Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Есть одна у летчика мечта...

Сюжет: 

Время мудрости
Общество
Николай Москвителев освоил 34 типа боевых самолетов. В небе он провел почти четыре тысячи часов
Николай Москвителев освоил 34 типа боевых самолетов. В небе он провел почти четыре тысячи часов / Фото: Вечерняя Москва
О летчике-испытателе Николае Москвителеве многое я знала еще до встречи. Но когда увидела его, первая мысль, признаюсь, была: «Какой же красавец!» Благородная седая шевелюра, косая сажень в плечах, идеальная осанка — настоящая военная косточка. И в биографии что ни эпизод, то подвиг.

Одна цифра просто поразила меня: 34 — столько типов боевых самолетов он освоил! Начинал со знаменитых бомбардировщиков У-2 и УТ-2, а заканчивал сверхзвуковыми МИГами и «сушками». Ну, допустим, У-2 выглядят не устрашающе. Но МИГи, но современные СУ… Вообще, летать не страшно?

— Что вы! — засмеялся Николай Иванович.

— Хотя профессия, конечно, мужская. И сложная, и романтичная.

— И все же, что вам больше всего запомнилось?

— Хм... Пожалуй, расскажу не о боях, не об испытаниях… А о встрече с Покрышкиным. Она круто изменила мою жизнь.

Я ведь начинал как морской летчик. И вот на аэродром «Бельбек» под Севастополем приехала важная комиссия, а с ней Александр Иванович… Покрышкин выслушал доклад летчика.

Спросил:

— Как вы, товарищ майор, относитесь к переходу вашего полка в состав войск ПВО? — Положительно, — ответил бравый Москвителев.

— А морскую форму не жалко менять?

— Жалко.

— Молодец! Не кривишь душой! Поговорили еще. С той встречи Покрышкин опекал летчика. Как и многих других, в ком увидел талант, силу духа и честность — по сути, этот легендарный летчик и военачальник воспитал для страны целую плеяду профессионалов! Николай Иванович считает его вторым отцом. Говорит, что именно у него учился поддерживать молодежь (а это дело и рисковое, и непростое! Да и не самое благодарное, если честно).

В апреле 1977 года Москвителев стал командующим ПВО всей страны. Конец 70-х — время вроде мирное… — И все же воздушные границы СССР часто нарушались. Я работал почти без выходных. Как мы действовали? По-разному. Помню, американские самолеты-разведчики повадились залетать к нам со стороны Японии. Как же их отогнать? Я предложил нашим лучшим летчикам поднять в небо свои МИГи и, не тесняясь, показать мастер-класс… Американцы посмотрели. И надолго отстали.

В жизни любого военного есть критический рубеж — увольнение в запас. Большая-пребольшая проблема — чем-то осмысленным заполнить образовавшуюся пустоту. А кем стал на гражданке Москвителев? — Помощником генерального конструктора ОКБ имени Микояна. А последние 20 лет я главный советник Пилотажно-исследовательского центра Летно-исследовательского института им. Громова. Кроме того, член общественной организации «Российское воинское братство».

Читаем школьникам лекции, поддерживаем бывших военных...

Много чего делаем — в тесном контакте с Комитетом по общественным связям правительства Москвы.

У меня, кстати, прекрасные отношения и с главой Департамента социальной защиты населения Москвы Владимиром Петросяном — он активно помогает ветеранам… Что ж, здоровья вам, Николай Иванович! И вашим товарищам по воинскому братству — тоже.

БИОГРАФИЯ

Николай Москвителев родился 27 июля 1926 года. До фанатизма преданный летному делу человек. Очень много летал, неоднократно проявляя мужество и героизм при освоении и испытаниях образцов сверхзвуковых истребителей-перехватчиков.

Всего освоил 34 типа самолетов, налетав на истребителях почти четыре тысячи часов. Прирожденный летчик-истребитель, ученик великого Александра Покрышкина, в 1977–1987 годах он возглавлял авиацию ПВО страны, был председателем госкомиссии по испытаниям таких самолетов, как МиГ-25, МиГ-23МЛД, Су-27, МиГ-31, А-50, М-17.

Николай Москвителев — один из самых авторитетных на сегодня людей в мире авиации.

Перечислить все его регалии непросто. Он — генерал-полковник, заслуженный военный летчик СССР (1968), кандидат военных наук (1984). Кавалер орденов Октябрьской Революции, Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, трех орденов Красной Звезды, орденов Болгарии и ГДР, а также 24 медалей, в том числе «За победу над Германией в Великой Отечественной войне». Николай Иванович возглавляет совет Клуба заслуженных летчиков и штурманов. Недавно отметил 70 лет службы в авиации.

Книга «Линия жизни». Из воспоминаний автора

«Некоторые люди утверждают, что профессия — только часть нашей жизни. С такой теорией я в корне не согласен. Как младенец связан с утробой матери пуповиной, так и настоящего авиатора до конца жизни не отделить от неба, а моряка от моря...Летчик, особенно истребитель, испытывает наивысшее состояние души, ощущает неземное чувство, когда он один в бескрайнем темно-фиолетовом небе на высоте 20 000 метров на скорости, равной двум, трем скоростям звука. Я считаю очень счастливыми те годы, когда был учеником великих рыцарей неба, когда сам учил тех, которые стали впоследствии крупными авиационными руководителями, когда принимал самое активное участие в создании, испытаниях и внедрении в войска новейшей техники, когда общался и работал с крупнейшими учеными, летчиками-испытателями СССР, России и всех ведущих стран мира.

Если смена поколений происходит через 20 лет, то мною пройдено уже несколько поколений. Я называю их 70 счастливыми годами в авиации. У первого поколения, поколения фронтовиков, я учился и набирался опыта. Со вторым поколением летчиков-перехватчиков, оседлавших грозную сверхзвуковую технику, мы днем и ночью охраняли небо. Предотвращали любые нарушения воздушных границ СССР.

Третье поколение — поколение летчиков-испытателей. Настоящая элита богатырей неба, до фанатизма преданных профессии и Родине».

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.