Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Спасите Сонечку

Город
«Передо мной — живой пожар. Горит все, горит — вся. Горят щеки, горят губы, горят глаза, несгораемо горят в костре рта белые зубы, горят — точно от пламени вьются! — косы, две черных косы, одна на спине, другая на груди, точно одну костром отбросило. И взгляд из этого пожара — такого восхищения, такого отчаяния, такое: боюсь! такое: люблю!» Это Марина Цветаева о ней, о Сонечке Голлидэй.

Маленькой Сонечке, хорошенькой Сонечке с огромными глазищами, такой подвижной, такой нежной, такой талантливой.

Софья Евгеньевна Голлидэй родилась 2 декабря 1894 года в Москве, в семье обрусевшего англичанина Евгения Георгиевича Голлидэя, известного пианиста, ученика Антона Рубинштейна. Мать Сонечки — Вера Павловна Риццони, дочь художника Павла Риццони, тоже была связана с музыкой — преподавала фортепиано в Павловском институте.

Любимая ученица Евгения Вахтангова, актриса второй студии МХАТа. Ее обожал Станиславский, считал, что у нее большое будущее. В театр ходили «на Сонечку» — звали ее «маленькая». «Такая маленькая, в белом платьице, с косами — ну прелесть, прелесть!» Играла Сонечка Настеньку в «Белых ночах». Говорят, гениально как-то играла, не было потом уже лучшей Настеньки...

Ландыш, ландыш белоснежный,
Розан аленький!
Каждый говорил ей нежно:
«Моя маленькая».

Так написала Марина Цветаева в 1919 году. Она была уверена в блистательном будущем Голлидэй. Да и все были уверены: кто, как не Сонечка, красавица, талант, станет одной из легенд русской сцены... Но не получилось. Карьера оборвалась на взлете — совершенно неожиданно Сонечка влюбилась и бросила все: Москву, театр.

«Стремительно, вдруг, закутавшись в старый платок, уехала за каким-то красным командиром, бросив МХАТ и Станиславского... Ветром сдуло и унесло Сонечку Голлидэй в далекий Симбирск, и как ни звал ее обратно Станиславский, она не вернулась... Спустя годы Яхонтов встретил ее в провинции; она любила по-прежнему своего комбрига, но плакала, вспоминая Москву и Вторую студию».

Она вся была — порыв, вся была — страсть. И по-другому, наверное, не могла.

Спасите Сонечку Гроздь красной рябины на могиле Софии Голлидэй / Фото: https://www.facebook.com/ilya.kukulin/posts/10215107173888328/ Илья Кукулин

Александр Николаевич, бравый комбриг, быстро охладел к ней. Уехал по делам службы, а она осталась в Симбирске. Оскорбленный Станиславский на ее письма не отвечал, а ей так хотелось обратно, в Москву. Она страшно скучала по Марине, по московским зрителям, по родной сцене. Сонечке было так холодно, так одиноко в далеком Симбирске — и она согласилась выйти замуж за Абрамовского, режиссера и актера провинциального театра. Он был давно и преданно влюблен в Сонечку, служил ей. Окружил ее заботой, укутал, убаюкал. Но она не любила, просто была благодарна за любовь.

В Москву Сонечка вернулась только в последний год своей жизни. Ей было всего-то тридцать девять лет. Диагноз — рак печени; она знала, что уходит. Собственно, с самой юности ее не отпускало ощущение того, что жизнь будет коротенькая. Когда-то, еще в девятнадцатом году, она как-то попросила Марину Ивановну: «Когда я умру, на моем кресте напишите эти ваши стихи:

И кончилось все припевом:

«Моя маленькая!..»

Если бы не «Повесть о Сонечке» Марины Цветаевой, о маленькой Софье Голлидэй, актрисе Второй студии Художественного театра, никто бы не вспомнил. На ее плите в колумбарии на Донском кладбище — только надпись: «Артистка София Евгеньевна Голлидэй. Скончалась 6 сентября 1934 года». На небольшой фотографии и не разглядеть толком прекрасного лица — только глаза большие, черные, живые глаза. Кто-то положил веточку рябиновых ягод. «Красною кистью рябина зажглась...» — на днях день рождения Марины Ивановны... Такая вот память и ей, и героине ее пронзительной «Повести...»

Говорят, что стенки колумбария, в котором захоронены тысячи людей, скоро будут реконструированы. Это все оправданно, конечно, все плиты — вразнобой, камень проседает, где-то растрескался, где-то пошла вездесущая плесень... Но вот что страшно: при перестройке часть урн может просто пропасть. Заниматься сохранностью праха предлагается родственникам. При таком количестве захоронений — естественно, что какие-то будут утрачены.

И боязно за Сонечку, маленькую беззащитную Сонечку. От нее не осталось ничего: документы, письма, фотографии были выброшены на помойку новыми жильцами ее бывшей квартиры. Не состоялась творческая жизнь, хотя Богом было обещано так много. Да и земной путь оказался до обидного коротким. Не осталось у Голлидэй родных.

Потемневшая фотография на плите колумбария Донского кладбища, потертая надпись, бессмертные стихи Цветаевой да «Повесть о Сонечке» — вот все, что осталось от Софьи Голлидэй.

Да пожар осенней рябиновой грозди.

Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.