Почему принято все есть с хлебом
Традиция не садиться за стол без хлеба появилась в России вместе с самой Россией. Почему хлеб для нас так много значит? Все дело в традиции повседневного приема пищи. Хлеб и жито (несмолотое зерно пшеницы или ржи) готовили из самых разных компонентов: пшеницы, ржи, овса, полбы, ячменя и т.д. Дело в том, что эти злаки произрастали очень широко, их было нетрудно хранить, и они по сути стали продуктами-спасителями. Прежде всего в повседневном питании. Они составляли основу рациона. В Европе, например, можно было есть фрукты, овощи, оливки — они росли повсеместно из-за куда более мягкого климата. В Европе — опять же из-за климата — было значительно проще с молочными и мясными продуктами. А в России, то есть широтах более северных, были распространены в основном злаковые культуры. Люди вырубали лес по берегам рек и делали там посадки.
Мясо крестьяне ели в основном по праздникам.
Хлеб по сути был главным продуктом, что, в общем-то, не так уж плохо. Ведь тогда мука была грубого помола, а значит, с обилием клетчатки, витаминов и минералов. Плюс, конечно, растительный белок и углеводы, надолго дающие сытость. Крестьянин считал нормальным съедать в день по килограмму и более хлеба. А если быть точным, то хлеб употреблялся в виде похлебки. Не есть же его всухомятку! Причем похлебку крестьяне могли употреблять по 3–4 раза в сутки.
Купцы, помещики, а впоследствии и мещане питались, конечно, куда более разнообразно — у них были деньги на нормальный «стол». Но с приходом советской власти эти «чуждые» классы были уничтожены и во всей стране воцарилась рабоче-крестьянская кухня. Ее смысл был прост: однообразная растительная пища, которая стоит недорого, хорошо насыщает, хотя и не доставляет особого удовольствия. Привычка есть хлеб за завтраком, обедом и ужином — оттуда. Правда сейчас, в условиях города, когда нам не нужно много калорий, она скорее вредна.
Есть больше двух-трех кусочков в день не нужно.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции