезка вашей аббревиатуры – НИКО! В грузинском языке семь падежей. Звательный как раз с «о» на конце слова. Обращение. К кому вы обращались, господа, через систему НИКО? С чего вы взяли, что школьники, погруженные в виртуальную жизнь, она вся у них на ладошке (не замечали?) и в ушах с попсой, будут интересоваться эпохами и культурными памятниками? Они показали, на мой взгляд, великолепные результаты. Они просто гениальные ребята. Их учителей гнобят проверками, обещают единый учебник по всем базовым дисциплинам, а дети все еще что-то понимают в искусстве.

Конечно, я перекопала все доступные официальные документы и выяснилось, что и это мероприятие (НИКО) служит все той же цели – стандартизации плюс созданию единого образовательного пространства. Чиновники любят аббревиатуры, да поможем им: ЕОП (Единый образовательный портал). А че? Мне нравится. И звучит. Что там ВПР (Всероссийские проверочные работы)! Скучно: «Он констатировал, что остается актуальной проблема объективности проведения ВПР. «Самая основная задача – вывести эту процедуру на объективные результаты», – заявил замруководителя Рособрнадзора»». Тонкие констатации. Он вправду думает, что объективность существует, и это не просто статистический результат? Чтобы не задерживать внимание читателя на ерунде, отмечу и подчеркну, что никакой объективности нет на свете. Есть – я уже писала об этом – наследие бельгийского математика А. Кетле, придумавшего в XIX веке научную статистику – для временного удобства, но даже он, автор понятия «средний человек», знал, что это фикция. На основе статистики нельзя построить ничего объективного, поскольку – ау, начальники Рособрнадзора! – люди все разные.

Дети нынче умные, они живые, теплые, им ваше НИКО – смех один. Им нужны мотивации. Не «вырастешь – выучишься – заработаешь», а «каждый из вас – уникум и радость нашей Родины». Я по случаю составила список работающих мотиваций к получению непрагматических знаний. Новых, современных. С чего бы школьнику в XXI веке разбираться в эпохах? Мне на экзаменах доводилось услышать: «А я тогда не жил!» (в частности, во времена Ивана Васильевича). Я знавала студентов вуза (угробленного Рособрнадзором в 2017 году с помощью любимого трюка – остановка аккредитации), которые к выпускному курсу научались-таки видеть и отличать, понимать и даже любить МХК, но у них был преподаватель культурологии, который их возил то в Петербург, то во Флоренцию, все показывал. Они уж точно Мунка с Караваджо не путают. Благодарны своему Алексею Борисовичу, что хоть и спускал он по семь шкур на зачетах, зато у них набит алмазами, сияет красками невиданный (в других учебных заведениях) объем представлений о жизни предыдущего человечества, где их еще не было.

Дорогие чиновники из ФИОКО, ищущие объективности через НИКО! Учтите: школьники, поскольку дети малые, а) бессмертны, б) не жили в «определенную эпоху». Современные школьники, способные прояснить двумя кликами любой вопрос, нуждаются только в мотивации. Это я вам как преподаватель с пятнадцатилетним стажем  заявляю. Вам не объективность искать надо (ее нет, не волнуйтесь), а развивать свое собственное воображение.

А вы им ЕОП суете через НИКО под эгидой ФИОКО. Неприлично и непатриотично. Хорошо еще, что в концепции НИКО сказано пока, что за неправильный процент детских ответов учителей не будут репрессировать. Читала. Но сам факт все более частых и беспочвенных проверок, имеющих целью «объективность», это уже репрессия. Я, например, покинула систему образования навсегда и видеть вас, уважаемые чиновники, больше не желаю. Потому что вы Россию не любите – ни в какую эпоху из списка определенных для НИКО.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.