Главное
Истории
Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Легенды про Грибы

Легенды про Грибы

Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

Как повилась авоська?

Как повилась авоська?

Надежда на донышке

Общество
Надежда на донышке
Фото: Анатолий Цымбалюк / Вечерняя Москва

Мы с Ниной сидим на лавочке под большой березой. Октябрь, и береза эта почти облетела. Но кое-где еще трепыхаются, словно аквариумные рыбки, маленькие листочки. А под нашими ногами этих листьев целый ворох. В шесть часов вечера откуда-то, из-за дальнего леса, надвигаются холодные сумерки. Но солнце еще шлет прощальный, косой луч света. И желтые березовые листья кажутся кучей золотых монеток. Нина приехала из города на несколько дней — по делу. Мама, Александра Львовна, вызвала старшую дочку.

Вернее, и других детей, среднюю Маринку и младшего Левушку, тоже позвала домой. Но приехала одна только Нинка.

— Потому что самая ответственная, — объясняет Нина. — Старший ребенок в семье таким и должен быть — главным помощником. А младшие — они что, до пенсии будут детьми.

Нинка умница, работает психологом и все понимает, и про себя, и про младших, и про родителей. Такая вот правильная, хорошая Нинка, но ей тридцать восемь, а не замужем и детей нет.

Есть кошки, числом три. Одна серая полосатая, одна трехцветная и черный кот Мавр. Нинка переживает из-за кошек. Как-то они там одни?

Поддевает носком черной туфельки листву — она взвихривается вверх. Нинка смеется, совсем как-то по-детски.

А потом вдруг задает странный вопрос.

— А ты знаешь, что на дне ящика Пандоры лежала надежда? Маленькая, жалкая надежда, лежит себе на самом донышке. Вот как думаешь, почему? Надежда — это ведь, кажется, про добро и свет. Зачем бы богам заточать вместе все скорби мира, болезни, ссоры, войны — и надежду?

Я пожимаю плечами:

— Ну, может, чтобы как-то украсить набор несчастий? Боги — большие шутники. Разнообразить, так сказать…

— А ты знаешь, почему я приехала? — спрашивает вновь Нинка.

Я-то знаю. Инсульт разбил ее отца, Николая Михайловича. Врачи считают, долго не протянет. Уже и не говорит Николай Михайлович, только мычит что-то невразумительное. Александра Львовна позвала детей: проститься.

Приехала одна только Нинка. И то — вот уже второй час сидит на лавке под большой березой, в дом не идет.

— Не хочу его видеть, — говорит чуть слышно. — Не хочу. Не могу. Понимаешь…

Я понимаю; приехала Нинка, потому что ответственная. Потому что — мать позвала. Потому что иначе потом совсем будет тяжело жить с такой вот ношей: не простилась с отцом.

Суровый человек Николай Михайлович. Так и хочется сказать: был. Но ведь — еще не «был», еще жив. Пусть и не говорит, и глаза мутные, и как-то то ли рычит, то ли воет, страшно. А Александра Львовна рядом с ним хлопочет, что курица над цыпленком. Подносит то лекарство, то кисель, то ложку щей. Николай Михайлович хулиганит (это Александра Львовна так говорит: «мой-то хулиганит»). То лекарство выплюнет, то дернется и прольет кисель на белоснежный пододеяльник.

У Александры Львовны порядок идеальный и пододеяльники-наволочки всегда такие белые, что аж синевой отдают. Стирает их — вручную, потом развешивает на веревке меж яблонь, прожаривает на скупом осеннем солнце. Завтра снова стирать: пятна от ягодного киселя вывести непросто.

— Нинулик, иди домой! — зовет мать.

Солнечный луч истончился, исчез. Сидим впотьмах. Нинка хлюпает носом.

— А ты знаешь, что я была левшой? А он меня переучивал. Лупил, до крови, если увидит, что я ложку беру левой. Левую руку закрутит за спину и привяжет ремнем. Переучил.

Он — это папаша, Николай Михайлович.

— И вроде ведь не предъявишь ничего: хотел-то как лучше. А мать меня жалела, конечно, да только говорила всегда: отец лучше знает.

