Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Уроки труда вернутся: зачем понадобилось обновлять программу обучения

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Уроки труда вернутся: зачем понадобилось обновлять программу обучения
Ученики советской средней школы осваивают токарное дело на уроке труда, фото 1983 года / Фото: Владимир Родионов / РИА Новости

Школьный предмет «Труд» вернется в учебное расписание с 1 сентября 2024 года. Он заменит существующий урок «Технология». Зачем понадобилось обновлять программу, «Вечерняя Москва» узнала у экспертов.

На уроке труда, помимо работы с различными материалами, ученики теперь смогут осваивать компьютерные программы, заниматься робототехникой, 3D-моделированием и даже конструировать беспилотные летательные аппараты. В начальной школе, с 1-го по 4-й класс, ученики будут заниматься трудом один раз в неделю, как и учащиеся 8–9-го классов. А вот с 5-го по 7-й класс этому предмету отведено два часа в неделю.

Школа должна готовить людей к взрослой жизни, — уверен председатель Московского городского родительского комитета Руслан Ткаченко.

— Советская школа учила детей работать на станках, с напильником, учила читать чертежи. Затем стали нужны юристы и экономисты, поэтому уроки труда заменили технологией. Сейчас — снова учим труду, но более современному. Очевидно, что государство решило не переводить, как в 1990-е, производство на аутсорсинг (передача определенных видов функций или производства другой компании. — «Вечерняя Москва») — дескать, Китай все за нас сделает, а мы будем нефтью торговать. Принято решение развивать производство собственное. Моя дочь, например, в пятом классе осваивает верстку сайтов: учится алгоритмам взаимодействия с искусственным интеллектом.

Нужна ли профориентация на уроках труда? Не лучше ли освоить базовые навыки, которые пригодятся любому человеку в жизни. Доктор экономических наук, эксперт рынка труда Александр Сафонов с долей скептицизма смотрит на обновленную программу нового предмета.

— Да, дети будут осваивать какие-то трудовые навыки на компьютерах. Хорошо. Но уже есть уроки информатики — пусть осваивают там, зачем эти пересечения? — рассуждает Александр Львович. — 3D-моделирование, прототипирование — это тоже хорошо, но не всем в дальнейшей жизни понадобится. Вот умение заменить лампочку, помыть пол, быстро поставить на трубу «хомут», если она потекла и вашу квартиру заливает, нужно практически каждому. Детей нужно учить элементарным бытовым навыкам. Прогрунтовать, покрасить, сварить простенький обед из того, что под рукой. Ведь даже этого большинство не умеет!

А чему сейчас обучают на уроках делопроизводства в школах?

— Мой ребенок учится в начальной школе и в основном занимается изготовлением поделок. Лепит из пластилина фигурки, делает аппликации, — рассказывает мама московского первоклассника Анастасия Родина. — Это ребенку интересно, он не отлынивает. Но что-то похожее почти все делают дома, без всяких уроков труда.

Мама ученицы шестого класса Елена Калугина добавляет:

— Моя дочь на уроке технологии однажды сшила юбку. А сын сделал кораблик. На уроках они вырезали, шлифовали и делали парус для корабля несколько дней. Получилось, если честно, довольно коряво. Зато — своими руками.

А что планируется с начала следующего учебного года? Чему научат на уроках труда ребят 1–4-го классов? Будет четыре модуля. На модуле «Технологии, профессии и производства» познакомят с материалами, видами трудовой деятельности, организацией рабочего места.

На модуле «Технологии ручной обработки материалов» научат работе с бумагой, тканями и другими материалами. На модуле «Конструирование и моделирование» помогут освоить создание моделей и фигурок из природных, текстильных и других материалов.

— По сути, это один модуль. Берем ножницы, вырезаем из ткани звездочку, раскрашиваем и клеим на бумажку. Все, — рассказывает детский психолог Ирина Латышева.

Четвертый модуль — «Информационно-коммуникативные технологии»: здесь детям дадут представление о средствах и способах работы с информацией.

— Видимо, будут учить пользоваться смартфоном. Но дети умеют делать это лучше учителей, — считает эксперт.

