Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Кладезь восточной мудрости

Общество
Кладезь восточной мудрости
Аня Кислова (слева) и Ачир Окунов (справа) крутят молитвенный барабан рядом со строящимся храмом в Отрадном  / Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»
26 октября на востоке столицы в поселке Марусин Луг открывается первая в истории города вьетнамская буддийская пагода — настоящий храм для стремящихся к просветлению. Этой осенью последователей Будды ждут сразу в нескольких новых духовных центрах в разных районах Москвы. Кто они — московские буддисты? Сколько их? И почему в буддизме столько школ и направлений? На все эти вопросы искала ответы корреспондент «ВМ».

Несмотря на то что буддизм — одна из четырех мировых религий, в столице ее представителей сравнительно немного.

К тому же среди последователей Будды Шакьямуни нет единства. Буддизм в столице — пестрая тибетская икона-тханка с множеством деталей и ярких оттенков. На сегодняшний день в Москве, да и во всей России Учение Будды преимущественно распространено в версии тибетской школы Гелугпа. Набирает популярность среди столичных жителей еще одно буддийское направление родом из Тибета — школа Карма Кагью. Но есть в нашем городе и более экзотические варианты пути к просветлению — например, вьетнамский буддизм.

Срединный путь к Чистой Земле

На часах 8 утра, но в спортзале неподалеку от станции метро «Римская» уже начинается тренировка. Мастер редкого вьетнамского боевого искусства Там Куи Кхи Конг и его ученики три раза в неделю начинают день с отрабатывания ударов, стоек и связок, с методов управления дыханием и короткой медитации в позе лотоса или в стойке на руках вверх ногами. Мастера зовут Игорь Михневич, но его буддийское имя звучит иначе — Тхиен Зуен, что в переводе с вьетнамского означает «счастливый случай».

Он стал одним из немногих русских людей, которые пошли по пути буддизма Чистой Земли и приняли его от вьетнамских учителей.

— Мне было 13 лет, когда я познакомился с мастером Там Куи Тхиеном Зиеном, — вспоминает Игорь. — Он научил меня не только правильно бить, но и правильно медитировать. От него же я услышал основную мантру нашего направления. Он всегда говорил: будешь принимать буддизм, принимай от вьетнамского мастера.

Когда Советский Союз ушел в прошлое, в столице в начале 1990-х годов появилось объединение буддистов «Соломенная хижина», следующее Учению Чистой Земли.

— Я совершенно случайно нашел его сайт и просто набрал номер, — вспоминает Игорь. — И в тот же день был в центре.

Все это произошло больше 10 лет назад. Тогда «Соломенная хижина» ютилась в маленькой трехкомнатной квартире и иногда снимала зал в Доме туристов для больших праздничных мероприятий.

— В 2013 году мы начали возводить свою собственную пагоду (храм. — «ВМ»), — говорит один из постоянных участников объединения Хай Лонг Ха, вьетнамец, с 1989 года постоянно живущий в столице. — Мы сами купили землю и на деньги общины организовали строительство. До этого момента мы обращались за помощью к властям города, и они даже пошли нам навстречу, но для центра нам было необходимо самим найти помещение.

Буддизм Чистой Земли отличается от прочих школ тем, что его приверженцы верят: в наш «железный век» обрести освобождение из круга смертей и перерождений можно, вознося хвалу Будде Амитабхе. Он проводит всех повторяющих его имя в Страну Крайней Радости, где без помех можно продолжить практику и обрести конечное просветление. Последователи направления стремятся к перерождению в стране любимого Будды.

— Наша пагода официально откроется этой осенью, — продолжает Лонг. — У храма есть настоятельница, монахиня по имени Туе Дам Хыонг. Она вьетнамка, но обладает датским гражданством. За границей существуют большие объединения вьетнамских буддистов. Учителя, живущие там, направили в Россию монахиню, чтобы мы здесь не остались без наставника, способного ответить на наши вопросы.

Туе Дам Хыонг отлично говорит по-английски, но по-русски пока знает только пару-тройку слов. Осенью, завершив дела, начатые ранее, она переедет в Москву окончательно и всерьез займется изучением языка.

— Среди нас совсем немного русских, — продолжает Лонг. — Проблема в том, что людям нужно преподносить Учение так, чтобы оно было им понятно. В нашем случае есть проблема языкового барьера. Сейчас у нас есть Игорь и несколько человек, пришедших вместе с ним. Это уже облегчает нам задачу.

