Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Бессердечным тут не место: один день сотрудника многофункционального центра

Общество
Бессердечным тут не место: один день сотрудника многофункционального центра
Фото: Анатолий Цымбалюк / Вечерняя Москва

Ко Дню матери в столичных центрах госуслуг пройдет праздничная программа мероприятий. Маленькие посетители под контролем опытных специалистов МФЦ сделают подарочные чашки для своих мам. Какие еще есть обязанности у сотрудников центров и как работают лучшие универсальные специалисты, выяснила специальный корреспондент «Вечерней Москвы», поработав во флагманском офисе.

На стриминговых платформах вышел отечественный сериал «Ира» о жизни «типичной 30-летней москвички». У Иры в жизни не клеится ровным счетом ничего. Ее раздражают дети (хотя у нее их и нет), пассажиры в метро, молодой человек. При этом девушка работает в одном из столичных центров госуслуг. Сценаристы сериала попытались впервые познакомить нас с буднями сотрудников центров. Естественно, это вызвало бурную реакцию как у самих сотрудников, так и у зрителей, которые заинтересовались закулисьем многофункциональных центров. Заинтересовались и мы. И для того чтобы «показать все, что скрыто», я устроилась на работу в один из центров. Кстати, главной фишкой сериала являются монологи Иры, которыми она ломает «четвертую стену», делясь со зрителями личными наблюдениями. Со своей стеной я обошлась чуть мягче: просто чуть-чуть ее пододвинула.

«Белый верх — черный низ, — предупредили меня перед первым рабочим днем во флагманском центре госуслуг на Пресне. — Рабочая форма стажерам не положена — ее заслужить надо».

Считается, что заявители всегда начинают знакомство с центром по одежке, а если точнее — по одежде сотрудников. Поэтому, несмотря на то что я надеялась большую часть дня отсидеться в «окошке», где детали наряда не слишком бросаются в глаза, руководство к моей светлой водолазке отнеслось скептически: вид слишком расслабленный — не годится! Из подсобки мне принесли блузку, и, переодевшись, я познакомилась с куратором — администратором-помощником искреннего сервиса Марией Гапоновой, которая будет целый день исправлять мои промахи, то есть направлять и объяснять.

— Все сотрудники у нас — универсалы, — начинает она с одного из главных принципов работы центра. — Они должны успевать везде: и талон на стойке выдать, и проконсультировать, и помочь в зоне электронных услуг, в зоне сервисов, а также следить за чистотой зала.

Куратор

Для Марии центр госуслуг — первая работа. Начинала она в Вешняках, а потом ее повысили и перевели во флагман. Устроилась девушка сразу после окончания Лингвистического института: по специальности Маша — переводчик с испанского и английского языков. Говорит, что работать здесь ей посоветовали родители, которые и сами всю жизнь трудятся в госструктурах. Выпускница возражать не стала, откликнулась на вакансию на одном из сервисов и сразу получила приглашение на собеседование.

— На собеседование мне пришлось пройти тестирование на знание Excel, — рассказывает она.

— Выходит, если я не очень хорошо владею электронными таблицами, шансы получить место у меня небольшие? — робко уточняю я.

Дело в том, что я «Экселем» не владею вообще! Все это время мне как-то удавалось его избегать. В нужный момент у меня не грузился компьютер, исчезал пакет программ с рабочего экрана, дрожали руки — да мало ли что было. И вот, кажется, настал тот случай, когда корабль тонет и мне уже не сбежать…

— Это не главное, — улыбается Маша. — Если есть какие-то пробелы в знаниях, то в ходе работы можно будет их наверстать. Если что, коллеги помогут.

Аплодисменты?

10:00. Честно скажу, без помощи коллег я бы вообще не справилась! Каждый сотрудник многофункционального центра должен не только владеть каким-то невероятным количеством информации, но и оперативно ею «жонглировать», объясняя, к примеру, как получить ИНН, если старый потерялся, и можно ли сделать это без пошлины, как поставить на учет автомобиль, получить справку о размере пенсии и многое-многое другое… Да, в окошке у меня лежала «шпаргалка» — методичка, куда можно было подглядывать, если что-то забыл, но это не особенно помогало: времени на поиск нужной информации уходило столько, что посетители успели бы пообедать, сделать покупки в торговом центре и вернуться.

— Ничего, это только поначалу так, — успокаивает меня Маша. — Потом все запомнишь, и информация от зубов отскакивать будет — никакие методички не понадобятся!

«Только в телефонах сидите, а работать кто будет?»

