Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Супы из СССР

Супы из СССР

Есть ли служба которая считается самой престижной? Полицейский с Петровки

Есть ли служба которая считается самой престижной? Полицейский с Петровки

Соль

Соль

Что делать с самокатчиками? Полицейский с Петровки

Что делать с самокатчиками? Полицейский с Петровки

Кухня

Кухня

Что делать с незаконно установленными камерами? Полицейский с Петровки

Что делать с незаконно установленными камерами? Полицейский с Петровки

Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

На каком основании к гражданину может подойти сотрудник полиции? Полицейский с Петровки

На каком основании к гражданину может подойти сотрудник полиции? Полицейский с Петровки

Русская печь

Русская печь

Какие существуют профилактические меры наркопреступлений?

Какие существуют профилактические меры наркопреступлений?

Генерал–полковник Виктор Есин: Мы были готовы к выполнению любого приказа

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Политика
Генерал-полковник Виктор Иванович Есин в 1962 году был старшим помощником главного инженера ракетного полка Р-12 на Кубе
Генерал-полковник Виктор Иванович Есин в 1962 году был старшим помощником главного инженера ракетного полка Р-12 на Кубе / Фото: Минобороны РФ

14 октября исполняется 60 лет со дня начала острой фазы Карибского кризиса. Мир вполне реально стоял на пороге глобальной катастрофы. Один неосторожный шаг с любой стороны привел бы к развязыванию Третьей мировой войны с массированным обменом ядерными ударами. Тогда двум сверхдержавам удалось остановиться у последней черты: Москва и Вашингтон сделали шаги навстречу друг другу. О событиях 60–летней давности «Вечерней Москве» рассказал их непосредственный участник.

Виктор Иванович Есин родился 14 февраля 1937 года в Москве. Его отец работал на авиационном заводе «Салют», в 1941-м вместе с предприятием семьи сотрудников были эвакуированы в Куйбышев (сейчас Самара). Вернувшись в родные Сокольники, Виктор Есин после окончания школы поступил в Московский авиационный институт. В 1959 году, в год создания советских Ракетных войск стратегического назначения (РВСН), лучших студентов МАИ (и не только МАИ) волевым решением руководства страны перевели в Военную академию имени Ф. Э. Дзержинского.

В 1961-м Есин окончил вуз в числе пяти лучших выпускников. Молодой лейтенант начал службу начальником электроогневого отделения стартовой батареи в войсковой части РВСН, дислоцированной на территории Литовской ССР. В июне 1962-го офицеров ракетного полка собрал в клубе командир дивизии. Генерал зачитал директиву Главного штаба РВСН о привлечении ракетчиков двух дивизионов, на вооружении которых стояли подвижные ракетные комплексы с ракетой Р-12, к «учениям на отдаленной территории».

Куба далеко, Куба рядом

— Виктор Иванович, вы знали тогда, что предстоит отправиться на Кубу?

— Что вы! Абсолютная секретность была. За два месяца наш полк был переформирован на новый штат. Меня в его составе назначили на должность помощника замкомандира дивизиона по ракетному вооружению. В ночь с 11 на 12 августа 1962 года мы погрузили в спецвагоны боезапас ядерных ракет Р-12 и поехали в неизвестность. На каждой станции военный комендант вручал начальнику эшелона пакет с дальнейшим маршрутом, и так, от точки до точки, мы доехали до Севастополя.

По пути мы, офицеры, гадали, куда нас и наши ракеты могут направить. На политинформациях нам доводили проблемы международной обстановки. Самых «горячих» тогда было две. Во-первых, американцы хотели захватить социалистическую Кубу. В апреле 1961 года на Остров свободы уже высаживался десант кубинских контрреволюционеров-эмигрантов. Тогда войска Фиделя Кастро отбились, но было понятно, что США не угомонятся.

Во-вторых, в 1962 году Соединенные Штаты обложили СССР ракетными комплексами «Юпитер» и «Тор», установив их в Турции, Италии и Великобритании. Время подлета ядерных боеприпасов к нашей территории сократилось до 10 минут. Мы понимали, что советское правительство должно что-то серьезное сделать, чтобы устранить нависшую угрозу. Но задачу, предназначенную для нашего подразделения, мы не знали.

— В месте выгрузки из эшелонов вам объявили пункт назначения?

— Нет. Стало еще непонятнее. Неожиданно всех солдат и офицеров переодели в «гражданку». К штатскому костюму и рубашкам прилагалась еще легкая фетровая шляпа. Но полный сюрреализм начался, когда следом личный состав полка получил комплект тулупов, валенок и лыж. Одновременно, помню, прошел слух о развертывании полка с ракетами Р-14 на Чукотке.

Мы решили, что где-то рядом станут на позиции и наши Р-12. Но тогда зачем, спрашивается, нам было надо ехать к берегам Черного моря? И для чего за Полярным кругом нужна фетровая шляпа? Загадок стало еще больше, когда при посадке на борт сухогруза «Кимовск» нам приказали сдать все документы, удостоверяющие личность.

