Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Александр Адабашьян: У нас редкий шанс исправить ошибки

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Александр Адабашьян: У нас редкий шанс исправить ошибки
Фото: Кирилл Зыков / АГН Москва

Сегодня все большему числу людей очевидно, что безопасность — это не только Правила дорожного движения или борьба с уличной преступностью. Безопасность граждан — это безопасность государства. А она сильно зависит от глобальных процессов в обществе, знания истории, воспитания идеалов. Неслучайно именно сейчас возник «Культурный фронт России», в московское отделение которого вошел и кинорежиссер, драматург Александр Адабашьян.

— Александр Артемович, как получилось, что огромная часть культурной элиты оказалась, по сути, предателями?

— Все просто: мы много лет во всем ориентировались на Запад. Все самое светлое, современное было для нас там. А ориентация на Запад — это ориентация на деньги. Ведь США и Европа — это всегда про деньги: касается ли это «свободы слова», «демократических ценностей» или, скажем, культуры. Ну вот и наши деятели стали, главным образом, про деньги. Они стали такими флюгерами: поворачивают туда, где деньги есть.

— Например?

— Актер Артур Смольянинов*. Пока ему платили за роли в кино патриотической направленности, он рассказывал, как любит Россию и никогда отсюда не уедет. А сейчас он говорит, что ему на судьбу страны плевать — даже если на ее месте будет только радиоактивный пепел. Почему? Ему нужно остаться в Прибалтике и как-то пытаться зарабатывать там.

— Ну ладно Смольянинов*. Это клинический случай. Почему наш Минкульт не выделяет средства на создание патриотического кино? Даже когда шла Великая Отечественная, снимали «Два бойца», «В шесть часов вечера после войны».

— Слишком велика инерция мышления. Чиновники еще не поняли, что время изменилось. К тому же многие сидят в Минкульте еще со времен Ельцина. Поэтому дают деньги на откровенно русофобский «Левиафан», а о спецоперации, которая идет уже год, не снимается ничего. Хотя очевидно, что самые важные, причем и для всего мира, и для судьбы России, события сейчас происходят там, в Донбассе.

— И что делать?

— Менять ситуацию — если мы хотим, как единая страна, сохраниться. Нужно менять программу запуска выставок, спектаклей, фильмов. Нужно сделать так, чтобы культура тоже стала фронтом. Чтобы она мобилизовала людей. Ведь речь, повторю, идет о судьбе страны. Лично я бы начал культурный разворот с громкой акции. Например, закрытия Ельцин-центра в Екатеринбурге. Дело тут не в Ельцине персонально — его музей пусть остается, ведь президентом страны он, как ни крути, был. Нужно менять саму концепцию. В Ельцин-центре нам подробно рассказывают, как отвратительна была история России со времен Александра Невского: сплошное мракобесие и бессмысленная жестокость. И тут пришел Борис Николаевич — и начались золотые времена. На госденьги проводят экскурсии и семинары, которые дискредитируют нашу страну.

— Что еще предпринять?

— Нужно повторить опыт Великой Отечественной. Тогда на победу работало все: и кино, и театры, и выставки. К бойцам ездили фронтовые бригады. Константин Симонов шутил, что «войну выиграли военные корреспонденты». Почему? Потому что все пишущие и снимающие люди были на фронте. А у нас тут какая-то странная, параллельная жизнь. Где-то там стреляют, льется кровь, а здесь, в тылу, ничего не происходит. Я думаю, имеет смысл создать госкомитет обороны, который бы курировал в том числе и культуру. Когда воюет твоя страна, то воевать должны буквально все: кто ружьем, кто пером, кто голосом, как Левитан — в войне любая помощь важна.

Сейчас мы находимся в экстремальной ситуации. С одной стороны, она тяжелая, опасная. А с другой — нам дается уникальная возможность исправить прежние ошибки. Вспомните, как Геракл очистил авгиевы конюшни?! Он просто отвел воду реки, и она мгновенно смыла все нечистоты. То, что лопатой надо было чистить годами. Вот именно такой радикальный способ нам сейчас необходим. Ведь Запад по отношению к нам поступает радикально. Российские литературные и музыкальные классики под запретом, научное сотрудничество тоже. Все хоть как-то напоминающее не только о России, но и об СССР, исчезло с невероятной скоростью.

А мы все рассуждаем, что можно на культурном фронте, а что нет. Теперь можно все. Например, появился редкий шанс «слить» голливудский кинематограф и развивать свой.

— Пойдут ли на наше кино?

— Уже идут. Посмотрите на «Чебурашку». В целом, мне кажется, необходимо создать систему, при которой все, что создано на госденьги, должно по определению иметь доступ в кинотеатры, в том числе чтобы заработать там и принести прибыль в бюджет. До сих пор нашим фильмам просто не давали этого сделать, ссылаясь на «естественную конкуренцию». У нас практически весь прокат принадлежит заокеанским «партнерам».

— Как же так получилось?

— Все сделано совершенно законно, не было какого-то нашествия, мы сами принесли им все на блюдечке, понимая, что они опытные люди и они нас научат. Ну вот они нас и научили. Мы обычно говорим про нефть газ, лес, а тут у нас под носом спокойно «качали» миллиарды. Зрители ели попкорн, и им вкладывали в голову совершенно ненужные нам концепции и нравственные ориентиры. И все это знали.

Чтобы запустить какую-то российскую картину, нужно было униженно просить прокатчиков: мол, хоть немножко подвиньте свои блокбастеры и разрешите нам ненадолго «просунуть» свою картину. Рано или поздно, но эта ситуация должна быть закончена. Нам нужны свое кино и свои ценности.

СПРАВКА

«Культурный фронт России» — общественное движение, учреждено в ноябре 2022 года. Инициатор и председатель центрального штаба — народный артист РФ, первый зампред Комитета ГД по развитию гражданского общества Николай Бурляев. Также в штаб вошли В. Гергиев, Ю. Башмет, П. Толстой, К. Шахназаров, А. Кончаловский. В январе состоялся учредительный съезд московского отделения. Среди задач — поддержка защитников Отечества, «пропаганда произведений искусства, воспитывающих патриотов, и выявление организаций, которые ведут разлагающую работу» и др.

*Физическое лицо, выполняющее функции иностранного агента.

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.