Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

У каждого времени свое Рождество

Общество
У каждого времени свое Рождество
Фото: Денис Воронин / АГН Москва

Сюжеты и темы, связанные с рождественскими чудесами, в литературе присутствуют едва ли не со времени Евангельских притч. И исчезнут только вместе с последним верующим в Иисуса Христа писателем.

Рождество с трепетными огоньками свечей, золочеными орехами, гирляндами, серебряными звездами на еловых лапах, перевязанными ленточками коробками с подарками — час, когда зачерствевшие в борьбе за существование души оживают, наполняются светом Истины, принесенной в мир Христом. Это праздник, когда дети и взрослые хотя бы на одну-единственную ночь проникаются верой в чудо, каким, собственно, и было рождение Христа в Вифлееме.

Чем суровее социальные условия в обществе, тем пронзительнее рождественские истории. Апофеоз жанра — рассказ Достоевского «Мальчик у Христа на елке». Великий русский писатель воспел в нем небесное бессмертие невинной детской души через земную смерть. Он примирил эту смерть с надеждой на милосердие Господа. Больше в несправедливом мире, где у освещенных окон парадного зала с рождественской елкой и заставленными яствами столами замерзает голодный ребенок, надеяться не на что. Мальчик ушел к Христу на небесную елку, смертью смерть поправ. Но тот же Достоевский в стихотворении «Божий дар»: «Крошку ангела в Сочельник Бог на землю посылал…» возвысил надежду на милость Божью над всеми несовершенствами окружающей жизни. Точно так же, как и другие классики мировой литературы: Эрнст Теодор Амадей Гофман («Щелкунчик и Мышиный король»), Чарльз Диккенс («Рождественская песнь»), О. Генри («Дары волхвов»).

В русской словесности сложилась настоящая энциклопедия рождественских рассказов, стихотворений, поучительных историй. Едва ли отыщется известный автор, избежавший этой темы. О Рождестве как о месте преображения человеческой души, приближении ее к божественному (в житейском измерении) идеалу писали не только классики: Антон Чехов, Лев Толстой, Николай Лесков, — но и целая когорта прекрасных русских писателей «второго ряда»: Клавдия Лукашевич («Рождественский праздник»), Владимир Никифоров-Волгин («Серебряная метель»), София Макарова («Рождественский фонарь»). У вынужденных покинуть в «окаянные дни» революционную Россию Ивана Шмелева, Михаила Осоргина, Ивана Бунина, Ильи Сургучева, Георгия Гребенщикова Рождество превратилось едва ли не в сакральный символ разрушенной и оскверненной родины, прекрасную тайну, которую они бережно хранили в своей душе.

В рождественской, новогодней, крещенской, святочной литературе как бы по волшебству происходило то, о чем мечтали лучшие умы России, а именно трогательное и маловероятное в повседневной жизни воссоединение разделенных сословий на всечеловеческих, по Достоевскому, православных началах. Богатые и бедные, благополучные и «униженные и оскорбленные» представали в рождественскую ночь единым православным сообществом. Философ Николай Бердяев видел в русском народе стихийную предрасположенность к социализму. Его товарищи по философскому цеху — Владимир Соловьев, Сергей Булгаков, Василий Розанов, Семен Франк — полагали, что в основе этой предрасположенности лежит глубинное природное православие «народа-богоносца».

Христос не одобрял вопиющего материального неравенства, отдавая предпочтение честным труженикам, добывающим пропитание в поте лица своего. Прав оказался Бердяев. Рождественские елки с Вифлеемскими звездами, новогодние праздники с поздравлениями и подарками, крещенские купания, Святки с колядками были, как пел Петр Лещенко, «сметены могучим ураганом» революции. С церквей полетели кресты. Народ выбрал социализм, предпочтя коммунистическое «Кто был ничем, тот станет всем» (гордыню) православному «Бог милостив» (смирению).

Тем дороже и милее нам сегодня рассказы из русской рождественской классики, навевающие «сон золотой» о социальной и семейной гармонии, двенадцати тезисах «Символа веры», евангельских заповедях — «не укради» и «не убий», «не возжелай жены ближнего». В нищую, не имеющую средств на лечение больных детей рабочую семью спешит «Чудесный доктор» Александра Куприна, волшебным образом решающий все проблемы. Мама в рассказе Валерия Брюсова «Дитя и безумец» объясняет дочке, почему Христос явился в мир не как царь, а «в смиренной доле». Обиженный, уязвленный бедностью и злым равнодушием отца, подросток в «Ангелочке» Леонида Андреева, случайно оказавшись на рождественской елке в приличном доме, глядя на игрушечного ангела, оттаивает душой и прощает отца, а вместе с ним и всех других обидчиков. Барон и баронесса в «Чуде Рождественской ночи» Надежды Лухмановой оставляют в праздник заболевшую коклюшем дочь Мусю с нянькой дома, а сами отправляются на светский раут, где в воздухе разлит «легкий грациозный цинизм». Но случается чудо — они вдруг вспоминают собственное детство, возвращаются домой, и у постели Муси с них осыпается мишура светского лоска, они ощущают себя просто людьми, любящими дочь и друг друга.

Враг либерализма, призывавший «подморозить Россию» обер-прокурор Святейшего Синода Константин Победоносцев, однозначный в прежних трактовках реакционер и мракобес, простерший, как писал вдохновленный «музыкой революции» Блок, над Россией «совиные крыла», проникновенно и с немалым педагогическим тактом разъяснил детям смысл праздника в прекрасном рассказе «Рождество Христово». Сегодня отношение к этому философу на государственной службе потеплело. Его статья об изъянах либерализма и демократии «Великая ложь нашего времени» цитируется видными общественными деятелями наряду с трудами Ивана Ильина. Тот тоже, кстати, оставил воспоминания о славном празднике Рождества. Не забыл о нем и будущий классик советской литературы писатель-маринист Константин Станюкович («Рождественская ночь»), рассказавший, в каком трогательном единении встречали на военном корабле возле острова Ява Рождество русские офицеры и матросы, попутно спасшие и устроившие в хороший приют маленького сироту–малайца.

В СССР Новый год с елками, снежными гуляньями, поздравлениями и подарками был реабилитирован только в середине 30-х годов. Это, естественно, не коснулось Рождества, хотя ностальгические рождественские мотивы в новой советской литературе не были изжиты до конца. На фоне Рождества разворачиваются события в романе Михаила Булгакова «Белая гвардия».

В рассказе Аркадия Гайдара «Чук и Гек» светлые рождественские настроения как бы перекладываются на суровую советскую действительность: люди добры друг к другу и к детям, в неизбежной романтике нет классового пафоса. В романе Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания» увлеченные революционными идеями молодые герои исподволь вспоминают Рождество, семью, елку, подарки и тихо грустят о России, которую они навсегда потеряли. Не чужды рождественские мотивы и современной российской литературе, хотя, конечно, прежней красоты и духовной наполненности в произведениях нынешних авторов нет.

У каждого времени свое Рождество.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.