Я сразу представляю Александру Львовну, белокожую, полную, с большими голубыми глазами, в которых всегда будто стоят слезы. Александра Львовна все делает словно с опаской, словно боясь гневного окрика мужа, его ярости, осуждения. Сколько раз убегала от него из дома, прямо босиком, по снегу. Когда дети маленькими были — убегали вместе. Прятались по соседям, ждали, когда «папка успокоится».

И все говорили Александре Львовне: как ты с ним живешь-то? Для чего? У нее были десятки ответов, от «детям нужен отец», «он мой единственный мужчина», «ему тяжело», «кому я нужна», «скоро огород пахать»… И главное: «Коля исправится».

Вот она, надежда на дне ящика Пандоры, притаившаяся вместе с горестями и бедами. Благодаря этой самой надежде Александра Львовна, милая, смиренная, отдала на заклание себя и детишек. Папашка-то исправится. Осознает.

Все станет вокруг голубым и зеленым.

Но — не стало. Шло, как идет; взрослели дети и по очереди покидали родной дом, да так, чтобы уж и не возвращаться в него никогда. Александра Львовна жаловалась на детей, и, конечно, причин было много. Нет внуков — не хотят заводить, даже средняя замужняя Маринка. У Нинки — кошки, у Левушки, он музыкант, — сплошные гастроли.

Не приезжают навестить отца, а ведь он скучает, вон смурной какой последнее время.

Да и к ней, матери, не приезжают. Деньги, правда, дочки исправно посылают, каждый месяц. От сына-то не дождешься, да и что с него взять, с музыканта-то. Сплошные гастроли…

— Оооох, — заканчивает свой монолог Александра Львовна.

Слезку утрет уголком косынки. И снова блеснет искоркой она, надежда.

Все, дескать, поправится. И дети вернутся в отчий дом, и привезут своих детей. Познакомят с Николаем Михайловичем: скажут — вот дед, самый хороший, самый справедливый человек.

Да он, Николай Михайлович, и в самом деле справедливый и, наверное, хороший. Всю жизнь работал, и если запивал, то не сильно, и если гулял — то никогда не попадался. И всегда-то Александра Львовна давала ему шанс.

И когда Нинке левую руку приматывал за спину. И когда маленькую Маринку прыгалками избил, за то, что вместо уроков смотрела по телевизору балет. И даже когда младший Левушка принес как-то домой рыжего кутенка и назвали его Шариком — действительно, похож был щенок на меховой шарик… Шарик наелся молока с булкой и заснул возле печки сладким ребяческим сном. Как радовался Левушка! И чем прогневил пушистый Шарик сурового папашу, вернувшегося с работы домой, непонятно. Но выбросил он щенка прямо в глубокий сугроб, и не позволял рыдающим детям достать собачку и отогреть. Не разрешал даже открыть дверь.

Так и нашли утром Шарика, окоченевшего, покрывшегося уже инеем.

Но и тогда шептала Александра Львовна: папка хороший, папка поймет, папка такой один.

— А сейчас-то уже понятно, что ничего не будет. Вообще ничего, — всхлипывает Нинка. — И вся жизнь, в сущности, это сплошные гастроли. Мы смеемся — удачно Нинка передразнила вечный стон Александры Львовны.

— Ну все, пойду, видишь, мать-то волнуется. Жалко ее. Всю жизнь проторчала под этой березой, в вечном этом домике. Понимаешь?

Я понимаю, о чем она. Стылая осень, потом снег, потом весенняя грязь, потом летняя страда. Страдание и страда — однокоренные, трудно и труд — тоже. Ну вот и закончилась страда, убрали урожай — снова осень. Стылая.

И где-то далеко уже дети — они выросли, даже самый маленький, нежный Левушка.

Нинка уходит прочь, только листья шуршат. Скрипит калиткой. И откуда-то из темноты вдруг доносится ее тонкий, будто детский, голосок:

— И папку тоже жалко.

Открывается дверь, и яркий свет освещает на несколько мгновений березу. Она почти облетела, но те листья, что еще держатся на ветках, вдруг вспыхивают золотом.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.