12:15. Я вспоминаю сериал «Ира» и пытаюсь представит себя в роли главной героини, которая терпеть не может всех, кому вынуждена помогать. И понимаю: нет, не получается.

Просто работа с людьми — это, пожалуй, самое главное, чем должен заниматься сотрудник центра госуслуг. Даже отличное знание документов и нормативно-правовой базы не поможет тебе, если за помощью обратилась бабушка, которая в силу возраста забывает все, что ты ей рассказала минуту назад, или новоиспеченная молодая мамочка со следами трехнедельного недосыпа на лице и вопящим младенцем в коляске.

Приходится повторять и еще раз повторять, успокаивать младенца, потом мамочку. Или наоборот. Ну невозможно делать это с утра и до вечера, если не испытываешь к людям хотя бы минимального сочувствия!

К слову, навык сочувствия хорошо прокачивает материнство. Вот я в некоторых моментах эту героиню из сериала прекрасно понимаю. Меня раньше тоже все бесили, потому что смели быть недостаточно совершенными. А потом дома завелся младенец, который был абсолютно несовершенен во всем. Он без конца кричал, и его не устраивала совершенная я, которая готовила ему совершенную смесь, укладывала в совершенную кровать и пела совершенные песенки. Когда я выползла после трех дней общения с младенцем на улицу, исполнилась любви к этому несовершенному миру и сочувствия к каждой его части. Даже к тому негодяю-дворнику, который каждый день в шесть утра начинает чистить снег или стричь траву.

— Девушка, я заказала выписку из ЕГРН на прошлой неделе, а вы ее потеряли! — возвращает меня в реальность пожилая посетительница. — Я пришла, а мне говорят, что нет ее!

Вопросительно смотрю на коллег. Девушки проверяют и пожимают плечами: заявительница не заказывала справку, поэтому ее и нет. Но как об этом сказать, чтобы не спровоцировать скандал?

Мария рассказывает, что конфликтные ситуации сотрудники решают с помощью техники LAST (Listen — выслушай, Apologize — извинись, Solve — прими меры, Thank — поблагодари). Эта техника, к слову, известна всем специалистам, которые работают с людьми: например, официантам, консультантам и администраторам в гостиницах. Благодаря подсказкам коллег я сначала сочувствую посетительнице, потом мы еще раз ищем ее заявление, я объясняю, что найти не можем, предлагаю быстро сделать новую заявку и отзвониться ей, когда в центр придет ответ. После этого извиняюсь и предлагаю кофе. По лицу посетительницы вижу, что буря миновала, она встала и пошла к кофейному автомату, хотя по дороге еще долго ворчала на молодежь, которая вместо работы в «телефонах своих сидит целыми днями».

Персистенция де резинсия

14:25. Большинство моих коллег — представительницы прекрасного пола. Я опять вспоминаю сериал, где героиня жаловалась на женский коллектив на работе.

— А правда, что с сотрудниками-мужчинами у вас напряженка? — интересуюсь.

Девушки переглядываются.

— Мужчины у нас действительно редкие гости, — признается Мария. — Возможно, потому, что работа с людьми изначально больше интересна девушкам. Нужно обладать определенным складом характера, чтобы успокаивать, сопереживать и помогать. Но тем не менее молодые люди к нам все равно заглядывают, а многие из них остаются надолго…

Знаете сказку о девочке, которая помогла одному индивидуальному предпринимателю оформить освобождение от уплаты НДС? А тот предприниматель возьми да и стань юридическим лицом солидным. А потом он свое юридическое лицо дома оставил, а сам свататься пришел. С тех пор та девочка в офисе появилась всего два раза: фамилию сменила да ребенка зарегистрировала. Хотя, может, это и не сказка никакая?

— А где взять табличку «перерыв», чтобы поставить в окошко, когда уходишь на обед? — спрашиваю.

Маша ошеломленно смотрит на меня.

— Ну в сериале же показывали… — не унимаюсь я.

— Ох уж этот сериал, — ворчат девушки. — Наснимали, чтобы хайпануть. Нет у нас таких табличек, мы же не за кассой в супермаркете работаем… Если нужно отойти, просто предупреждаешь старшую, и все.

15:00. Перерыв на обед 45 минут: можно пообедать на корпоративной кухне или сходить в один из ресторанчиков торгового центра, благо их здесь огромное количество.

15:45. Возвращаюсь назад, и мне сообщают, что до конца дня я вместо окошка буду работать на ресепшене…

Вы же помните о том, что все сотрудники центров госуслуг — универсальные специалисты? Я к середине дня забыла, но мне простительно: я стажер. Так вот, универсальный специалист должен уметь и в «окне» разбирать обращения жителей, и на ресепшене отвечать на вопросы.

