Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Забастовка провалилась: пункты выдачи товаров маркетплейса «Вайлдберриз» ждут отмены штрафов

Общество
Забастовка провалилась: пункты выдачи товаров маркетплейса «Вайлдберриз» ждут отмены штрафов
Екатерина Махиня в пункте вывоза товаров отпускает клиенту доставленный заказ / Фото: Сергей Шахиджанян / Вечерняя Москва

В среду, 15 марта, в Госдуме прошло собрание в связи с громким скандалом вокруг маркетплейса «Вайлдберриз»: владельцы пунктов выдачи заказов захлебнулись в дополнительных штрафах, которые компания ввела 3 марта. А новые условия ставят под угрозу работу ПВЗ по всей России.

— Мы пригласили представителей компании и пунктов выдачи, — сообщил первый зампред Комитета Госдумы по контролю Дмитрий Гусев. — Компания «Вайлдберриз», к сожалению, не пришла.

Скандал вспыхнул 14 марта, когда несколько десятков владельцев пунктов выдачи товаров пришли в головной офис компании,чтобы пообщаться с собственниками. Их возмутили новые условия труда, в частности коллективная ответственность и стопроцентный штраф за возврат товара (если покупатель обнаружил брак, несоответствие заказа). Диалог не состоялся. Компания отделалась небольшим комментарием в СМИ: мол, забастовок никаких нет.

15 марта в ряде регионов России ПВЗ закрылись. Пункты же, расположенные в Москве, продолжили работать без ограничений. Корреспондент «Вечерки» обошел с десяток ПВЗ. Продавцы и владельцы отказывались себя называть и комментировали происходящее просто — ждем решения ситуации, пока работаем. Оказалось, в договоре оферты маркетплейса появился занимательный пункт (8.15), который запрещает владельцам ПВЗ публиковать и распространять в интернете оскорбительную, «недостоверную» информацию о компании, ее клиентах и партнерах. За нарушение предусмотрен штраф в 100 тысяч рублей. А вот что компания посчитает недостоверным — большой-большой секрет. Владелица пункта выдачи в Котельниках Екатерина Махиня одна из немногих, кто не побоялся откровенно рассказать «Вечерке» о ситуации.

— Я вложила в открытие своего дела почти все свои сбережения — это более 300 000 рублей. Мне сулили стабильную прибыль. А теперь условия работы у нас меняются постоянно, причем в худшую сторону. Например, чтобы мне сейчас закрыться, я должна выплатить компании 100 000 рублей. А если я час не работаю — то 10 000 рублей списывается. Договор оферты меняется в одностороннем порядке.

Екатерина подчеркивает: конфликт зрел давно.

— Вчера днем к нам на склад пришла упаковка со шторами. Внутри оказалась... дохлая мышь! Упаковка была уже вскрытая, заклеенная скотчем и воняла очень сильно. Мы хотели шторы отправить обратно — но у нас их отказались принимать. То есть мы и вернуть ее не можем, и клиент отказался от заказа. Стоимость этих штор повесили на мой офис, который я сама арендую, отвечаю за все и плачу сотрудникам зарплату.

Владелица ПВЗ постоянно получает штрафы:

— Пришел бракованный товар и покупатель его вернул — 20 процентов от его стоимости списывают с нас почему-то, хотя мы не виноваты. По новым правилам, клиент должен досматривать свой заказ до того, как он отнесет его в примерочную. Следовательно, у нас будут очереди, будут прилетать плохие оценки по рейтингу нашего пункта выдачи. Штраф за каждую низкую оценку — 2758 рублей. Вот десять человек поставили по единице — умножьте эту сумму на 10. Если мы не уложились в час тридцать минут времени на приемку товара, то каждая минута просрочки — тоже денежные удержания. При этом логистики никакой — водители везут вещи со всех складов одновременно — из Каледина, Белой Дачи, Электростали.

Последней каплей для Екатерины стало то, что штраф списали еще до того, как клиенту выдали товар. Женщина поехала в главный офис компании как раз 14 марта.

— С нами никто не поговорил. То есть крутитесь, как хотите, но знайте, что будете всегда виноваты. Нас просто превратили в рабов! А люди боятся теперь говорить правду, их запугали дополнительными штрафами.

Как сказал финансовый аналитик Максим Кваша, фирмы, подобные «Вайлдберриз», держатся только за счет дешевой рабочей силы:

— Они экономят на всем: поскольку сотрудники оформлены по упрощенным схемам, то нет затрат ни на медицинское обслуживание, ни на содержание офисов. Все это перекладывается на самих работников. Если сотруднику что-то не нравится — его не держат. После выступления самых недовольных работников «Вайлдберриз» усилили компанию по найму новых, заспамив предложениями о «выгодной» работе все доступные им информационные ресурсы и телефоны. Из-за того что большинство работников заключили упрощенные договоры по ГПХ, никаких обязательств у «Вайлдберриз» перед людьми нет, поскольку как бы нет и самих отношений.

Эксперт по маркетплейсам Дмитрий Горохов объяснил «Вечерке», почему в других городах забастовка случилась, а в столице — нет: — В Москве товарооборот в десятки раз выше, поэтому, несмотря на давление со стороны компании, владельцы пунктов выдачи получают колоссальную прибыль и готовы мириться с теми или иными требованиями. Что касается регионов, то там все иначе — пунктов выдачи гораздо меньше, из-за более осложненной логистики товары в других городах чаще приходят в плохом состоянии и ответственность за это компания хочет возложить на региональных предпринимателей. Решением проблемы станет изменение требований к региональным пунктам выдачи и центральным, так как объемы товаров, совершенно разные.

Сейчас ситуацией заинтересовалась Генпрокуратура, которая проверит сведения о нарушении трудовых прав работников ПВЗ. В Госдуме же готовят изменения в закон, чтобы предотвратить такие ситуации. А представители «Вайлдберриз», судя по всему, «прогибаться» не собираются.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Гаяз Хасанов, юрист:

— Согласно договору оферты с ПВЗ, «Вайлдберриз» как заказчик оставляет за собой право в одностороннем порядке вносить в него любые изменения — в том числе и штрафы. В договоре также прописано, что владелец ПВЗ не имеет права публиковать информацию и призывать к действиям, порочащим честь компании. То, что сейчас происходит, — это не забастовка, а конфликт двух юридических лиц. Сотрудникам ПВЗ я бы советовал ознакомиться с документами, выяснить, за что им начисляются штрафы. Если это необоснованно, то нужно писать заявление в Генеральную прокуратуру. Что касается покупателей, которые не смогли получить товар, то этот факт надо фиксировать на фото, видео, звонить на горячую линию маркетплейса. Следующая мера: обращение в Роспотребнадзор.

ЦИФРА

4.7 миллиарда долларов — во столько оценивается сегодня состояние владелицы «Вайлдберриз» Татьяны Бокальчук.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Пока наш корреспондент беседовал с Екатериной Махиней, в соцсетях посыпались сообщения от владельцев подмосковных ПВЗ: сразу в несколько пунктов нагрянули представители логистической компании по распоряжению «Вайлдберриз» и пытались изъять весь товар. Также вчера администрация маркетплейса подтвердила закрытие нескольких пунктов выдачи. Из них вывозят все доставленные ранее товары, а сотрудничество с их владельцами приостановлено. Покупатели получат заказы в других ПВЗ.

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.