Практика медитации, чтения мантр и соблюдения обетов буддиста — это и есть жизнь для учеников Будды. Верой в правильность Учения они стараются напитать все, что бы они ни делали.

— Я не знаю, что такое обычная жизнь, — смеется Игорь. — Если это шопинг, трэвел и разврат, то всего этого просто не существует. Человек должен обрести бесстрашие и жить в духе.

Будда призывал именно к такому пути.

Учение, пришедшее с Запада

Все началось с того, что в 70-х годах прошлого века датчанин Оле Нидал и его жена Ханна познакомились и стали учениками Кармапы, главы еще одной школы тибетского буддизма — Карма Кагью. В 1989 году благодаря усилиям Оле Нидала, уже ставшего ламой, она пришла в Россию. Центры возникли одновременно в Москве и Санкт-Петербурге. Сейчас столичные последователи этого направления встречаются в зале для медитаций на Петровском бульваре.

Кладезь восточной мудрости  Александр Койбагаров (в центре) ведет медитацию в центре Карма Кагью / Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

— Сначала мы ютились в совсем маленькой квартирке, а центр никак не развивался, — рассказывает Александр Койбагаров, президент Российской ассоциации буддистов традиции Карма Кагью. — Потом в нашей группе появился меценат, подаривший нам квартиру в соседнем подъезде от нынешнего центра. Со временем мы переместились сюда, помещения бывшего завода «Самтрест».

Карма Кагью, принесенная в столицу России западным учителем, предлагала своим последователям достигнуть просветления за одну или хотя бы пару-тройку человеческих жизней, а не за десятки тысяч перерождений. Учение Будды, преподнесенное понятным, современным языком, привлекло немало последователей.

— Если в Петербурге в наш центр чаще всего приходили актеры, режиссеры и музыканты, к примеру, Борис Гребенщиков и Сергей Курехин, то в Москве костяк группы составляли менеджеры, строители и другие работяги, — продолжает Койбагаров. — Когда мы поняли, что нам необходимо помещение побольше квартиры, мы начали обивать пороги, но никто не хотел идти нам навстречу. Никто нас не знал. И тогда мы поняли, что необходимо делать что-то нужное, полезное для города.

Так появились фестиваль буддийской и восточной культуры «Ориенталия», многочисленные выставки и другие мероприятия.

В центре с каждым годом становится все больше людей, тем более что в столице часто бывают гости из других стран. Вопрос о расширении территории снова встал со всей остротой.

— Мы продали квартиру, в которой находился центр до того, как попасть сюда, и купили здание на Каланчевской улице, — поясняет Александр. — Сейчас мы приводим его в порядок и планируем осенью открыть там центр.

Белая ступа Будды

Парк «Отрада» раскинулся по берегам речки Лихоборки. От станции метро «Владыкино» — минут 10 ходьбы. Здесь растет Духовно-просветительский комплекс религий России. Православный храм святителя Николая, мечеть Ярдам и синагога Даркей Шалом построены. На очереди — буддийский храм.

— В сентябре мы открыли здесь первую в столице ступу Просветления (монолитное буддийское культовое сооружение. — «ВМ»), — рассказывает мне историк буддизма и один из членов Совета Московского общества буддистов Баатр Китинов, пока мы идем к стройплощадке. — В дальнейшем здесь появится храм с большой библиотекой. Он будет открыт для каждого, кто интересуется историей буддизма. Уже есть предварительные договоренности с известными буддийскими библиотеками в Лумбини (Непал), месте, где родился Будда, и в Дхарамсале, где находится резиденция далай-ламы, а также с научными центрами в Монголии и Китае. Они предоставят нам учебники, монографии, различные источники. Безусловно, будет поддержка и из российских буддийских регионов.

Проект храма, по-бурятски — дацана, по-калмыцки — хурула, существует, но на месте будущей постройки пока нет даже фундамента. И никто не берется назвать сроки, когда это строительство все-таки начнется.

Кладезь восточной мудрости  Мастер боевого искусства Там Куи Кхи Конг Тхиен Зуен, по паспорту — Игорь Михневич, демонстрирует, как одним ударом можно разбить деревянную доску  / Фото: Анна Поваго «Вечерняя Москва»

— По нашим расчетам, на возведение храма потребуется около трех лет, — говорит Баатр.

