Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Карл III скончался, а потом «воскрес»: кому нужны фейки о знаменитостях

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Карл III скончался, а потом «воскрес»: кому нужны фейки о знаменитостях
Фото: Shutterstock

В начале недели мир повергла в шок новость, что король Англии скоропостижно скончался. Не прошло и часа, как стало известно — Карл III «воскрес», а новость оказалась фальшивкой. Доктор филологических наук, медиаэксперт Лидия Малыгина рассказала «Вечерней Москве», зачем и как создаются подобные фейки.

Современный медиафейк (ложная информация в СМИ, не соответствующая действительности. — «ВМ»), создается для того, чтобы отвлечь внимание читателей. Например, срочно переключить интерес граждан Запада с оглушительной победы Владимира Путина на президентских выборах. А российского читателя отвлечь от очень важной для нашей страны даты — 10-летия воссоединения Крыма и России. И тут как нельзя лучше подошел фейк про смерть Карла III, который как медиафигура известен всему миру.

К счастью, за последние несколько лет специалисты научились быстро определять «фальшивку» и молниеносно распространять об этом информацию в интернете. Но важно отдавать себе отчет в том, что аудитория новых медиа, не умея различать достоверную и ложную информацию, сама невольно становится распространителем фальшивых сведений.

Необходим фактчекинг — проверка всех фактов! Потому что «фейк — это не просто ложь, это искусно сплетенная история, которая обманывает умы и сердца». Почему фейки часто такие оперативные? Все дело в том, что фейку не нужны согласования вышестоящих инстанций. То есть вбрасываем в СМИ с большой аудиторией фальшивую новость и тут же получаем огромный охват аудитории по всему миру.

Как же заподозрить наличие фейковой информации? Вас должны настораживать сенсационные заголовки в вопросительной форме, очень категоричный по форме заголовок, пугающая информация, вызывающая страх, сильные эмоции, предупреждение о важности информации, намеки на рассекречивание информации.

Что касается видео, то будет присутствовать смешение мнения и факта на уровне аудиоряда, подкрепляемые жестами, богатой интонацией, кадры специально отобраны и носят они, как правило, оценочный характер. Часто практикуется использование видеоряда, снятого с определенного ракурса, что влияет на оценку происходящего. Очень популярно использование недостоверной инфографики, нагнетание негативных эмоций в титрах, изменение в интервью последовательности вопросов и ответов, меняющее смысл высказывания.

Что не так с Карлом

Фейковую новость о том, что король Карл III умер, многие приняли за правду: дела в британской королевской семье в последние месяцы идут объективно плохо. Карл недавно объявил о своей болезни — у короля обнаружили рак. Пропала из виду принцесса Уэльская Кейт, и пошли слухи о ее болезни. По всем фронтам полный швах. Поэтому аудитория очень легко и быстро «похоронила» Карла. Так же быстро и «воскресила»: фейк разоблачили после опубликованного на сайте королевской семьи сообщения о смерти короля. Оно полностью не соответствовало официальному этикету, который применяется для посланий в таких случаях

Макаронный урожай

В начале апреля 1957 года канал BBC показал сюжет о сборе урожая спагетти в Швейцарии. Мол, такое чудо стало возможным благодаря мягкой зиме и уничтожению страшного вредителя — жука-макароноеда.

Британские телезрители увидели, как в репортаже фермеры снимают спагетти с деревьев и сушат их на солнце. После выпуска телезрители еще неделю звонили в редакцию, чтобы узнать, что это за сорт деревьев такой. Фейк оказался очень жизнеспособным

Папа тоже любит рок

Фото молодого 266-го папы римского Франциска в сутане с названием рок-группы Black Sabbath (в переводе с англ. «Черные Субботы». — «ВМ»), которую часто ассоциировали с сатанизмом, вызвало шквал критики в сети. Даже представители духовенства поверили в подлинность изображения, из-за чего разразился скандал. Оказалось, это банальный фотошоп: на старое фото Франциска в сутане нанесли логотип группы.

Монро под прицелом

С появлением фотошопа сеть заполонили фейковые фотографии с Мэрилин Монро. Американская звезда при жизни имела достаточно сложные отношения с артистами шоу-бизнеса. И тем более с красавицами-артистками того времени. Например, с Элизабет Тейлор им приписывали настоящую вражду. Поэтому искусники фотошопа решили создать их совместное фото.

Получилось очень правдоподобно — до сих пор многие считают, что это оригинал. Монро совместили с другими звездами: Элвисом Пресли и даже с Джоном Кеннеди.

