Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Лучший фильм о войне — без войны

Сюжет: 

День Победы-2017
Общество
Лучший фильм о войне — без войны
В искусстве предмет изображения — это почти всегда люди и их взаимоотношения. В хорошем кино события сами по себе являются фоном для человеческих связей, личных драм. Фильмы придуманы не для того, чтобы возбуждать патриотические чувства. И военные фильмы в том числе. Их задача — порождать сострадание к героям, понимание человеческих проблем. Патриотические чувства лишь могут сопутствовать этому или нет, могут касаться отдельных персонажей, взаимоотношений героев, трактовки конфликтов.

Просто показывать, как мы побеждаем, сражаемся с захватчиками и противостоим мировой угрозе, и думать, что это может вызвать некие патриотические чувства, — это наивное представление о киноискусстве, бытовое. Так размышляют дилетанты от кино, которые ничего не понимают в этом искусстве: ни задач, ни способов их достижения. Например, недавно прошедший на экранах фильм «Время первых» режиссера Дмитрия Киселева. Прекрасный сюжет: покорение космоса Советским Союзом, еще одна победа нашего народа после разгрома фашистской Германии. Играют известные и уважаемые артисты: Евгений Миронов, Константин Хабенский, Авангард Леонтьев. Вроде бы такая лента должна была, что называется, возбудить патриотические чувства. Но по факту в прокате она прошла очень скромно. И случилось это именно потому, что создатели недостаточно уделили внимания человеческим чувствам и драмам, стоящим за событиями, которыми гордится народ. А самих событий, которые для большинства зрителей хорошо известны, оказалось слишком много. Акценты оказались смещены.

В нашей отечественной художественной традиции именно человеческое измерение произведения искусства наиболее постоянно и интересно. Другой вопрос, что в мировом масштабе кино сейчас превратилось в набор аттракционов, и как раз с аттракционной точки зрения военные события представляют определенный интерес. Но не надо забывать, что совместить правдоподобность военных действий и жизненных перипетий — это и есть задача талантливого режиссера, который чувствует людей. Одна из самых главных картин про Великую Отечественную войну, на мой взгляд, — это «20 дней без войны» Алексея Германа. Она не случайно называется «без войны». Она дает очень тонкое и точное воспроизведение атмосферы военного времени и переживаний людей, абсолютно не скрывая и не умаляя трагичности того, что происходило на фронтах.

Иногда личные драмы показываются более выпукло в эпических картинах типа пятисерийного «Освобождения», снятого в 1968 году режиссером Юрием Озеровым. Иногда они остаются на заднем плане. По мере того как проходят годы и десятилетия, к любой войне (будь то с французами, со шведами или с турками) интерес сохраняется именно в человеческом измерении. Битвам прошлого можно уделять внимание и также рассчитывать на успех, если эти события зрителям неизвестны. Что касается Великой Отечественной войны, то все события зрителям известны, и есть большой риск впасть в тавтологию: пятая, шестая, восьмая картина про Битву под Сталинградом. Не случайно, что «Сталинград», который пользовался наибольшим успехом, был весьма условно связан с событиями войны и представлял собой своеобразное молодежное шоу.

Вообще мировая тенденция такова, что больше снимают картины, которые предлагают проанализировать события тех лет, осмыслить их, этакие фильмы для взрослых. К теме холокоста возвращаются неоднократно. И такие картины, в отличие от сухой военной хроники, не устаревают.

ЕЩЕ МНЕНИЯ

Достоверность важнее пафоса

Колонка кинопродюсера Виланд Шульц-Кайль

Я был одним из продюсеров фильма «Враг у ворот», о Сталинградской битве. Во время съемок этого фильма я понял, что военное кино — это особенный жанр. Нечто среднее между боевиком и документалистикой. Два главных требования к фильму о войне — достоверность и сюжет. Значит, еще до написания сценария надо погружаться в историю (далее...).

Я убедился, что наша картина — народная

Колонка сценариста, продюсера, одного из режиссеров «Двадцати восьми панфиловцев» Андрея Шальопа

В День Победы по Первому каналу покажут наш фильм «Двадцать восемь панфиловцев». Я посмотрю его вместе со всеми, но, наверное, не полностью. Я очень люблю эту картину, но видел ее — уже после выхода — раз пятьдесят. В последний раз — совсем недавно, когда меня приглашали в Краснодар на благотворительный показ (далее...).

Эпоха должна быть в сердце

Колонка публициста Виктора Мараховского

С тех пор как история Великой Отечественной стала предметом для творческих экспериментов, естественно, целостность ее восприятия нарушилась. И это стало одной из причин, почему герои современных актеров в фильмах о той войне бывают так неубедительны (далее...).

Танкисты грима не боятся

Колонка художника по гриму Марии Дружининой

Есть примеры хороших, честных современных фильмов о Великой Отечественной. Назову хотя бы «Брестскую крепость» Александра Котта, «Белый тигр» Карена Шахназарова, сериал «Дорогой мой человек» Егора Абросимова (далее...).

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.