Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Писатель Андрей Максимов: Любящие мама и папа могут быть врагами ребенка

Общество
Писатель Андрей Максимов: Любящие мама и папа могут быть врагами ребенка
Бабушка (справа, Светлана Крючкова) и мама (слева, Мария Шукшина) «воспитывают» Сашу (Александр Дробитько) / Кадр из фильма «Похороните меня за плинтусом», 2008 год

«Любить нельзя обидеться. Как преодолеть негатив, заложенный родительским воспитанием» — так называется новая книга известного писателя и телеведущего Андрея Максимова, недавно увидевшая свет благодаря издательству «Питер». И она станет вашим другом, если вы хотя бы на секунду задумались, где в названии стоит поставить запятую. Это честный разговор о наших комплексах, обидах и, конечно, о любви.

Открыв издание, вы мигом оцените легкий стиль и чувство юмора автора; но не обольщайтесь — речь в книге Андрея Максимова идет о самых серьезных вещах! Почему это так и что не так в нашем воспитании, мы и попытаемся разобраться.

— Андрей Маркович, все родители, за редким исключением, хотят сделать детей счастливыми…

— К сожалению, нет. Все родители хотят сделать детей счастливыми по своему образу и подобию. А счастье — штука субъективная. Когда мы с женой приезжаем в какой-нибудь город, она носится по нему, а я сижу в номере. И обоим хорошо! Наша семья строится на праве каждого жить так, как ему хочется, и понимании и ощущении, как хорошо жить вместе. Но бывает ведь и иначе, когда в такой же ситуации жена теребит мужа: «Пойдем, что расселся!..» Он должен все бросить и идти, ибо ей кажется, что это правильно. Вот и родитель говорит ребенку: ты должен быть счастлив так, как я тебе сказал. Скажем, девочка хочет быть актрисой, но ее папа, художник, говорит: иди в дизайн, я помогу, у меня там связи. Но она-то хочет быть актрисой! А счастье начинается с понимания другого человека. Вот этой-то ступеньки во взаимоотношениях с детьми у нас и нет.

— Может, папа просто не хочет, чтобы его дочь спала с режиссером…

— Да папа-художник вообще не в курсе, что такое мир кино и театра, но почему-то уверен, что там все происходит именно через постель, хотя большинство великих актрис — Инна Чурикова, Марина Неелова или Ольга Остроумова — так не поступали. Кстати, я часто прошу родителей на лекциях: «Поднимите руки те, кто счастлив!» Поднимаются две-три руки. О каком же «опыте» идет речь, если нет опыта счастья? В знаменитой серии ЖЗЛ издательства «Молодая гвардия» у меня вышли биографии великих учителей: Песталоцци* и Корчака**.

Сейчас я пишу третью — о Марии Монтессори***. Ей принадлежит несколько открытий. Например, она вывела, что «счастливого ребенка может воспитать только счастливый педагог». Это относится не только к учителям, но и к родителям, бабушкам, дедушкам. Но в отношениях родителей и детей присутствуют две точки зрения: неправильная и моя, то есть родительская. Так что вместо разговоров про мечты о счастье для детей лучше говорить про жесткий родительский диктат. А знаете, кстати, в чем одна из главных родительских задач? Просто поверить своему ребенку. Оказывается, это трудно! У нас есть привычка обязательно думать про детей плохо. Идет в артистки — и все будет через постель, выйдет на улицу — станет хулиганом.

— Но куда же деть родительские страхи!

— Родительские страхи понятны, но они часто — результат недоверия ребенку. А при чем тут он, если это страхи — родительские? И еще момент. Мы все терпеть не можем, когда нас воспитывают. Начальник пусть ругает, премии лишит, только не воспитывает! И именно то, что сами терпеть не можем, мы делаем с детьми — постоянно их воспитываем! Мне тут прислали видео, где маленького мальчика учат есть с ножом и вилкой. Ткни сюда, режь, тяни в рот… А он и сам все сообразил бы, увидев, как это делают взрослые, и это было бы его открытие! А так он понимает иное: что по всем вопросам надо идти к родителям, бабушкам и дедушкам, только они и научат делать то-то и то-то.

— Меня учили когда-то, что детей надо прессовать и утюжить, и не будет беды. Вроде это «норма».

— Господь сказал, что детям заповедано Царствие небесное. Детям, не взрослым! Этим он как бы намекнул, что нам надо брать с них пример. Но смотрите, что происходит. Вот рождается ребенок — эталон человека, божественное создание, не понимающее социальных законов. Это абсолютно естественное существо: если надо плакать — он плачет, надо какать — какает, улыбается, увидев маму. Но затем он принимается социализироваться. Естественное уходит, начинают преобладать социальные вещи. Если в гости на дачу приезжает некий олигарх, все взрослые общаются с ним. А ребенок выбирает, с ним ему общаться или с его шофером, и остановит выбор на том, с кем интереснее. Но зато, когда он подрастет, он однозначно выберет олигарха: от него ведь больше пользы. И это — замкнутый круг. Вместо того чтобы брать пример с детей и быть как они, мы заставляем детей брать пример с нас и быть как мы. В общем, в результате всего этого мы и пришли к тому, к чему пришли: человечество уже всерьез обсуждает возможность третьей мировой войны…

— Правила жизни… И приспособленчества.

— Вы знаете, я в свое время как на работу ходил в детский сад возле моего дома: садился в машину и наблюдал за детьми. Поразительная вещь! Если трехлетнему ребенку чем-то навредил мальчик постарше, у него есть два природных варианта поведения: убежать или защищаться (драться). У ребенка пяти лет появляется третья опция: пожаловаться воспитателю, а дети постарше бегут к воспитателю сразу! Я понял, что это и есть образ социализированности: когда от каких-то естественных вещей мы переходим к социальным, которые, как правило, противоестественны.

— Вот это поясните, пожалуйста.

— У нас в обществе много такого. Вот, скажем, кто пользуется большими благами: многодетная мать или депутат? Я не против депутата, он может быть замечательным, но все же многодетная мать совершила гораздо больше, чем он. И? Ей дадут немного денег, но у нее никогда не будет персональной машины и депутатских возможностей. Или вот: мы все почему-то ценим карьеру. Но при том, что все хотят быть известными, никто не хочет быть хорошим! А маленький ребенок не хочет, чтобы его знала вся деревня, у него нет такой задачи.

— Он просто хочет, чтобы его все любили?

— Он хочет, чтобы его любили не все, а те, кого он любит.

— То есть у нас неправильно сформирована и система воспитания, и система целеполагания?

— В общем, да, но это, надо признать, не российская, а мировая проблема. Я вот уже сказал о карьере: нам кажется очень важным ее «делать». А ведь ни один гений карьеры не делал — ни Пушкин, ни Лермонтов, ни Толстой, ни Эйнштейн, ну разве что Наполеон — по военной части. А ведь это люди, которые «перевернули» человечество! Делание карьеры не имеет никакого прямого отношения к делу человека, но мы живем в мире нелепых задач, тогда как надо было бы остановиться и подумать, куда мы все идем и какие у нас цели. Думаю, правда, что этого не случится, потому что мы несемся с горы и уже неостановимы.

— А что вам кажется проблемой воспитания и образования номер один?

— Отсутствие понимания, что самое главное для ребенка — найти свое призвание. В российской школе такого слова вообще нет. Призвание — это то, ради чего тебя призвали на землю, возможность самореализации и, по сути, половина счастья; вторая половина — любовь. Если у человека есть любимая работа и любимый человек, он счастлив. Ну и быть здоровым.

— Подождите, но есть же профориентация…

— Бесспорно, это важно — знать, какие профессии нужны в данный момент времени в данной стране. Но Пушкин становился поэтом, а Менделеев — химиком и экономистом независимо от того, нужно это было стране или нет: у них не получалось по-другому. Мы же сами не понимаем, потому и детям не объясняем, что главная задача ребенка, оканчивающего школу, не в том, чтобы получить высокий балл ЕГЭ, а в том, чтобы найти призвание. Надо понимать, что, когда дети выбирают призвание «головой» — это одно, а когда выбирают, потому что без этого жить не могут, — другое.

