Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Где твой черный пистолет: как игрушки на военную тематику влияют на психику детей

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Где твой черный пистолет: как игрушки на военную тематику влияют на психику детей
Фото: Александр Кочубей / Вечерняя Москва

Игрушки военной тематики в последнее время пользуются все большим спросом у москвичей. «Вечерняя Москва» узнала у экспертов, может ли это стать причиной роста агрессии у детей.

В столице стремительно растет интерес к игрушкам военной тематики. Лидерами по продажам на маркетплейсах стало игрушечное оружие, детская военная форма. Новый тренд, разворачивающийся на фоне специальной военной операции, вызвал дискуссию о милитаризации детства.

По словам Екатерины Насоновой, представителя одного из самых популярных маркетплейсов в стране, в последнее время родители стали чаще покупать детям игрушечную военную технику, оружие и даже бронежилеты с касками.

— Лидер продаж — АК-47 с мягкими пулями и глушителем, — рассказывает Насонова. — Также пользуется популярностью отечественный тягач с танком. Из игрушек, имеющих отношение к армиям блока НАТО, покупают, пожалуй, только детские наборы солдатиков и техники из 200 предметов, который включает в себя флаг США. В целом товары, имеющие отличительные черты вооружения конкретной армии, такие, например, как танки немецкого производства «Леопард», не пользуются популярностью.

Большая часть игрушек не имеет «отсылки» к вооруженным силам той или иной страны, так как на технике отсутствуют символы или названия.

Дети всегда играли в «войнушку»

Несмотря на опасения общественников, забивших тревогу из-за новых трендов, маркетологи считают, что подобный интерес носит ситуативный характер. Специальная военная операция перекрывает большую часть информационной повестки, и этим решил воспользоваться бизнес, почувствовавший конъюнктуру и возможность заработать. Известно же: то, что находится в центре обсуждения, всегда хорошо продается. Поэтому «калаши», военные значки и наборы солдатиков «Вежливые люди» сегодня разлетаются «на ура».

— Военная тематика в сюжетно-ролевой игре существовала всегда, — уверена психолог Анастасия Корнеева. — Дети играют в «войнушку» даже в условиях отсутствия игрушек вовсе — в ход идет фантазия и подручный материал в виде палок. Давайте вспомним любимые нами в детстве игрушечные пистолеты и солдатиков! Милитаризованные игрушки — это далеко не нововведение.

Более того, выплескивание напряжения в формате игрового сражения вряд ли приведет к агрессии. Скорее, наоборот, игры помогают проработать тревогу в условиях, когда близкие взрослые не могут успокоить и пообещать, что завтра все будет хорошо.

— Любая информация в кризисный период уменьшает тревожность, — уверена Корнеева. — С помощью таких игрушек детям легче понять, как все выглядит «по-настоящему», представлять себе происходящее более детально.

Кстати, интересное наблюдение: когда дети играют между собой в «войнушку», то делают это не как взрослые: они могут легко меняться ролями, как раньше в игре «Соловьи-разбойники». При этом они, как говорится, не переходят на личности и не нападают друг на друга вне игры.

А психолог Евгений Пашин считает, что идея полностью отказаться от военных игрушек отдает популизмом.

— Вспомним советские мультфильмы, например «Ну, погоди!», где волк гоняется за зайцем далеко не с миротворческой миссией, — предлагает он. — Заяц же в ответ разворачивает хитроумные операции для того, чтобы заманить его в ловушку. А игрушечные сабли и пистолеты, которые были у всех советских мальчишек? Почему-то они не привели к массовому появлению агрессивных социопатов. Развитие ребенка зависит от внимания родителей и окружения. Отсюда возникает вопрос: кто именно увидел опасность в игрушечных пистолетах? Может, эти громкие заявления не что иное, как способ привлечения внимания к своей персоне?

«Абрамсы» уйдут вслед за Хагги Вагги?

Но если в целом с игрушечным оружием все понятно, то что делать с частностями? Не повлияют ли логотипы армий на игрушках на формировании стереотипов «свой-чужой»? Многие психологи уверены, что в некоторых случаях реалистичное оружие лучше абстрактного. Оно не хуже учебника по истории помогает в развитии кругозора.

— Очень показательны на сегодняшний день различные мероприятия, например фестиваль «Времена и Эпохи» в Москве, — поясняет Анастасия Корнеева. — Людей погружают в тот или иной исторический период, показывают атрибутику времени — от оружия до предметов быта, реконструируют битвы в костюмированных представлениях. Это интересно и дает много ценных исторических знаний.

Но одно дело — история давно минувших дней, а другое — настоящее время. Поколение, заставшее последние годы СССР, помнит, как соотечественники после открытия границ побежали на Запад: там, дескать, колбаса лучше и джинсы на каждом углу продаются. В этот «идеальный мир» трудно было не поверить: рекламу джинсов показывали по ТВ, и контраст улыбающихся молодых людей в модных штанах с окружающей перестроечной действительностью был сильный. А если сейчас полки магазинов будут завалены яркими «Абрамсами», а ряды супергероев пополнят солдаты НАТО с лучезарной улыбкой — где гарантия, что для ребенка этот мир не будет выглядеть привлекательно, особенно если ему нечего противопоставить? На это обратили внимание власти. Глава Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина уверена, что техника с символикой НАТО может побудить детей играть на стороне врага.

«Когда мы в детстве играли в войну, тогда были деревянные автоматы, но я что-то не припомню, чтобы на них были фашистские кресты, — заявила Останина. — Поэтому для меня это есть не что иное, как элементы пропаганды и техники, и идеологии тех стран. Я против того, чтобы такие игрушки продавались нашим детям».

После громкого заявления депутат Останина пообещала направить свой запрос в Роспотребнадзор, чтобы всю «вражескую технику» постигла участь канувшего в Лету Хагги Вагги.

Давайте начинать с себя

Это предложение депутата многие поддержали, но вопросы все равно остались. Ведь если убрать с прилавков всю технику с символикой НАТО, которая, к слову, производится в Китае, то с кем будут сражаться российские танкисты и «Вежливые люди»? Если друг с другом, то это уже какая-то гражданская война получится… А что делать с теми «натовскими» танками, что уже проданы? Если вместо них прилавки заполнят российские, то имеющаяся на руках «запрещенка» вырастет в цене и будет более востребована у потенциального потребителя — ребенка.

Психологи уверены, что подобные запреты ни к чему хорошему не приведут.

— То, что пропагандируется и навязывается слишком настойчиво, в конце концов вызывает отторжение, — уверена Корнеева. — Не нужно детям ничего внушать и заставлять «чувствовать долг» и любовь — так это не работает. Им нужна достаточная информация, свобода воли и последовательные надежные взрослые рядом. Взрослым нужно начинать с себя, ведь дети учатся не на игрушках с эмблемами, а на родительском примере.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.