— Как прошел морской переход?

— На судно, где экипаж составлял 16 человек, загрузили 300 ракетчиков плюс вооружение и технику ракетного дивизиона, запасы материальных средств и имущества. Пока шли до Гибралтара, еще ничего было: в тесноте, да не в обиде. Вышли в Атлантику, и где-то в районе острова Мадейра наконец стала понятна наша задача.

Командир дивизиона, капитан судна и сотрудник КГБ вскрыли секретный пакет с приказом: идти на Кубу. Для скрытности перехода капитан повел судно сначала вдоль западного побережья Африки, а затем по 40-м параллелям, где судоходство минимальное. Действительно, по пути мы не встретили ни одного корабля, но в полной мере испытали, что такое «ревущие сороковые». Жара в твиндеках под раскаленной палубой доходила до 50 градусов, а подышать свежим воздухом выпускали небольшими группами только по ночам.

Хуже было другое: океанские волны постоянно швыряли «Кимовск» вверх и вниз, вызывая практически у всех ракетчиков сильные приступы «морской болезни». Тогда я убедился: наши люди способны вынести все… Меня при переходе больше беспокоило состояние вооружения. По штатным обязанностям я отвечал за безопасность транспортировки ракет, поэтому ежедневно с такелажной командой по несколько раз спускался-поднимался в трюмы: проверяли и при необходимости усиливали крепления.

— Американцы, их корабли или самолеты, вас когда обнаружили?

— Только когда судно подошло к Гаити. Два эсминца США составили нам эскорт, стали облетать самолеты-разведчики. Летали очень низко, я видел лица пилотов. Но продвижению по курсу американцы не препятствовали. 12 сентября «Кимовск» благополучно пришвартовался к пирсу в кубинском порту Касильда.

Пресс-конференция президента США Джона Фицджеральда Кеннеди Пресс-конференция президента США Джона Фицджеральда Кеннеди / Фото: ТАСС

Ракеты на изготовку

— Как быстро заняли позиции?

— Те агрегаты ракетных комплексов, которые не имели явных признаков принадлежности к РВСН, отправили из порта к месту назначения в тот же день, а сами ракеты — ночью. Колонна с ними совершала марш в обстановке полной секретности, большей частью передвигались по проселочным дорогам. Когда же надо было выезжать на автостраду, то кубинская охрана устраивала «аварии». Все было, как в таких случаях и положено: полиция перекрывала движение, мигалки, скорые…

Прибыли мы в окрестности города Сагуа-ла-Гранде. Для стартовых позиций был отведен район пальмовой рощи, а жилые палатки поставили на поле сахарного тростника. И началось: лом плюс лопата. Грунт там каменистый, а инженерной техникой нас не обеспечили. Еще и меры маскировки приходилось соблюдать. Тяжело было. Я к тому же руководил проверкой и приведением в готовность к применению после транспортировки ракет дивизиона. Шесть боевых было и одна учебно-боевая. На регламентные процедуры с каждой уходило по трое суток при 16–18-часовом рабочем дне и без выходных, естественно. Спали мы урывками, ложась в практически мокрую постель.

— Как это?

— В сентябре и октябре на Кубе — сезон дождей. Постоянно шли сильные тропические ливни, и хотя палатки не протекали, но постели пропитывались влагой настолько, что из них выступала вода. Невзирая ни на что, задачу выполнили досрочно. Наш ракетный полк было приказано привести в боевую готовность к 25 октября 1962 года, а мы справились к 20 октября. А 14 октября при облете Кубы американский самолет-разведчик U-2 сделал аэрофотоснимки вновь появившихся на острове военных позиций.

В ЦРУ США проанализировали сделанные снимки и поняли, что конфигурация расположения техники на этих позициях соответствует дислокации советских подразделений с баллистическими ракетами Р-12. Эти выводы были доложены президенту США Джону Кеннеди, который 22 октября, выступая с обращением к американскому народу, объявил о введении «карантина» вокруг острова Куба в 500-мильной зоне, а по сути о морской блокаде Кубы. Это и стало причиной эскалации Карибского кризиса.

— Ракеты были оснащены ядерными боевыми частями?

— Наш ракетный полк первым встал на боевое дежурство. 23 октября начались облеты стартовых позиций американскими самолетами. На охрану и оборону позиций нашего полка прибыли кубинские зенитчики и советский мотострелковый батальон из полка, которым командовал полковник Дмитрий Язов — будущий маршал и министр обороны СССР.

В ночь с 26 на 27 октября с центральной базы хранения конкретно в ракетный дивизион, где я служил, доставили шесть ядерных головных частей. В каждой из них — по 70 «хиросим». Ракеты Р-12 могли донести их до крупных городов Америки, в том числе до Вашингтона. Но конкретного приказа оснастить ракеты ядерными боеприпасами тогда мы не получили.