Кстати, поскольку чувства и интуиция обычно не обманывают, а разум способен обмануть, правильнее советовать ребенку не «посиди — подумай», а «посиди — почувствуй».

— Но может ли, Андрей Маркович, сегодняшний выпускник школы это призвание найти?

— Песталоцци считал, что ребенок должен определиться с этим в пять-семь лет. Мне кажется, в нынешних условиях, с учетом избытка информации, ребенок должен начать понимать, чем хочет заниматься, годам к десяти. Будет так — и все тут же станет понятным и осознанным: и зачем ходить в школу, и какие предметы нужны. Кстати, призвание — это единственный способ оторвать ребенка от гаджета.

— Гаджеты, по-вашему, — это серьезная проблема?

— Если у ребенка есть призвание, то это не проблема вообще. Мой сын с четырех лет хотел быть актером. Иногда он засиживался за компьютером, но чаще приходил после репетиций и падал от усталости, и ему было не до гаджетов. Кстати, когда мама говорит ребенку, ну зачем ты сидишь за компьютером, лучше погулял бы на улице, — это логика непонятная. Почему на улице — лучше, чем за компом?

Вопрос же не в том, что нам вообще не нравится, что дети занимаются гаджетами: нам не нравится, что они занимаются ими слишком долго. Ребенок просто выбирает то, что ему интереснее. А захватит его больше гаджета только призвание — то, которое находится только самим ребенком, пусть с помощью родителей, но только с принятием самостоятельного решения. Это главное! А мы заставляем детей делать что угодно, любые глупости, учиться на одни пятерки, например, но не заниматься главным.

— Прямо-таки слышу голоса: «Я все делаю для своего ребенка, записала в шесть кружков и семь секций!» Хотя не факт, что он туда хотел ходить.

— Ребенка надо спрашивать, что именно он хочет делать, и давать ему возможность это пробовать. Но нельзя говорить ему: ты — мальчик, иди в дзюдо, тебе положено быть сильным. Мои лучшие в мире родители какое-то время заставляли меня заниматься спортом по той же причине: мальчик должен! Но потом мама сказала папе: «Марк, все, он не хочет!» А я ходил на греблю, плавание и баскетбол, а по ночам писал дурацкие пьесы, изобличающие американский образ жизни.

— В общем, то, что кажется правильным родителям, не дает им права навязывать что-либо ребенку?

— Нет, не дает. И вообще надо было бы написать крупными буквами и повесить на самом видном месте фразу: «Ребенок — это человек!» Знаете, как говорил Ролан Быков? «Дети — это такие же взрослые, только маленькие!» Да, это такие же люди, полноправные члены семьи. У них есть все то, что и у взрослых: прошлое, будущее, страсти… Но ведь это один из наших мифов, что детство, мол, прекрасная пора…

Так говорят взрослые — потому что это время, когда мама и папа были живы и меньше было ответственности… Но взрослые живут в мире голов, а дети — в мире поп и ног. Я помню, как мечтал стать таким высоким, чтобы дотянуться и нажать кнопку лифта. И детям — очень тяжело. Вот почему дети мечтают быть взрослыми, а взрослые — детьми.

— С вами трудно спорить. Труднее только признавать свои ошибки. Думаю, многие читатели будут настаивать, что они все совершали исключительно из любви.

— Увы, матери и отцы часто считают ребенка своей собственностью — на основании того, что они его родили. У Монтессори очень здорово про это__написано: это ребенок совершил главный поступок в своей жизни — он родился. Родители же часто считают, что ребенок — никто и ничто, их вещь, которую они могут лупить или заставлять делать то, что им кажется верным. Но никто не знает про ребенка лучше, чем он сам. Материнство же — это счастье. И относиться к ребенку надо как к счастью, а не как к существу, которое нужно постоянно дрессировать.

— Хорошо, а что такое тогда воспитание?

