Федор Бондарчук: Я хотел размыть грань между экраном и зрителем
Главные роли сыграли Петр Федоров, Алексей Барабаш, Андрей Смоляков и Томас Кречманн. В сентябре российская оскаровская комиссия выдвинула картину на соискание премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». «Вечерка» поговорила с режиссером фильма Федором Бондарчуком.
— Как возникла идея «Сталинграда»?
— Мы с Томасом Кречманном, который исполняет в этом фильме одну из главных ролей, а именно немецкого офицера, сидели на площадке, и я спросил: «Помнишь, ты играл в фильме «Сталинград»?» Он ответил: «Конечно, помню.
Это был мой дебют в кино, после которого я бежал из ГДР». — «А когда это было?» — «Двадцать лет назад». — «А ты знаешь, что примерно в это время я тоже снимался в фильме «Сталинград», режиссером которого был мой педагог Юрий Озеров?» — «Да ладно!» В это совпадение действительно трудно было поверить. Но потом мы сравнили фотографии и еще раз подивились подобному совпадению.
Я хочу подчеркнуть, что я не думал о «Сталинграде» как о своем следующем проекте.
Но когда прочитал сценарий Ильи Тилькина, который мне жутко понравился, то начал сопоставлять его с тем «Сталинградом», и мне захотелось снять историческую картину в 3D, причем с другим взглядом на эту битву.
И еще я подумал, почему в стране, которая посвятила и, собственно, должна посвящать много кинопространства Великой Отечественной вой не, сидящей как идентифицированный код в головах людей, именно я в свои 45 лет должен снимать эту картину?! И ради чего я должен это делать? Отвечу честно — из-за возможности снять этот фильм в 3D и таким образом размыть границу между экраном и аудиторией. Итак, в один момент возникли сценарий Ильи Тилькина, идея снять исторический фильм в 3D и совместные планы сделать новый фильм с Александром Роднянским, но совсем в другом жанре, чем «Обитаемый остров».
— Чувствуется, что вам нравится, когда все сходится и не надо пробивать стену головой для того, чтобы реализовать свою идею.
— Да, я это очень люблю, но подобное случается очень редко. Зато когда все же случается, я отношусь к этому очень трепетно. С фильмом «Сталинград» это случилось.
А совпадение с Томасом просто уникально. Я не думаю, что в мире существуют еще два актера, живущие в воевавших друг с другом странах, и что они практически одновременно снимались в фильме о главном сражении этой войны, а через два десятка лет оказались в одном фильме на эту тему.
Я помню, что Томас показал мне свою фотографию — кадр из фильма, где он на мотоцикле. И попросил меня подарить ему мою фотографию на память.
Я сделал коллаж, в котором тоже сижу на мотоцикле, так что у нас теперь есть идентичные фотографии.
Интересно, что во время съемок картины происходили и другие совпадения. Грег Фостер, глава корпорации IMAX, был на Экономическом форуме в СанктПетербурге, где встретился с Екатериной Мцитуридзе, которая привезла его на нашу съемочную площадку.
Мы показали ему отснятый 12-часовой материал, и он был очень растроган еще и потому, что он из еврейской семьи и многие его родные погибли во время Второй мировой войны.
Интересно, что Грег Фостер, одним из первых побывавший на Гаити после разрушительного землетрясения в 2010 году в качестве члена миссии ООН, сравнил свои ощущения с теми, которые испытал на съемочной площадке «Сталинграда».
А именно — эффект присутствия в месте, где происходили трагические события. Для нас это было очень лестно.
— Расскажите про сценарий «Сталинграда».
— Сначала мы хотели основать сценарий на романе Василия Гроссмана «Жизнь и судьба». Но Илья Тилькин придумал другую историю.
Правда, ее сюжет отчасти перекликается с сюжетом Гроссмана, но подобные смысловые совпадения можно заметить и в других произведениях о Сталинградской битве. На самом деле мы очень дорожили нашей оригинальной историей и для ее воплощения построили маленький город, сами пытались жить в нем, представляя себя героями фильма.
— Что оказалось самым трудным или самым памятным на съемках «Сталинграда»?
— Ощущение товарищества. Когда я снимал «9 роту», ставшую моим дебютом, то испытал чувство свободы и ребячества. И я был уверен — подобное никогда не повторится, однако это повторилось на съемках «Сталинграда». И еще мне очень запомнилось, как мы, вместо того чтобы наслаждаться хорошей погодой в Лос-Анджелесе, не могли дождаться плохой, чтобы доснять несколько сцен фильма (смеется).
ДОСЬЕ
Федор Бондарчук — российский актер, режиссер, продюсер. Родился 9 мая 1967 года в Москве. Наиболее известны его фильмы «9 рота» и «Обитаемый остров». В качестве актера сыграл в более чем 40 картинах. Окончил ВГИК, служил в армии, в полку Таманской дивизии. В 1987-м снимался в фильме Юрия Озерова «Сталинград», вышедшем на экраны в 1990 году.