Поэтому ни у кого нет закрепленного места: сегодня ты можешь в архиве работать, а завтра талончики на входе выдавать. Но чаще всего, как говорит мой куратор, на ресепшен ставят наиболее общительных девушек, ибо разговаривать там приходится много.

15:47. Я вроде общительная, но первый же вопрос меня выбивает из колеи.

— Комо обтенго персистенция де резинсия?— с умоляющим видом обращается ко мне пожилой господин в забавных круглых очках в красной оправе.

— Что, простите?

— Резинсия... — растерянно повторяет господин

— Ээээ… Маша! — сдаюсь я.

Подбегает Мария и начинает бойко тараторить с господином на испанском. Для нее такие ситуации не редкость. В центре Москвы иностранных граждан много, поэтому ее лингвистическое образование здесь очень востребовано.

— Уточнял, как регистрацию сделать, — объяснила мне куратор, обворожительно улыбнувшись вслед испанцу.

Искренность как новый черный

К слову, позиция «администратор по искреннему сервису» появилась в центрах госуслуг в ноябре 2017 года, и сейчас все сотрудники проходят обучение, в конце которого получают значок с сердечком.

Сердечко на воротнике означает, что сотрудник готов сделать больше, чем положено по протоколу: помочь пенсионерке довезти новый телевизор до дома, встретить инвалида не у дверей центра, а у метро, довезти иностранных туристов до стадиона...

— Недавно к нам забежала мама с дочкой, у которой порвалось платье, — вспоминает Мария. — Представляешь, они опаздывали на утренник в детском саду! А у нас на стойке лежат нитки с иголками. Я достала нитки, мы зашили платье, и девчонки радостно поспешили на праздник.

16:25. К нам заходят родители с сыном. Растерянному пареньку с милыми рыжими кудряшками только-только исполнилось 14 лет. Родители подали документы на паспорт и оформили услугу на церемонию торжественного вручения.

— Во флагманских центрах есть возможность получить первый паспорт в торжественной обстановке в кругу родных и друзей, — рассказывает администратор. — И эта услуга у нас пользуется популярностью. Москвичи любят праздники.

Праздники любят и сами сотрудники. В каждом центре есть свои традиции, которые зависят от коллектива. На Пресне большинство сотрудников — молодые и веселые, поэтому с энтузиазмом развлекают друг друга. Например, накануне Нового года они играют в «Тайного Санту».

— Вытягиваем бумажку с именем человека, которому нужно приготовить подарок, — улыбается Маша. — В итоге каждый получает анонимный сюрприз. Как правило, это всем очень поднимает настроение.

17:15. Я мечтаю сходить за кофе, хотя понимаю, что пить его мне придется в одиночестве. На ресепшене всегда должны присутствовать минимум два человека. Поэтому, если я отлучусь, Маше придется держать оборону за себя и «за того парня». Впрочем, отлучиться так и не вышло.

Мое дежурство оказалось по-настоящему «боевым»: то и дело подходили заявители, которым нужно было снять машину с учета, оформить субсидию, присмотреть за малышом в детской зоне, проверить анкету для загранпаспорта… Хорошо, что хоть пообедать успела.

18:00. К концу рабочего дня, когда мышцы моих ног гудели так, будто через них пропустили электрический ток, а голос окончательно сел, Маша внезапно предлагает: «Ребята, а может, после работы заглянем в Пресненский парк? Там вроде концерт обещают!» И это предложение нашло горячий отклик в сердцах, наверное, всех сотрудников, кроме моего.

— Спасибо, но, пожалуй, в следующий раз, — еле выдыхаю я. И искренне улыбаюсь.

СПРАВКА

Первый центр госуслуг открылся 12 лет назад в Лефортове. Это событие стало отправной точкой для развития сети офисов «Мои документы». Они есть в каждом районе города, сейчас работают более 130 таких учреждений, в них заняты свыше 11 тысяч сотрудников. Сегодня число государственных услуг, предоставляемых в офисах, составляет более 280, 99 процентов из них доступны независимо от места жительства. Центры госуслуг заботятся и о маленьких гостях.

Благодаря сотрудничеству с «Союзмультфильмом» с января этого года ребята могут посмотреть современные мультсериалы, пока их родители получают государственные услуги. Для посетителей с детьми в офисах есть комнаты матери и ребенка, а также игровые уголки.

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.