— Это приобретение и закрепление за человеком определенных привычек, вот и все. Но когда за ребенком закрепляются привычки постоянно делать то, что сказали другие, — это одна история. Когда закрепляется привычка делать так, как он считает нужным, — другая. У Монтессори вся система на этом основана. В школе Монтессори никто, никогда и никому не делает замечаний. И там идеальная дисциплина. Почувствуйте разницу: у нас само слово «дисциплина» ассоциируется только с покоем. А должна — с интересным делом. Я наблюдал: в школе Монтессори сидят себе дети от 3 до 10 лет и спокойно делают что-то свое.

— Читала вашу книгу и вспоминала, как горько далось мне когда-то осознание, что мамы бывают не только хорошими. Кто такая хорошая мама?

— Хорошая мама — та, которая видит в своем ребенке другого человека, заинтересованно с ним общается и готова с этим другим человеком решать какие-то проблемы этого другого человека. Не воспитуемого, а именно другого.

— Вы подводите к необходимости безусловной материнской любви?

— Конечно. Моя мама мне когда-то сказала: если ты придешь и скажешь, что убил человека, я не буду спрашивать, за что. Я буду думать, как тебя спрятать. Потому что, если ты убил, значит, не было другого выхода… Они необходимы — вера и доверие. Но, к сожалению, нет у маленького человека врага большего, чем любящий родитель, ибо любящие родители знают, как ему надо, и показывают, как Ленин, куда идти. А он не хочет туда, он хочет, чтобы его поняли, а не чтобы заставляли быть счастливым. Принуждение к счастью — страшная штука…

— В чем же тогда, по-вашему, функция родителя?

— Ребенку тяжело, он приходит в наш мир, и ему еще надо научиться существовать в нем самостоятельно. И родители должны идти за ребенком, а он — идти, куда ему кажется правильным. В какой-то момент ему дадут в лоб, он может упасть, тогда его надо подхватить и спасать. Но пока он не падает, не надо его вести куда-то за руку...

Ну и назову еще чисто практическую вещь: с детьми надо разговаривать. Не учить, как__жить, а пытаться понять, как живет ребенок и что ему интересно. Обычно же общение ограничивается двумя вопросами: как дела в школе (ответ — нормально) и ел ли ты. А разговор с ребенком должен составлять важную часть жизни взрослого. Если вам не интересно, как ваш ребенок живет, запишитесь к психиатру.

— Раньше понятия «воспитание» и «школа» были неразделимы. Что произошло с нашей школой?

— Ничего. Наша школа не изменилась с XVI века. Поменялось все — транспорт, продолжительность жизни, медицина, но не она. Школа — это место, куда приходят тридцать разных людей и их там учат тому, что им неинтересно. Так было и в церковно-приходской школе. Изменились мелочи: когда-то ставили на горох и били плеткой, сейчас пишут замечание родителям.

Не поменялось главное: осталось все то же фронтальное обучение (кафедра — класс), с которым боролись и Корчак, и Песталоцци, и Монтессори, как и прежде, бытует история, что всех надо учить всему. Но на самом деле родители должны понимать, что за все — и за образование, и за нахождение ребенком призвания — отвечают они. Не школа! Но, справедливости ради, отметим, что у нас есть хорошие школы и хорошие учителя, особенно в больших городах — таких как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск или Екатеринбург. Хорошая школа — та, в которую ребенку хочется идти.

— Но сейчас дети, увы, не любят ходить в школу.

— Чтобы мозг воспринимал то, что ему говорят, нужно несколько условий, первое из которых — ему должно быть интересно. Дети не учатся в школе не потому, что они тупые и лодыри, а потому, что все условия обучения там таковы, что ребенок учиться не не хочет, а не может. А еще есть такая ужасная вещь, как оценки, — самый простой способ унизить человека.

Заметьте: оценки не перешли с нами во взрослую жизнь, мы их не взяли с собой! Однако все годы в школе практически каждый шаг ребенка измеряется оценкой. Главная задача родителей, отдающих ребенка в школу, — следить, чтобы его психика осталась нормальной.

