Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Максимилиан Волошин: Мой дом раскрыт навстречу всех дорог

Общество
Максимилиан Волошин: Мой дом раскрыт навстречу всех дорог
Триста фунтов мужской красоты», поэт Максимилиан Волошин (1913). / Фото: «Вечерняя Москва»

Отдали честь, прокричали здравицу: «Товарищ Карл Маркс! Да здравствует марксизм, который мы изучаем на уроках политграмоты!» Красноармейцы приняли за немецкого основоположника, по учениям которого в Стране Советов строили новую жизнь, толстого Максимилиана Волошина с его окладистой бородой и длинными кудрявыми волосами.

Волошин говорил про себя в шутку: «Триста фунтов мужской красоты». Хотя на его счет существовали и иные мнения. Когда он приехал в черноморский поселок Коктебель вместе с художницей Маргаритой Сабашниковой, на которой женился в Париже, одна маленькая девочка, приглашенная с матерью в их дом на обед, громким шепотом спросила: «Мама! Почему эта царевна вышла замуж за этого дворника?» В «дворнике» была примесь немецкой крови. От матери, Елены Оттобальдовны. Ни на кого не похожая, с царственной осанкой, даром что невысокого росточка и даром что всегда жили бедно, умная, волевая, она была то, что именовалось в ту пору «эмансипе». Коротко, по-мужски стриглась, по-мужски одевалась, с вечной папиросой в руках. Ее мальчик рано остался без отца, и свободолюбивая, оригинально живущая и мыслящая мать сама направляла его воспитание и образование.

Кончался XIX век, когда студент юридического факультета Московского университета Макс Волошин писал: «Все мы живем в каком-то искусственно созданном для нас парнике, в который доступ внешним впечатлениям и свежим струям закрыт.

Когда мы хотим узнать, что делается там, за стенами, нам отвечают (подцензурные газеты), что там ничего хорошего нет, а если выглянем из окошка, то нас волк съест. И вот мы сидим по глухим провинциям и ничего не знаем, что вокруг нас в России делается и делалось. А делается такое, что волосы дыбом становятся и дух от негодования захватывает».

Делалось то, отчего XX век забурлил революциями и войнами. Люди «выглянули из окошка» и — умылись кровью, как выразился один русский писатель.

Но это впереди. А сейчас Елена Оттобальдовна, по домашнему имени Пра, на нищенские средства покупает кусок прибрежной земли в Крыму, где Макс выстраивает по собственным чертежам свое знаменитое жилище, где найдут приют многие писатели и поэты.

Сперва дом состоял из просторной одноэтажной мастерской. Потом пристроили второй этаж и террасу — получилась башня.

В стихах «Дом поэта» Волошин скажет:

Дверь отперта.

Переступи порог.

Мой дом раскрыт

Навстречу всех дорог.

На вышке башни под звездами беседовали и читали стихи Марина Цветаева, Андрей Белый, Осип Мандельштам, хозяин Максимилиан Волошин. Это называлось «поклоняться луне». Утренний ритуал именовали «поклоняться солнцу».

Волошин, одетый в длинный белый полотняный балахон, в сандалиях на босу ногу, с тонким ремешком или венком на буйных золотистых волосах, выходил на верх башни приветствовать светило. В такой же одежде разгуливал по сухой, выжженной солнцем земле Коктебеля и кривым узким улочкам Феодосии.

К странному поэту привыкли, он являл собою местную достопримечательность.

Он был причудник, путник и путешественник. Бродил по отрогам Карадага, по берегу Черного моря, собирал хрусталь и аметисты, сердолики и халцедоны, окаменелые корни деревьев, отшлифованные морем и оставленные отливом, — габриаки. Это он придумал фантастический псевдоним — Черубина де Габриак некрасивой хроменькой скромной школьной учительнице Елизавете Димитриевой, писавшей прелестные стихи: загадка о таинственной поэтессе, несомненно красавице, долго оставалась неразгаданной.

Его истинное назначение как поэта и человека было: участвовать в жизни и красоте, в сотворении жизни и красоты.

Он побывал во Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Греции. В доме-башне хранилось целое собрание сувениров: маленькие скульптурные химеры НотрДамского собора, голова египетской царицы Тайах, баскский нож и кастаньеты из Севильи, самаркандские четки. Главным сокровищем однако оставалась библиотека-галерея с тысячами томов по истории искусства, религии, философии, книги поэзии и прозы. Природный человек, Волошин в то же время был европейски образован. И так же отлично знал русскую культуру и русский язык. К примеру, он не любил слово «подлинное» и не советовал никому его употреблять.

