Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Красота и полет поэзии Андрея Вознесенского

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Красота и полет поэзии Андрея Вознесенского
Член Союза писателей СССР поэт Андрей Андреевич Вознесенский, 1978 год / Фото: Владимир Савостьянов / ТАСС

12 мая отмечается 90-летие поэта, публициста и художника Андрея Вознесенского. «Вечерняя Москва» вспоминает о его творчестве и жизни.

Манифестом поэта Андрея Вознесенского стала гениальная строчка: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек». Его поэзия была попыткой удержаться на предельной до необратимого (гражданского и нравственного) разрушения точке в тоталитарном обществе. Болезненное, местами инфантильное стремление к свободе, достоинству и справедливости поверх окружающей поэта действительности было близко и понятно его молодым современникам. Популярность Вознесенского в шестидесятые годы прошлого века вполне можно сравнить с популярностью в США Сэлинджера — автора романа «Над пропастью во ржи». Сами названия сборников Вознесенского — «Антимиры», «Треугольная груша», «Ахиллесово сердце» — поднимали поэзию на новый, понятный и близкий молодым поклонникам уровень, одновременно вызывая неудовольствие у литературной массовки и официальной критики. В годы публикации сборников «Парабола», «Мозаика», поэм «Оза», «Мастера» еще сохранялись призрачные надежды на модернизацию советской общественной системы. Андрей Вознесенский стал символом несостоявшегося прорыва молодого поколения в новую творческую и гражданскую реальность, гуманный и свободный «антимир» советского «развитого» социализма.

Магическое воздействие его поэзии на читателя достигалось непривычным синтезом новаторской формы и человеческого (вместо надоевшего классового) содержания. В своих стихах Вознесенский был чувственным, социальным и стилистическим абстракционистом. Не всегда, правда, оригинальным. Он не стеснялся использовать поэтические приемы Маяковского, Северянина, Клюева. Иногда поэт замещал вдохновение причудливой игрой слов, сочетанием несочетаемого в духе футуристов Алексея Крученых и Семена Кирсанова.

На судьбу Вознесенского как художника не могли не повлиять два события. Хамский и глупый наезд Хрущева, предложившего поэту на совещании партийного руководства страны и творческой общественности в Колонном зале Дома союзов убираться из СССР. Последовавшие за этим неприятности, одиночество, отчуждение коллег поэт переживал тяжело и запомнил на всю жизнь. Вторым событием стала смерть студентки, замерзшей во время лыжного похода под городом Мончегорском, которая, умирая, несколько часов по памяти читала стихи Вознесенского.

Они стали ее утешением, в них будто вместилась ее уходящая юная жизнь. Спасенные участники похода рассказали об этом поэту. Он посвятил девушке поэму «Лед-69», где попытался осмыслить трагическое сплетение поэзии и смерти, обретение художественным словом почти религиозной, мистической силы.

Впрочем, поэт работал со словом, как жонглер. Иногда траектория летающих слов увлекала его сильнее смысла, который он в них вкладывал. Многие современники не понимали Вознесенского. Твардовский считал, что у него (применительно к рифме) «жестяные уши». Кого-то возмущали стилистические изыски Вознесенского типа: «Чайка — плавки Бога», тяжеловесные строчки... Поклонники раннего бескомпромиссного Вознесенского, требовавшего «убрать Ленина с денег», без восторга встретили его поэму о том же Ленине «Лонжюмо». Не все одобрили и его увлечение эстрадой.

Слова песен «Миллион алых роз», «Барабан», «Мой дельтаплан» казались ценителям высокой поэзии безвкусными, но народу нравились, их исполняли, под них танцевали в ресторанах по всему СССР. А рок-опера «Юнона и Авось» на его слова и музыку Рыбникова не сходит со сцены.

Вознесенского можно обвинять в чем угодно, только не в непрофессионализме. Он один из значительных русских поэтов второй половины двадцатого века. В его произведениях «заархивированы» несбывшиеся надежды поколения шестидесятников. Своими стилистическими экспериментами он существенно расширил пространство поэтического поля, засадил его новыми, непривычными для отечественной почвы злаками. В лучших его стихах живет стремительная легкость, то самое пронзительное и горестное «фьюить», без которого невозможна поэзия.

Сегодня Андрей Вознесенский чаще всего вспоминается в связке с другими поэтамишестидесятниками, детьми оттепели и ХХ съезда КПСС. Вознесенский, Ахмадулина, Евтушенко считаются либералами, отстаивающими свободу слова и творчества. Он написал в 1968 году стихотворение «Танки идут по Праге».

Вознесенский и Ахмадулина поместили стихи в не одобренном властями альманахе «Метрополь». Чтобы сгладить недовольство властей, организовал по линии газеты «Комсомольская правда» путешествие на Северный полюс, опубликовав по итогам идеологически правильные стихи. Поэту повезло с женой и (после смерти) вдовой — Зоей Богуславской, отметившей недавно 99-летие. Она много делает для сохранения памяти о поэте. Имя Андрея Вознесенского носят библиотека, музейно-культурный центр в Москве, каждый год переиздаются книги поэта. К юбилею поэта в Центре Вознесенского идет выставка «Вознесенский. ЕЩЕ».

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Дмитрий Шпаро, путешественник:

— В 1979 году была экспедиция «КП» на Северный полюс. На финише нас встречала делегация с известными людьми, включая Вознесенского. У меня были магнитофонные записи с авторским исполнением, но лично мы знакомы не были. И вот, помню, подходит он сам, в неловко сидящей шапке. И говорит, что на нас обижаются летчики: они всегда нам помогали, спасали, а мы не поздоровались с ними первыми. Я тут же исправил ситуацию, обнял, поблагодарил их. Все разрешилось благодаря Вознесенскому!

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.