Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Какие существуют профилактические меры наркопреступлений?

Какие существуют профилактические меры наркопреступлений?

Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

Что делать с закладчиками, если их увидел?

Что делать с закладчиками, если их увидел?

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Хрусталь

Хрусталь

Гагарин

Гагарин

Библиотеки

Библиотеки

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Последняя радиограмма

Общество
Атомный ледокол «Арктика» стал головным кораблем серии 1052. По его образцу и подобию построили еще 5 ледоколов: «Сибирь» (1977), «Россия» (1985), «Советский Союз» (1989), «Ямал» (1992) и «50 лет Победы» (2007)
Атомный ледокол «Арктика» стал головным кораблем серии 1052. По его образцу и подобию построили еще 5 ледоколов: «Сибирь» (1977), «Россия» (1985), «Советский Союз» (1989), «Ямал» (1992) и «50 лет Победы» (2007) / Фото: Игорь Воеводин, «Вечерняя Москва»

В августе 1977 года ледокол «Арктика» достиг северного полюса — это впервые удалось сделать надводному судну. Из одного такого похода на легендарном ледоколе журналист Игорь Воеводин вывез любовь к северу. И она у него навсегда...

Сейчас на полюс катают туристов, ледокол «Арктика» списан и дожидается разделки на металлолом (взамен построен одноименный, больше и мощнее), и только ордена на груди первопроходцев да памятные почтовые блоки, утеха филателистов, напоминают о казавшемся когда-то невозможным.

Нынешнее поколение расчетливо, рачительно, разумно. И, к сожалению, совсем неромантично. Все-таки иногда нужно жить сердцем, а не разумом, иначе никогда не узнать цену таким словам, как «дружба», «риск», «приключения» и, наконец, «победа»… И не в бизнесе, не в рулетку, а — в восьмибалльный шторм, когда небо встает ребром, а волны захлестывают уже не палубу, а мостик.

Или когда кругом — тяжелые льды, оба атомных двигателя ледокола ревут под полной нагрузкой, на тысячи верст никого, и лишь белые медведи сочувственно наблюдают за тобой с зеленых торосов.

Или…

Впрочем, сходите сами.

— Водку несем?— «атомный спецназ» на проходной атомного порта в Мурманске суров и придирчив.

— Не несем.

Чистая правду. Водку удалось переправить на борт раньше, как — не скажу.

Красная «Арктика» в традиционном полярном окрасе внушала уважение. Верилось, что с судном такого размера даже море не может ничего сделать.

— Рюкзак и все остальное закрепи, — сказал мне старпом.

— Ладно-ладно, — отмахнулся я, оглядывая отведенную мне как гостю, столичному журналисту, каюту лазарета. Там была ванная — такого не положено даже капитану.

И был я глуп, не послушав старпома.

Потому что ровно через четыре часа, когда ледокол вышел из губы в открытое море, рюкзак поднялся в воздух. Из него на мою грешную голову посыпался всякий земной скарб.

Кроссовок ударил в лицо, но банку с белыми грибами я успел схватить.

Шторм! У ледоколов — плоское днище, так им проще ломать льды. Но на чистой воде они практически бессильны против волн, их треплет не в пример сильнее судов с большой осадкой и килями.

Я выполз на палубу. Серо-зеленые валы ходили по всей округе, били в борта, и ледокол тяжело валился набок. Выпрямлялся и кланялся волнам другим бортом.

Р-раз! Меня закинуло обратно в каюту. И я захлопнул дверь и не промок. (Ша, утюги! Задраил переборку…)

Следующие сутки я лежал — так было легче. Как стояли вахту остальные, не знаю. Но через день я окреп настолько, что добрался по стеночке до камбуза, гонимый голодом. Глянул на огненный борщ, вдохнул запах наваристого бульона и, зажав руками рот, бросился на воздух.

— Трави, трави, салага, смело за борт, — мимоходом бросил мне вахтенный, — ты ж теперь мореман…

Шторм кончился, когда я к нему привык. Мы вышли из Баренцева моря и вошли в Карское. Океан сменил цвет — теперь вода казалась коричневой. И с берегов по правому борту лишь сиротливо качали руками нам вдогонку кресты — памятники погибшим. Эти кресты будут сопровождать нас все пять тысяч километров пути. И горький крик чаек, и соль на губах, и жутковатая мысль, что под ногами — бездна, а вокруг — никого...

Потом отстанут и чайки — мы поднимемся в высокие широты и потеряем берега из виду. Вы ведь тоже ловили себя на мысли на борту самолета — хватит, хватит, не надо выше! Может, так, пониже, и не разобьемся... Так и в море. Ввиду берегов не в пример легче. Мол, доплывем, если что…

Водолаз Михалыч — человек двухметрового роста и соответствующей комплекции. Ему далеко за пятьдесят, но он полон медвежьей силы. И спокойствия. Невозмутимость — вообще одна из главных вещей в море. Ты среди людей в замкнутом пространстве — уйми, парень, нервы, не морозь. Или списывайся на берег, здесь проблем хватает и без тебя.

