Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Войну закончил над Берлином: воспоминания летчика Ивана Федорова

Общество
Войну закончил над Берлином: воспоминания летчика Ивана Федорова
Иван Евграфович Федоров у себя дома. Фото 2004 года / Фото: Личный архив
Летчик Иван Федоров, закончивший Великую Отечественную войну в небе над Берлином, неоднократно представлялся к званию Героя Советского Союза.

Однако Золотую Звезду боевой летчик получил только в марте 1948 года, да и то не за выдающиеся фронтовые заслуги, а «за испытание и освоение военной техники и проявленные мужество и героизм».

В Великую Отечественную войну он влетел… командиром группы летчиков-штрафников. Единственное в мировой военной истории подразделение «крылатых хулиганов»! Потом поднимал в воздух уже не штрафные авиадивизии. Войну закончил над Берлином. В последующем работал в КБ авиаконструктора Лавочкина, испытывал первые реактивные самолеты и устанавливал на них рекорды.

Показатели

Официальное упоминание об Иване Федорове случилось только в перестройку: в 1988 году — в биографическом словаре «Герои Советского Союза». И сразу же обнаружились удивительные странности. В издании были перечислены его награды: ордена Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1 и 2-й степеней, Красной Звезды и т.д., но ни слова о количестве сбитых им самолетов врага. Почему? Да потому, что по этому показателю Иван Федоров превзошел самых прославленных воздушных асов. И при первой с ним встрече в конце 1990-х я не мог не спросить ветерана: сколько сбил? Иван Евграфович ответил буднично:

— 134 самолета. Шесть — тараном. — И тут же уточнил: — Это, конечно, с учетом войны в Испании… Для сравнения: на счету известнейшего воздушного аса, трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина — 59 сбитых фашистских самолетов; трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб уничтожил 62 самолета врага.

Уловив сомнение в моих глазах, Федоров закрыл тему: «Ты спросил — я ответил». Позже сенсационную цифру сбитых Федоровым самолетов мне косвенно подтвердил дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Виталий Попков (прототип Маэстро в фильме «В бой идут одни «старики»), который в иерархии самых результативных советских летчиков был в первой пятерке: «Любой бой я сразу переводил на «вертикаль», чему научил меня виртуозный летчик-истребитель Иван Федоров».

Официально ему насчитали всего 17 личных боевых побед. Пусть эта цифра останется на совести тыловых счетоводов. Ведь даже в английских источниках (например, в энциклопедии «Асы Сталина») приведен другой счет: в годы Великой Отечественной Иван Федоров уничтожил 49 самолетов лично и 47 — в группе. К этой «бухгалтерии» Иван Евграфович был совершенно равнодушен:

«Пусть считают как хотят. Мы не за ордена сражались, а за Родину...» — И Кожедуб, и Покрышкин — выдающиеся герои, — всегда утверждал Иван Евграфович. — Но на фронте много отважных было. Знаю летчиков, которые и по девять самолетов за бой сбивали. Ни в одной армии нет таких показателей.

Процедуре подсчета сбитых самолетов сопутствовали, оказывается, совсем не простые условия. Если летчикам люфтваффе хватало доклада, чтобы победа в бою была признана и отмечена, то личные показания советских летчиков в расчет не принимались. Не очень-то учитывались и свидетельства других участников боя. Даже специальная киносъемка не являлась доказательством, поскольку только фиксировала попадание снарядов в цель, а не ее уничтожение. Лишь «подтверждение с земли» имело документальное значение.

Войну закончил над Берлином: воспоминания летчика Ивана Федорова Иван Федоров с авиаконструктором Семеном Лавочкиным. Фото 1950-х годов  / Фото: Личный архив

— Надо было ехать на место боя, искать, доказывать, — вспоминал о процедуре «социалистического учета» Федоров. — Добирается туда комендантская команда, а пехота говорит: это мы сбили. У зенитчиков, артиллеристов — свои претензии.

Никто не дает справку. В контакт входили и добивались доброго расположения известным способом — бутылкой спирта… Естественно, настоящие боевые летчики чурались унизительной «бухгалтерии»: главное — уничтожить врага, а не доказывать собственное геройство.

Громов грянул

Впервые о Федорове еще в начале 1980-х годов мне рассказал Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Михаил Михайлович Громов. Тот самый, который в 1937 году совершил рекордный перелет через Северный полюс в США. Громов работал над рукописью своих мемуаров, и я стал его восторженным слушателем-читателем, а иногда и критиком.

Однажды в приватной беседе он упомянул о своем фронтовом подчиненном — летчике-истребителе Иване Федорове. Но даже легендарный Громов в своих печатных мемуарах не мог поведать о некоторых деталях: цензура и соображения секретности! Мне же признался: в 1942 году на Калининском фронте в 3-й воздушной армии, которой он командовал, была создана и участвовала в боях специальная группа…

Цитирую по старому журналистскому блокноту: «На аэродроме объявлена тревога: садится неопознанный самолет! А Ванька глушит мотор, улыбка до ушей:

— Товарищ генерал! Летчик-испытатель майор Федоров прибыл в ваше распоряжение…» Федоров так прокомментировал то давнее событие:

— Особисты могли меня расстрелять за угон самолета и дезертирство с Горьковского авиазавода. Но спас Громов, отбрехались…

Директору авиазавода в Горький Громов отправил депешу: «Летчик-испытатель майор Федоров с согласия Народного комиссара… временно переведен для выполнения спецзаданий в истребительную авиацию Калининского фронта…» А ведь «дезертирство» случилось — на фронт.

С первых дней войны Федоров забрасывал командование рапортами с просьбой отправить в действующую армию. А ему даже не отвечали, поскольку на Горьковском авиазаводе он «облетывал» новые самолеты. И однажды Федоров психанул: поднял истребитель и на малой высоте, используя ландшафт, полетел к Громову на Калининский фронт. С ним, как и с Чкаловым, Федоров был лично знаком с довоенных еще времен.

Можно уверенно утверждать: сберег Федорова от расстрела не Громов, сам Сталин. Ведь штрафное воинство появилось на фронтах летом 1942 года, после знаменитого сталинского приказа № 227. Всем бойцам сразу же стало известно его знаменитое и кровавое требование: «Ни шагу назад!» Конкретно о летчиках в приказе не говорилось, потому что штрафников предполагалось использовать лишь в пехоте. Ведь если в спины пехотинцев всегда можно было нацелить пулеметы заградотрядов, «летуны» в бою становились безнадзорными...

Командующий 3-й воздушной армией Калининского фронта Михаил Громов ответственность взял. Формируя штрафную группу, а фактически летный полк, Громов рисковал головой. И будто бы Сталин, которому командующий Калининским фронтом Конев звонил по этому поводу, инициативу поддержал — «создать специальную группу из опытных летчиков, которым за различные провинности грозил штрафбат».

Войну закончил над Берлином: воспоминания летчика Ивана Федорова Иван Федоров с авиаконструктором Семеном Лавочкиным. Фото 1950-х годов  / Фото: Личный архив

