Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Андрей Богатырев: Для развития необходимо бурление разных идей

Общество
Андрей Богатырев: Для развития необходимо бурление разных идей
Режиссер картины «Золото Умальты» Андрей Богатырев уже планирует следующую премьеру — вторую часть фильма «Красный призрак» / Фото: Личный архив

4 апреля на широкие экраны вышел фильм «Золото Умальты» о загадочном кладе, сгинувшем в тайге в непростое революционное время.

Корреспондент «Вечерней Москвы» поговорила с режиссером картины Андреем Богатыревым об идее создания фильма, параллелях с американской золотой лихорадкой, о персонажах, которых губит алчность, и о том, как сейчас обстоят дела с международным прокатом российского кино.

Хабаровский край славится сказаниями и легендами о золоте. Но у всех мифов есть реальная основа. Как и у истории, которая стала прототипом сценария к фильму «Золото Умальты». Обозы Нимано-Буреинской золотопромышленной компании периодически становились объектом разбойничьих нападений. В 1917 году неизвестная группа лиц совершила дерзкий налет на караван. Разбойники унесли с собой 40 пудов золота (более 655 кг).

Кино, созданное по инициативе губернатора Хабаровского края Михаила Дегтярева, с самого начала задумывалось как полномасштабное историческое экшен-приключение с известными и уважаемыми в России актерами, снятыми на фоне живописных красот страны. Фильм снимали на хребте Хехцир, Медвежьем озере и Амурских столбах, а также в Карелии и Санкт-Петербурге.

Создатели фильма рассчитывают, что отражение уникального региона России в культуре и кинематографе поможет развивать внутренний туризм, а также переосмыслить секреты тайги, неизменно связанные с интригами и охотой за сокровищами.

Петербургский золотопромышленник Булыгин (Александр Самойленко) обвиняет племя кочевых тунгусов в ограблении обоза. Он набирает отряд головорезов, чтобы вернуть украденное и отомстить, но желание обладать богатством есть не только у него.

Режиссер картины Андрей Богатырев рассказал нам, что на самом деле срывается за увлекательной детективной историей о похищенном золоте, об отношении к революции разных поколений и о том, почему российское кино важно показывать за рубежом.

— Андрей, как пришла идея создания фильма?

— Идея принадлежит губернатору Хабаровского края Михаилу Дегтяреву, он человек творческий. Потом Ольга Погодина-Кузьмина написала сценарий, а Алексей Тельнов и Елена Дементова, руководители студии «Лендок», связались со мной и предложили снимать. Когда прочитал материал, он показался мне довольно любопытным, и я согласился участвовать — по стилю мне это близко. Хотя, конечно, сценарий мы потом отредактировали, потому что нужно было адаптировать историю под мое понимание.

— А чем зацепил сценарий?

— В первую очередь меня интересуют те сценарии, через которые я могу поговорить о том, что меня волнует. В данном случае это тема судьбы и вопрос, может ли человек влиять на нее, то есть мы сами хозяева своей жизни или есть некий божественный план, по которому мы идем? Предложенная история попала как раз в эти мои размышления.

— Как вы сами отвечаете на этот вопрос?

— Я считаю, что отвечать на него можно всей жизнью. Я пока только сформировал этот вопрос, но ответа не нашел.

— Вы сказали про злой рок, но, на ваш взгляд, дело в судьбе, или герои получают наказание за грехи? И вообще, верите ли вы в существование божественного возмездия?

— Эти вопросы я задаю и в своих фильмах «Иуда», «Красный призрак» и в «Легенде о самбо».

Наверное, я верю, что пути Господни неисповедимы. Иногда нам возвращается за совершенные грехи возмездие, но иногда и нет. У каждого судьба индивидуальна, и всем уготован свой урок. Сейчас в фильме «Золото Умальты» — начинаешь смотреть, анализировать персонажей, и, оказывается, они не так уж и просты. На первый взгляд кажется, они ищут золото и стремятся к нему, но у каждого из них своя мотивация, которая гораздо глубже простой корысти.

— А главный персонаж, золотопромышленник Булыгин? Разве это не алчность в чистом виде?

— Да, у него более конкретная мотивация. У всех есть секретики, а у него есть прямое желание — спасти деньги и уехать из революционной России. Он вроде бы западник, американист, а на самом деле абсолютно наш мужик, который в этой попытке найти свой обоз ловит кураж, становится все более лютым. У него нет перевертышей.

— То есть как олицетворение русского характера?

— В этом смысле да. Он является осью истории. Это пример человека, который все потерял в революцию и не успевает вернуть даже последнее. Для меня Булыгин — новый русский того времени, начала ХХ века.

— Есть ли у истории реальная историческая основа?