— Понимали, что, возможно, придется воевать?

— Да. Мы были готовы к выполнению любого приказа. Какой-либо паники не было, хотя тревогу ощущал каждый из нас. Но приказ на проведение боевых пусков ракет, к счастью, не поступил. Руководители СССР и США Никита Хрущев и Джон Кеннеди сумели договориться о мирном разрешении кризиса, и 28 октября мы уже готовили ракеты к вывозу с Кубы, а американцы приступили к снятию с готовности своих ракет в Турции и других европейских странах.

— Вас как–нибудь отметили за службу на Кубе?

— Воинское звание «инженер-старший лейтенант» досрочно присвоили. Погоны группе офицеров в военном городке под Гаваной вручил командующий советскими войсками на Кубе генерал армии Исса Плиев. Он приехал на торжественную церемонию вместе с Фиделем Кастро.

Первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев выступает на совещании работников сельского хозяйства Первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев выступает на совещании работников сельского хозяйства / Фото: РИА Новости

Надежда на разум

— Виктор Иванович, вы сделали блестящую военную карьеру — окончили службу в Вооруженных силах в звании генерал-полковника на посту начальника Главного штаба РВСН. Уйдя в отставку, работали в аппарате Совета безопасности России, в Институте США и Канады РАН, теперь работаете в Институте перспективных стратегических исследований НИУ ВШЭ. С высоты вашего опыта — в целом развертывание советских стратегических ракет на Кубе обеспечило ядерное сдерживание США от агрессии против Республики Куба?

— Да, вышло так, что поначалу казавшееся авантюрой решение советского руководства отрезвило американский правящий класс. США тогда намного превосходили СССР и по количеству ядерных зарядов, и по средствам их доставки. Но неожиданно для себя Вашингтон впервые оказался в ситуации адекватно равной опасности с Москвой.

Американские эксперты посчитали, что в один миг погибнет до 80 миллионов населения США — в Вашингтоне вынуждены были пойти на компромисс с нашей страной, отказавшись от агрессии против Кубы. На том «паритете страха» и выросла стратегия ядерного сдерживания, которая вот уже 60 лет избавляет мир от Третьей мировой войны.

— Сегодня накал ядерных страстей в мире меньше или больше, чем был во время Карибского кризиса?

— Сейчас ситуация опаснее. В 1962 году не было боевых действий, а сегодня они идут на Украине. Подозрения Запада, что Россия применит там тактическое ядерное оружие, беспочвенны. Для нас на Украине нет задач, которые нельзя было бы решить без использования ядерного оружия, и нам нет никакого резона заражать радиоактивными выбросами земли рядом со своей территорией. Но не исключаются никакие провокации с противоположной стороны, вплоть до прямого вовлечения НАТО в боевые действия с целью нанести сокрушительное поражение России, и тогда ситуация может стать непредсказуемой.

— Если все же тактическое ядерное оружие будет кем–либо применено, на этом возможно будет остановиться?

— Мое мнение: нет. Когда будет перейдена роковая черта, неизбежно наступит эскалация ядерного конфликта, которая приведет к массированному использованию каждой из сторон ядерного оружия, вплоть до стратегического.

— Могут ли на это решиться наши нынешние «непартнеры»?

— Я не могу знать планы вероятного противника, но в странах НАТО и у их партнеров, к сожалению, немало «горячих голов», которые призывают к превентивным ядерным ударам по России.

— Тревожно… Что может предотвратить глобальную ядерную катастрофу?

— Только разум. Как и 60 лет назад во время Карибского кризиса, лидеры ядерных государств должны осознавать и понимать, что в ядерной войне победителей не будет, а будут одни проигравшие.

ЦИТАТА

Владимир Путин, президент России.

«Граждане России могут быть уверены: территориальная целостность нашей Родины, наша независимость и свобода будут обеспечены всеми имеющимися у нас средствами. А те, кто пытается шантажировать нас ядерным оружием, должны знать, что роза ветров может развернуться и в их сторону».

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Принятый в 1960 году в США план SIOP-1 (Single Integrated Operational Plan — Единый комплексный оперативный план) предусматривал применение в войне против СССР 3500 ядерных зарядов. В 1961 году был утвержден план SIOP-2: количество ядерных зарядов, направленных на нашу страну, выросло до 6000.

США в 1962 году превосходили СССР по межконтинентальным баллистическим ракетам в 3,1 раза (151 против 48), по баллистическим ракетам средней дальности, достигающим территории друг друга, — в 2,9 раза (у США в Турции, Италии и Великобритании — 105 единиц, у СССР на острове Куба — 36), по стратегическим бомбардировщикам — почти в 3 раза (615 против 208). Примерное равенство было лишь по баллистическим ракетам, установленным на подводных лодках: у США — 96, у СССР — 80.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.