Из документов

А ведь официальные наши инстанции до сих пор заученно бубнят: летчиков-штрафников не было, потому что не было никогда! Мне несколько лет пришлось заниматься архивными изысканиями, чтобы доказать: были! О подвигах летчиков и их командира лучше всего рассказывают документы. Вот только один из них — наградное представление к ордену Отечественной войны I степени, подписанное командующим 3-й воздушной армией Громовым 27 декабря 1942 года: «За период с 23 июня 1942 г. тов. Федоров имеет лично 82 боевых вылета, из них 73 вылета на сопровождение и прикрытие штурмовиков и бомбардировщиков, 2 вылета на бомбометание и 1 вылет на штурмовку противника. Тов. Федоров провел 6 воздушных боев, в результате которых: 12.7.42 г. северо-западнее гор. Белый в группе сбил самолет противника (МЕ-109). 23.9.42 г. над аэродромом Бошарово один вел неравный бой с 24 самолетами противника (18 Ю-88 и 6 МЕ-109), в котором сбил один и подбил два самолета противника (все три — Ю-88). В этом бою тов. Федоров получил легкое ранение в ногу и на сильно поврежденном самолете произвел посадку на своем аэродроме. 25.9.42 г. над Ржевом в бою пятеркой против 8 самолетов противника тов. Федоров сбил один самолет (МЕ-109). 26.9.42 г. над Ржевом, ведя бой с 9 самолетами противника, тов. Федоров сбил 1 самолет Ю-88 и в тот же день в другом воздушном бою против 10 самолетов противника подбил 1 самолет Ю-88. 27.9.42 г. также над Ржевом сбил 1 и подбил второй самолет противника (оба МЕ-109). В этом бою тов. Федоров был сбит сам и получил ранение лица и ног».

Есть и другие свидетельства: «...За период с 5 мая по 22 ноября 1943 г. дивизия под командованием п-ка Федорова участвовала в операциях на Орловско-Курском направлении, под Кромами, Севском, Глуховом, Конотопом, Нежином, Черниговом, Гомелем. За это время дивизией произведено 3218 боевых вылетов. Сбито в воздушных боях самолетов противника — 243, на которые имеются подтверждения с земли, и 266 по донесениям летчиков...» И еще цитата из документа, подписанного в октябре 1944 года полковником Додоновым и генерал-лейтенантом авиации Журавлевым: «Лично полковник Федоров летает на всех типах отечественных самолетов с большим желанием. В бою смел и при встрече с противником навязывает ему бой.

Своим личным примером беспредельного мужества и отвагой всегда увлекает за собой и воодушевляет к бою личный состав. За организацию и руководство группой штрафников и командование дивизиями Федоров И. Е. награжден орденом Отечественной войны 1 ст. и орденом Александра Невского…» Прощаясь со штрафниками, «искупившими вину кровью», Федоров четверых своих летчиков предложил представить к званию Героя Советского Союза, остальных — к другим наградам и очередным воинским званиям. И всех — отпустить по родным полкам. Война продолжалась…

Памятник

В годы Великой Отечественной войны для летчиков были определены специальные «наградные расценки»: 19 августа 1941 года Сталин подписал приказ № 0299 (НКО СССР) «О порядке награждения летного состава Военно-воздушных сил Красной Армии за хорошую боевую работу и мерах борьбы со скрытым дезертирством среди отдельных летчиков». Согласно приказу к званию Героя Советского Союза летчик представлялся за десять сбитых самолетов. К концу войны Звезду стали давать уже за 10 лично сбитых бомбардировщиков или за 15 лично сбитых самолетов других типов.

Вот и выходит, что по любому счету положены Ивану Федорову «недополученные» Звезды Героя. И, согласно российскому законодательству, бюст от государства! Бюст положен, но ему он не требовался. Он сам себе установил памятник. На одном из подмосковных кладбищ, на могиле жены — летчицы и участницы войны Анны Федоровой, с которой летал в одном небе и рядом с которой упокоился. Многие годы пустовала строка на могильной плите, дату смерти — 12. 02.2011 — обозначили восемь лет назад.

Памятник по нынешним временам скромный: вертикальная плита, на которой мужчина, вся грудь в орденах, и женщина. И самолет, парящий над головами вместо ангела...

23 февраля исполнится 105 лет со дня рождения Ивана Евграфовича.

Об авторе

Валерий Володченко — журналист, член Международного сообщества писательских союзов, автор книг «Встречные лица», «Игры нашего двора», «Маги на престоле: от Рюрика до Сталина» и других.  

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.