— Сейчас часто любят говорить о том, что все снято по реальным событиям, при съемках изучались документы и так далее. Но я честно признаюсь, что, безусловно, мы изучали источники, кое-что смотрели, сценарист изучал историю края. Но любое кино — художественный вымысел, где во главу угла становится драматургия, а не анкетные данные. Тем более сведений о том, что произошло на самом деле, совсем немного.

Да и я считаю, что люди прошлое помнят смутно, даже недавнее. А что уж было 100 лет назад, уж точно скрыто в тумане времен. Но одно я знаю точно: где-то в тайге до сих пор спрятан этот клад. Расследования киногруппы привели к тому, что золото там действительно утеряно и никто до сих пор еще его не нашел.

— Как-то вы говорили, что русское кино не должно идти по пути Голливуда, Запада. Но у вас получился вестерн, да и открытых параллелей с Диким Западом много...

— У нас скорее «истерн». В нашем кино есть примеры этого жанра: «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Неуловимые мстители», «Белое солнце пустыни». Это все так называемые красные вестерны. В этом смысле мы развиваемся в логике советского жанрового кино.

Конечно, в мировом искусстве все друг на друга влияет, и это нормальный процесс. Он не отменяет того, что мы должны искать свой голос, уникальный стиль, и все «заимствования» классно преображать. Тот же фильм «Белое солнце пустыни» — кино навеяно вестернами, но абсолютно самобытное.

— У вас в фильме одна из сюжетных линий связана с основанием Хабаровской киностудии, где снимают фильм тоже про ковбоев и индейцев.

Так было на самом деле или это ваша идея?

— Скорее это образ тех периодов, когда мы пытались все копировать с Запада. Так было на заре нашего кинематографа, вестерны и правда часто снимали. Но в то же время это и отсылка к недавним временам, когда у нас было стремление все скопировать. Слава богу, все это закончилось. Да и в том же Булыгине узнается типаж личности, который и сейчас встречается.

— Почему снимаются все новые и новые фильмы о революционном времени?

— Мне кажется, потому что Россия всегда развивалась скачкообразно. Есть такая поговорка даже, что у нас в стране все может измениться за 10 лет и ничего — за 100. Революция 1917 года, перевороты 1991 и 1993 годов, реформы Петра I... На каждом историческом сломе происходит очень большой культурный взрыв. Представляете, сколько революция дала ростков в искусстве, самосознании, да и во всех сферах нашей жизни.

Вот поэтому нас все время и тянет переосмысливать эти реперные точки, они дали нам сильные толчки к развитию.

— Может, еще и потому, что мы не пришли к однозначной оценке этих событий?

— Мы никогда не придем и не должны! Я за то, что живое общество должно быть разноплановым, внутри него происходит диалог. Есть монархисты, а есть коммунисты. У одних лидер — Николай II, а у других — Ленин. Но при этом обе стороны любят свою страну. И я считаю, что именно это нас и объединяет, а мнения и политические пристрастия могут быть совершенно разными. Нас 145 миллионов, как мы можем разобраться? Были, конечно, периоды, когда на первый взгляд было единство мнений, но даже тогда в культуре шло бурление мысли, и оно давало новых писателей, режиссеров, ученых, порождало новые направления и течения!

Вот революция как раз и стала таким толчком, и для многих советский период — время силы. Я, например, центрист, но очень люблю 1960-е годы. Считаю, оттепель — гармоничное время поэтов и ученых, людей, которые умели дружить, были высокодуховными. Вот на этот период и ориентируюсь в своем творчестве и в жизни.

— Вам не кажется, что много зависит от возраста? То есть для молодежи важны 1960-е, а для более старших часто ориентиром становится сталинский период?

— Безусловно, у каждого поколения свой герой и свой вопрос, адресованный Богу, Вселенной. Когда мы говорим, что нужно прийти к общему знаменателю, то забываем о том, что даже поколениям договориться друг с другом непросто.

— Ваши фильмы, как, например, «За Палыча!», больше адресованы ровесникам и тем, кто юн.

Правильно ли я считываю ваш посыл?

— Я сам об этом вообще не задумываюсь. Извините за пафос, но я просто делаю то, что мне интересно самому, и стремлюсь быть максимально честным с самим собой. Вот и вся схема.

— Сейчас отечественный кинематограф, безусловно, на подъеме. Из-за того, что ушли конкуренты, или как раз потому, что наконец нашли свой путь, не пытаясь никому подражать?

— На самом деле, как всегда это бывает, влияет совокупность факторов. Только одно могу сказать: я безумно этому рад. Вот мы только что говорили насчет вестернов и истернов — нам нужно вырабатывать своих героев, стилистику. И тут очень важно, что российское общество сейчас обратило взор внутрь себя. Это очень хорошо, потому что у нас огромное количество и проблем, и побед. Нам нужно подумать о себе, о том, кто мы, опять же, в регистре разных поколений.