Отправим даже в Чернобыль

Летом 2019 года в российских СМИ разлетелась новость про китайца Ляо Гаоминга, который предлагал туристам путешествия в зону отчуждения Чернобыльской АЭС, а возил их на самом деле в Челябинск.

Мол, легенда была такая: власти устранили все последствия аварии, и город снова полноценно живет. Оказалось, что источником распространения фейка стало сатирическое издание «Панорама», которое специализируется на выдуманных заметках

Ничего личного, просто «болезнь X»

В конце прошлого года в сети активно начали распространять информацию о новом патогене Х, который якобы, по версии американских ученых и ВОЗ, может стать источником новой эпидемии.

Журналисты провели расследование, чтобы понять, откуда этот патоген взялся и существует ли он вообще. Как оказалось, на протяжении последних двух лет американские производители пищевых добавок призывали людей быть готовыми к появлению массовой пандемии «болезни Х». Применялись и фейковые новости — о массовой гибели людей в Китае от патогена X. Так американские компании продвигали свои аптечки «неотложной медицинской помощи» стоимостью около 300 долларов.

Дали на связи

Сейчас все больше набирает обороты технология дипфейков, когда фальшивые аудио и видео создаются с помощью искусственного интеллекта. Эту технологию весьма эффектно использовали во Флориде в Музее Сальвадора Дали. Прототип художника сгенерировала нейросеть, и Дали «общался» с посетителями музея, рассказывал истории создания своих картин.

Эйфелева башня — все

В 1986 году в газете Le Parisien появилась заметка, которая потрясла парижан: издание сообщило, что правительство страны приняло решение о демонтаже Эйфелевой башни, мол, ее перенесут в строящийся на тот момент парк аттракционов «Диснейленд». А на ее месте якобы решили возвести стадион для предстоящих Олимпийских игр. К счастью, все это оказалось первоапрельской шуткой. Но редакция еще долго получала гневные письма читателей

Никсон не сдается

В 1992 году одна из американских радиостанций в программе «Разговоры о нации» сообщила слушателям, что Ричард Никсон, ушедший в отставку с поста президента США в 1974-м после громкого Уотергейтского скандала, снова будет баллотироваться на пост президента — в третий раз.

Никсон объявил в прямом эфире свой предвыборный лозунг: «Я не допустил ни одной ошибки и не допущу их впредь» — и произнес предвыборную речь.

Американские радиослушатели очень бурно отреагировали: на студию обрушился шквал гневных звонков. Радиоведущим пришлось срочно объявлять, что это розыгрыш, а голосом Никсона говорил приглашенный артисткомик.

Подвела пластика

10 лет назад по сети разлетелась душещипательная история китайской семьи, которая оказалась на грани развода из-за жены. Точнее, ее лжи.

Мужчина подал иск к жене из-за некрасивых детей. Причиной судебных разбирательств стала пластическая хирургия, которой якобы злоупотребляла супруга до замужества. История оказалась рекламой одной из китайских клиник пластической хирургии. Кстати, модель Хайди Йе, которая в ней снялась, вынуждена была уйти из профессии — общество поверило в эту историю, и рекламодатели разорвали контракты с девушкой.

Бросили в космосе

В феврале прошлого года в сети начали распространять историю о советском космонавте Сергее Крикалеве. Писали следующее: «Его полет должен был длиться пять месяцев, но из-за развала СССР в 1991 году с Земли не могли отправить новые экипажи. Его просто бросили в космосе». Конечно, такой факт равнодушия не остался незамеченным — в сети пошло бурное обсуждение. Дошло до опровержения. Крикалев действительно совершил полет длительностью 311 дней 20 часов, знаменательный тем, что он начинался в СССР, а закончился в России. И космонавт действительно провел на орбите больше времени, чем планировалось изначально. Но никто его в космосе не забыл, он сам захотел остаться на станции «Мир».

Закусить батончиком

Российское информагентство ТАСС в 1994 году тоже решило пошутить над читателями и сообщило о том, что один из ликеро-водочных заводов решил начать производство «водочных батончиков» с тремя вкусами — лимона, кокосового ореха и соленого огурца. Продукт якобы решили сделать ради конкуренции с зарубежными шоколадками «Марс» и «Сникерс».

Также выдуманная компания работала над созданием «растворимой» водки в пакетиках. Шутки шутками, а многие читатели в фейк поверили и искали на прилавках спиртовые батончики.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.