Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Кризиса идей пока не вижу

Общество
Кризиса идей пока не вижу
Директор Российского института культурологии Кирилл Разлогов.  / Фото: Игорь Ивандиков, «Вечерняя Москва»
К своему дню рождения 27 августа российский кинематограф подходит в немного странном состоянии: бит со всех сторон, переживает непростые времена, но при этом не сдается и даже смотрит вперед. Рассматривать его сейчас отдельно от культуры в целом не стоит.

Вот говорят, например, о кризисе идей. Но его нет! Идеи по-прежнему имеются. Но существует при этом и некая коммерческая логика, заставляющая тех, кто финансирует кино (а это большие деньги!), перестраховываться и опираться на то, что уже доказало свою коммерческую рентабельность.

Говорят также, что нет идей принципиально новых. И да, и нет. Проблема в том, что новые идеи находят себе применение с большим трудом. И в основном это случается как раз в тот момент, когда они удивительным образом приходят к успеху. Поясню: вот, скажем, сняли первый фильм, копеечный. А он вдруг принес миллионы, после чего следует очередная франшиза. Примеров западных картин такого толка мы можем привести множество — взять хотя бы «Звездные войны». Ей уже лет тридцать, и ее идея новой не выглядит. Но начиналось-то все когда-то с нового...

Опять-таки признаем очевидное: сюжетов, вокруг которых крутится вся мировая драматургия, не так много. Поэтому так или иначе мы имеем дело с пересказами. Скажем, «До свидания, мама» Светы Проскуриной — это «Анна Каренина», которых уже было четыре или пять за последние годы. Точно так же ясно, что «Фауст» Сокурова — это, конечно же, не «Фауст» Гете, потому что он взял за основу более старую историю — «Легенду о докторе Фаусте».

Но опять-таки это история, которая была и пересказывалась много-много раз. Мне вообще кажется естественным существование рассказов, которые передаются не только во времени — из прошлого в настоящее, но и в пространстве, если картина пользуется успехом.

В этом смысле кино обладает удивительным свойством — соединения. Поясню и эту мысль. Есть, например, такое явление, как транскультурализм. Это когда нечто существует одновременно в нескольких культурах. Самый яркий пример здесь — телесериалы. Смотрите, как, при всей разнице культур, все взаимопроникаемо: японские сериалы переписываются на русский лад, русские — на итальянский, и так далее… Они существуют в мировой культуре порознь и вместе и служат этакими скрепами между различными народами. Это естественное существование культуры. Современной. Так что не беспокоит меня кризис идей, беспокоит другое, если уж быть откровенным, — особая категория людей, которых я называю новыми варварами. Это поколение без серьезного образования, не понимающее внутренней логики, в том числе и логики искусства. Когда они начинают командовать, результаты бывают если не катастрофическими, то комическими. Но и это не означает кризиса, ведь рядом с ними работают люди, имеющие огромное множество мыслей и пытающиеся как-то воплотить их в жизнь.

Надо воспринимать реальность. Вот сейчас мода на ремейки и модно их ругать. Но ведь они были всегда. Все экранизации пьес Шекспира — ремейки! Вопрос только в таланте тех людей, которые за них берутся: насколько смело режиссеры и сценаристы могут обращаться с материалом и насколько талантливо у них это получается. Если ремейки великие и сделаны великими художниками, то они входят в историю. А она творится каждый день. Нашим кино в том числе.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.