— Для многих родителей большая проблема — детская ложь. Почему дети врут?

— Вранье — это способ обороны, если, конечно, мы имеем в виду не фантазии, а именно ложь. Дети врут от страха, потому что правда не прокатывает. Потому что один раз сказал правду — и получил по ушам, сказал второй раз — и получил по ушам еще раз. И если так — на третий раз будешь врать. Дети врут, потому что они беспомощны, у них мало оружия, которым можно с нами, взрослыми, бороться. Главное: если ребенок начинает врать, значит, в его отношениях с тем, кому он врет, что-то неправильно. Но детская ложь — это диагноз родителям.

— Вы признаете, что все перечисленное — проблема мировая. А как можно хоть что-то изменить?

— Это надо менять в каждой отдельно взятой семье, и это не меняется указом президента. Корчак писал: нам все время кажется, что ребенок не живет еще, что он как будто в предбаннике, накопителе, а потом дверь откроется, и начнется жизнь. Но он живет с первой минуты рождения, а некоторые считают, что и сколько-то месяцев в животе. К

огда меня мамы спрашивают, что делать с ребенком, а что нет, я предлагаю простой критерий: а с любимым мужем вы бы так делали или нет? Вы же хотите, чтобы он был счастлив рядом с вами? Но я конкретизирую ваш вопрос: как сделать так, чтобы относиться к детям — как к людям? Отвечаю: относиться к ним как к людям. И вот еще, кстати, важно: а должны ли родители говорить детям о своих проблемах? Ответ простой: если вы хотите, чтобы ребенок рассказывал вам про свои проблемы, рассказывайте ему про свои. Все просто! И в психофилософии, которой я занимаюсь много лет, есть такой вывод: «Жизнь не так проста, как кажется, а гораздо проще». Мы отвечаем не за то, чтобы ребенок кем-то там стал, а за то, чтобы ему было хорошо, радостно.

Когда сын сказал, что будет артистом, мне, естественно, говорили: а ты не боишься, ведь огромное количество неудачливых артистов есть. И да, конечно, я боялся. Но, с другой стороны, он хотел этого с четырех лет, с того момента, как вышел на сцену в народном театре, и 16 лет шел к этому. Разонравится профессия? Ничего, он ее поменяет. Но 16 лет счастья из жизни не выбросишь. В конце концов, любить ребенка — это умение ставить себя на его место.

— Сейчас «вчерашние дети» часто жалуются на самовыгорание и усталость. Правильно ли я понимаю, что это результат ошибки, неверно определенного призвания?

— Есть такая притча: шах жил в одном конце дворца, а гарем его был в другом конце. Как-то он велел визирю привести ему одну жену, потом другую, третью, шестую… В итоге визирь, чуть не падая, обращается к шаху: мой господин, откуда вы черпаете силы, я уже еле хожу! А шах отвечает: запомни, утомляет не любимая работа, а бессмысленная беготня. Это — про выгорание. Выгорание происходит только от бессмысленности. У тех, кто нашел свое призвание, его просто не бывает.

* Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827) — педагог-гуманист, один из первых сформулировавший основы развивающего обучения.

** Януш Корчак (Генрик Гольдшмит, 1878–1942) — польский педагог, врач, писатель. Погиб 6 августа 1942 года в газовой камере концлагеря Треблинка, куда он шагнул со своими воспитанниками.

*** Мария Монтессори (1870–1952) — итальянский врач и педагог, известна своей уникальной педагогической системой, основанной на идее свободного воспитания.

ДОСЬЕ

Андрей Максимов — российский журналист, писатель, драматург, радио- и телеведущий, театральный режиссер, колумнист. Был главным редактором и ведущим программы «Ночной полет» (НТВ, «ТВ Центр», «Культура»). Ведущий программы «Дежурный по стране» с Михаилом Жванецким (канал «Россия 1») с апреля 2002 по апрель 2018 года, с 2012 года по настоящее время — ведущий утренней программы «Наблюдатель» («Культура»).

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.