Он объяснял, что оно похоже на «подлое» и есть подлое, потому что подлинная правда — это та правда, которая добывалась под линями, а лини — это ремни, которые палач вырезает из спины жертвы, добиваясь признания, то есть получалось, что подлинная правда — правда застенка.

«Макс был знающий, — говорила о нем Цветаева, вкладывая в это выражение особый смысл. — У него была тайна, которой он не говорил. Это знали все, этой тайны не узнал никто».

Серьезное и глубокое сочеталось в нем с игрой. И тут Пра была заодно с сыном.

Между прочим, прозвище Пра она получила во время грандиозной мистификации, на которые оба были мастера, и оно так и привилось. Пра — праматерь.

Андрей Белый скажет об этом оригинальном жилище: «Дом Волошина — целое единственной жизни, живой слепок неповторимого лика, вечная память о нем».

В этом доме случился такой эпизод. Туда заглянули комсомольцы — послушать стихи. Один из них после волошинского чтения, быть может, из стеснительности или неумения сказать выдавил: «Довольно художественно».

Фраза сделалась популярна и долго ходила по Коктебелю. В конце вечера другой комсомолец подошел к Волошину и неожиданно, видимо, под воздействием услышанного, поцеловал ему руку.

Поэт Владислав Ходасевич определит Волошина как «великого любителя и мастера бесить людей. В годы гражданской войны белые багровели от его большевизанства, а красных доводил до белого каления речами вовсе противоположными».

В 20-е годы Крым переходил из рук в руки. Волошин действительно при белых прятал у себя революционных матросов, при красных спасал офицеров. Не занимаясь политикой, он занимался людьми. И видел прежде всего людей в одних и в других.

Марина Цветаева лучше прочих понимала его индивидуальность: «Макс неизменно стоял вне: за каждого и ни против кого. Он умел дружить с человеком и с его врагом».

Однажды, когда Волошин был в Москве, ему устроили встречу с Каменевым, одним из больше вистских руководителей страны. Каменев мог содействовать публикации его стихов хотя бы на правах рукописи — существовала такая форма. Каменевы жили в Кремле, во дворцовом флигеле напротив Троицких ворот, там же, где другие коллеги-руководители. Волошина провели в Кремль. Гость читал «контр революционные» стихи, хозяин какими-то даже восторгался, а по окончании чтения написал записку в Госиздат, что поддерживает просьбу поэта об издании. Радостный Волошин, поблагодарив Каменева, ушел.

Спутники Волошина задержались и стали свидетелями продолжения: Каменев взял телефонную трубку, попросил соединить с Госиздатом и сказал, что зайдет Волошин с запиской, так этой записке не придавать значения. Каменеву и в голову не пришло постесняться свидетелей. Эту беззастенчивость можно посчитать почти невинной по сравнению с гораздо более ужасающей.

В январе 1923 года Волошин передал в эмиграцию стихи, которые не могли быть напечатаны в Советской России, — о терроре в Крыму.

По приказу большевиков, Белы Куна и Розы Землячки, были расстреляны сто тысяч белых военнослужащих, которым вначале объявили амнистию. Волошин знал об этом не понаслышке. Он подружился с венгром Белой Куном, и тот разрешил ему вычеркивать из расстрельных списков каждого десятого. Можно представить себе муку, с какой Волошин спасал десятого, оставляя на смерть девятерых, которым не мог помочь.

В списках он встретил и свою фамилию. Ее вычеркнул сам Бела Кун. В это страшное время Макс буквально на дороге вблизи Коктебеля нашел умиравшую сестру милосердия.

Привел в дом, откормил, отогрел. Больше она из этого дома не ушла. Ее звали Мария Степановна. Сперва она просто жила у Волошина, позднее став его женой. С Маргаритой Сабашниковой он к тому времени уже расстался. Волошин умер в родном Коктебеле жарким августовским днем, когда его любимое пылающее солнце стояло в зените.

Марина Цветаева отозвалась на печальное известие как поэт, глубоко чувствующий другого поэта: «После естественного удара смерти — удовлетворенность: в полдень: в свой час». Она знала, что он знал: «Есть духи огня, Марина, духи воды, Марина, духи воздуха, Марина, и есть, Марина, духи земли». Космическая душа, он умел любить и восхищаться детьми космоса — поэтами, и умел быть их собирателем.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.