Что узнают на уроках труда ученики 5–9-х классов? Здесь тоже модули обучения. Они делятся на обязательные и по выбору. В список обязательных входят: «Производство и технологии» — здесь помогут разобраться, как заниматься сельским хозяйством и как работает промышленность. На модуле «Технологии обработки и пищевых продуктов» познакомят со свойствами разных материалов, с инструментами и со способами их обработки. На модуле «Компьютерная графика. Черчение» научат чертить и работать в графических редакторах. На модуле «Робототехника» обучат разрабатывать автоматизированную технику, в том числе беспилотные летательные аппараты. На «3D-моделировании, прототипировании, макетировании» дадут знания о том, как применять цифровые технологии на производстве.

В списке вариативных модулей пока всего три позиции.

На модуле «Автоматизированные системы» помогут узнать, как автоматизировать процессы на производстве и в быту. На модуле «Животноводство» научат разводить животных. А на «Растениеводстве» дадут знания об агрокультурах и о правилах работы с ними.

— Здесь и теория, и практика. Практика специфическая: она учит работать не с материалами — деревом, металлом, пластиком, а на компьютере, — пояснила Ирина Латышева.

Еще один вопрос, который возникает с введением нового предмета, — это наличие преподавателей.

— Что получится из затеи Министерства просвещения, мы увидим в следующем учебном году. Сейчас, очевидно, возникнет проблема найти учителей труда, — считает Александр Сафонов. — В Москве, я думаю, проблем не будет. Здесь реальная учительская зарплата — от 100 тысяч рублей, к нам едут работать и из Подмосковья, и со всей России. А вот в регионах дефицит любых учителей-предметников — от 30 до 70 процентов от необходимого штата. Поэтому кто будет преподавать «труд» — вопрос остается открытым.

СПРАВКА

Предмет «Труд» стал появляться в школах еще в конце XIX века. В России его ввели в 1918 году. Уроки включали в себя ручную работу — например, стирку и уборку, домашнюю экономию — составление бюджета, садоводство, агрономию, техническое черчение. В СССР в рамках уроков дети учились ремонтировать и мастерить мебель, шить одежду, готовить пищу, выращивать овощи и т. д. Сейчас в большинстве стран мира уроки труда стали факультативными.

ЦИТАТА

Сергей Кравцов, министр просвещения России:

— Урок труда — яркий пример того, как ценный опыт советской школы можно наполнить новым смыслом, исходя из современных реалий. Очень важно, что учебные программы по предмету составляются с учетом наиболее востребованных профессий в конкретном регионе.

РЕПЛИКА

Артем Чубар, шеф-редактор проекта «Пресса в образовании»:

— В дедушкин инструментальный ящик мой сын Лева впервые залез, когда ему было года два. В свои три он уже вовсю орудовал набором отверток и гаечных ключей, откручивая и закручивая все, до чего могли дотянуться его неугомонные ручонки. Дед, к слову, не протестовал. Сам большой мастер на все руки, на потуги внука он смотрел скорее одобрительно.

Лет в пять-шесть Лева под дедовым присмотром уже осваивал паяльник, тестер напряжения и прочий инструментарий, которого в доме хватало.

Глядя на взрослого уже сына, который легко управляется с самой разнообразной техникой, я вспоминаю своего деда. Тот тоже был совсем не против, когда внук развлекался с молотком, топором, ножовкой, отвертками, стамесками, ручной дрелью, точильным кругом... А еще — свою учительницу начальных классов Татьяну Леонидовну, благодаря которой я могу пришить пуговицу, заштопать дырку, наложить заплатку, ведь все это очень пригождается мне в походах и поисковых экспедициях.

Да, мне по уровню мастеровитости далеко до сына, не говоря уж про наших дедушек. Но, думается, основное значение уроков труда, получаемых и в школе, и в семье, — это не прямизна рук, а формирование у человека привычки ими работать. И заодно — отсутствие боязни запачкать их «грязной», непрестижной работой. Глаза боятся, руки делают.

Именно поэтому, к слову, в нашей «Прессе в образовании», еженедельной вкладке к утреннему выпуску «Вечерней Москвы», мы столько внимания уделяем рабочим и техническим профессиям, востребованность которых растет день ото дня.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.