В строительстве участвует не только Московская община буддистов, но и Центральное духовное управление буддистов, а также Объединение традиционных московских буддийских общин. Кто-то помогает рублем, кто-то — знаниями.

— Мы получили поддержку со стороны властей города и даже руководителей страны, — продолжает Баатр. — Это было очень важно на этапе оформления документов. Но храм строится на пожертвования неравнодушных людей.

Большая часть буддистов России — калмыки, буряты, тувинцы и часть народов Алтая. Как правило, они принадлежат к тибетской школе Гелугпа. Кстати, все далай-ламы в истории также были представителями этой школы.

— В столице сегодня можно найти последователей самых разных направлений буддизма, — говорит Китинов. — Россия — самая северная страна, в которой он получил распространение.

И теперь, когда мир открыт, тут можно встретить последователей монгольского, китайского, японского, вьетнамского буддизма и прочих направлений.

Строительство храма благословил сам Далай-Лама XIV Тензин Гьяцо. Его Святейшество подчеркнул: строить нужно большой духовно-образовательный центр.

— Нам нужно место, куда мы могли бы прийти, к примеру, на буддийский праздник, либо найти какие-то знания, — говорит Баатр Китинов. — Сегодня одна из главных наших проблем состоит в том, что жители города просто не знают, кто мы такие и что такое буддизм. Если сказать двумя словами, то буддизм — это работа с сознанием, которое структурирует наш мир, наше мировоззрение. Как говорил Будда, у каждого свой путь к Просветлению, и на этом пути мы, буддисты, высоко оцениваем любую форму жизни и право каждого на счастье.

ЕСТЬ МНЕНИЕ 

Для объединения потребуется время

Юлия Жиронкина, директор фонда «Сохраним Тибет»

Сегодня интерес к буддизму проявляют две категории людей. С одной стороны — это те, кого можно назвать традиционными буддистами России. Общины калмыков, бурятов и тувинцев как исповедовали учение Будды, так и исповедуют до сих пор. Конечно, относительно недавно им пришлось сделать долгий перерыв в практике, ведь в Советском Cоюзе невозможно было открыто следовать всем религиям.

Как только это снова стало возможно, люди устремились к далай-ламе и другим тибетским учителям, чтобы воссоздать традиционные связи. Сейчас общины буддистов представляют очень активную и динамично развивающуюся часть населения как своих республик, так и других регионов, в которых они существуют.

Вторая группа — так называемые новые буддисты, предки которых исповедовали христианство или другие религии. В основном эти люди сосредоточены в крупных городах.

На протяжении многих лет наш фонд занимается организацией учений далай-ламы во многих странах. К сожалению, мы не можем пригласить Его Святейшество в Россию по множеству независящих от нас причин, но мы делаем все возможное, чтобы наши калмыки, буряты, тувинцы и русские последователи учения Будды получили возможность встречаться с далай-ламой. Эти площадки за пределами нашей страны оказываются очень востребованными. Там люди знакомятся друг с другом, налаживают контакты. Если раньше традиционные буддисты и буддисты больших городов не всегда пересекались друг с другом, то сегодня они представляют собой одно большое сообщество, в котором все чувствуют себя очень комфортно.

Хотя далай-лама не может посетить нашу страну, сюда могут приехать другие буддийские учителя. Мы сами приглашаем наставников, многие из которых рекомендованы лично Его Святейшеством. Теэло Тулкку Ринпоче, официальный представитель далай-ламы в России, Монголии и странах СНГ, а также верховный лама Калмыкии курирует вопросы встреч и общения российских буддистов с учителями как традиционной для России школы Гелугпа, так и других школ тибетского буддизма. Столичная духовная жизнь в этом аспекте очень активна. Без преувеличения можно сказать, что сегодня не проходит недели, чтобы какой-то из наставников не посетил Москву.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ 

Антон Палеев, председатель комиссии Мосгордумы по взаимоотношениям с общественными и религиозными организациями:

— Сегодня растет число москвичей, интересующихся учением и философией буддизма. Власти столицы тесно взаимодействуют с последователями Будды. В рамках программы «Диалог культур» проводятся экскурсии по буддийским центрам, а также многочисленные выставки. Буддийские праздники, как правило, собирают в столице от 30 до 50 тысяч человек.

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.