Вот снова пример — американское кино. Но американцы смотрят только свое, то есть их смотрит весь мир, а они — только сами себя. И я считаю, что такой подход тоже губителен. Не нужно смотреть только на себя, важно видеть и других.

Сейчас же столько всего появляется даже на онлайн-платформах: итальянские фильмы, испанские, китайские... И это прекрасно! Надо смотреть весь мир, но особенно пристально — свое собственное кино! Сейчас все меняется, приходят молодые кинематографисты, огромный интерес публики к отечественным картинам. Я наблюдаю за всем процессом и абсолютно счастлив.

— Вы сейчас работаете над славянским хоррором?

— Да, мне нравится наша мифология, и родилось два проекта. Один из них — фэнтези. Если говорить на примерах, то что-то вроде «Властелина колец», но на нашей истории. А второй фильм, где экспертом был Дмитрий Соболев (автор сценария фильма «Остров», реж. Павел Лунгин. — «ВМ»), будет сложным, обстоятельным фильмом. Не поп-хоррором, а больше в сторону Стенли Кубрика и его «Сияния». Мне важно делать атмосферное кино, основанное на наших глубинных традициях.

— А ближайшие проекты?

— Скоро выйдет фильм «Красный призрак. 1812. Русские морозы». Это вторая часть одноименной картины. В первой шла речь о событиях Великой Отечественной войны.

— Насколько я знаю, как раз «Красный призрак» активно был представлен в зарубежном прокате, и зрители проявили интерес...

— Да, он шел более чем в 100 странах. У меня дома огромная коллекция афиш! Голландские, немецкие, японские, корейские, американские... В Японии даже делали игрушки по нашему кино! И более того, кино попало даже на седьмое место в списке всех российских фильмов в международном рейтинге IMDb.

Для меня это было особенно важно, потому что это фильм патриотический! В этом смысле я не люблю ура-патриотические проекты, где все очень плоско. Я люблю, когда все живо, объемно, фактурно, парадоксально... Вот поэтому мне и приятно, что такое кино оценили не только наши зрители.

— Если вы сторонник диалога между сторонниками разных точек зрения, то понимаю, почему это стало так важно. Нужно же не только других смотреть, но и себя показывать, и не только на фестивалях, а массовому зрителю.

— Абсолютно согласен, нам важно формировать свой образ.

— Ваш фильм зарубежные дистрибьюторы купили еще до того, как обострилась международная ситуация. А как сейчас?

— Конечно, все стало сложнее. Даже уже следующие картины, «Легенда о самбо» и «За Палыча!», не покупали по политическим причинам.

Тут вопрос еще и в том, что люди готовы взаимодействовать на уровне компаний, но есть трудности с денежными переводами и много других сложностей чисто технических. Так что пока крупные игроки рынка перестали с нами работать! Но после «Красного призрака» мне в частном порядке говорили, что хотели бы показывать и другие фильмы. То есть интерес дистрибьюторов есть, но все упирается в систему санкций.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

  • БАгИ (драма, 2011)
  • Иуда (драма, 2013)
  • СашаТаня (ситком, 2015)
  • Белые ночи (жанр, 2015)
  • Дикая лига (спортивная драма, 2019)
  • Красный призрак (военный фильм-притча, 2021)
  • Чума! (комедийный телесериал, 2020)
  • Чумовой Новый год (мюзикл, 2020)
  • Вираж (драма, 2021)
  • Легенда о самбо (биография, 2022)
  • За Палыча! (комедия, 2023)
  • Золото Умальты (приключенческий экшен, 2024)

ДОСЬЕ

Андрей Богатырев родился 15 января 1985 года в Москве. В 2007 году окончил ВГИК, мастерскую режиссуры неигрового кино Ефима Резникова и Бориса Караджева. В 2005 году получил приз за курсовую работу на Международном фестивале ВГИК с формулировкой «За поиск современного героя».

В 2015 году стал слушателем Академии театрального и кинематографического искусства имени Н. С. Михалкова. В рамках обучения снял короткометражный фильм из цикла «Про войну».

Пишет музыку для фильмов. Лидер и вокалист московской рок-группы «ТоТ».

Дебютный полнометражный фильм «БАгИ» привлек внимание прессы и принес несколько наград на фестивалях (включая специальное упоминание жюри ММКФ).

С 2007 по 2010 год был одним из организаторов международного кинофестиваля «Восток & Запад», а также режиссером церемоний открытия и закрытия кинофестиваля.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.