И — удивительное дело! — день на четвертый перестали бросаться на людей и мы с оператором Беловым. И почти помирились с конкурентами, телегруппой Первого канала, которую предательски подсадил на борт «Арктики» перед самым отходом пресс-секретарь Минтранса Филимонов, «забыв», что это был мой эксклюзивный проект…

— Тридцать пять лет в море хожу, — говорит Михалыч. — Не считая срочной.

— Срочную тоже на флоте?

— Да, в Североморске. Так и остался…

Вообще, на «Арктике» большинство экипажа составляли «морские волки» — люди, отходившие в моря по тридцать-сорок и более лет. Меньшую часть — студенты и молодые.

— А жена, дети?

Он глянул на меня испытующе.

— А как же…

— Не тяжело им без тебя?

«Арктика» уходит в рейс месяца на три-четыре. На деле получается по году и больше, и ни разу за это время моряки не ступят на твердую землю.

— Дети понимают. По радиотелефону связываюсь часто. Да и жена знает, за кого шла.

Здесь, в море, как в походе, как в армии, — лучше не иметь тылов вообще, если не уверен в их крепости. Меньше будет мыслей. Здесь сомнения ни к чему.

Здесь так — ты либо уверен, что дома ждут и не предадут, либо дом тебе — кубрик, а семья — друзья. Выбирай, мореман…

— С кем тебе, Михалыч, лучше — с рыбами или с людьми? Или ты под водой сам с собой разговариваешь?

— Почему спросил?

— Ну, ты же под водой полжизни, если не больше.

Помолчали.

— Пою. Я пою.

— Что именно?

— Чаще — вот эту: Ничь яка мiсячна, зоряна, ясная…

Ветер. Господи, какой ветер! Воздух пьешь всей распахнутой грудью, ловишь и не можешь напиться.

И только потом я узнаю, что в высоких широтах меньше кислорода. И воздухом этим никогда нельзя напиться допьяна — можно лишь захмелеть.

Но — на всю жизнь.

Последняя радиограмма Фото: Игорь Воеводин, «Вечерняя Москва»

Северный синдром! Он не лечится. Ни водкой, ни любовью — ничем. Она заразна, эта болезнь, подхватывают ее все без исключения.

Впрочем, исключения бывают. Но те, кто устоял, у кого иммунитет перед волей и воздухом, здесь не приживаются. Не принимают их ни море, ни тундра, ни тайга.

Через полгода, когда я буду идти сквозь февраль на другом уже ледоколе, на «Вайгаче», и повстречаю «Арктику» черт знает где, и мы будем сутки стоять во льдах борт о борт, и фотокамера работать ровно четыре минуты на ветру и морозе, а дыхание замерзать, Михалыч скажет мне прямо через борта:

— С рыбами, парень. Они молчат…

Тихо скажет. Но я услышу.

«Арктика» — семь этажей от трюма до мостика. Гиподинамия — вторая болезнь северных морей после гипоксии, и потому здесь обязательны прогулки после обеда: или сорок-пятьдесят кругов быстрым шагом по вертолетной площадке, или двадцать — вдоль борта. Когда ледокол только строили, его первый (и легендарный) капитан Юрий Кучиев, который в 77-м и приведет «Арктику» к Северному полюсу, распорядился лифты не делать. И пока взлетишь на мостик, семь потов с тебя и сойдет.

— Болеют в море редко, — сказал мне судовой врач, армянин лет шестидесяти. — Но случается всякое. Я всю жизнь на торговых ходил, по южным морям, мир посмотрел. А вот потом прикипел к Северу.

Что-то толкнуло меня, и я спросил:

— Бог есть?

Он ничуть не удивился. Правда, помедлил с ответом.

— Есть.

Кипели на плиточке шприцы, кому-то сегодня на уколы.

— Надо же, — продолжил он. — Всю жизнь это в себе таил, а вот сейчас сказал — легко и свободно…

Чуть потренькивали колбы и мензурки в белом шкафчике. Я ждал.

— Я ведь как к вере пришел... Лет сорок назад в Кейптауне купил Библию на английском — из любопытства. Спрятал. Нашли бы или стукнул кто — на берег списали бы враз. Начал читать. Вижу — все так и есть. Но никому не говорил. А вам вот сказал, да еще на камеру…

— Хотите, вырежу этот кусок?

— Не надо. Пусть будет.

«Арктика» вздрогнула всем корпусом и бросилась вперед, все ускоряясь.

Льды ломают так — пароход разгоняется и бросается на наст, и несется сквозь торосы, пока хватит энергии — сто метров, двести. Потом пятится назад. Потом разгоняется, и — опять. В образовавшуюся брешь заходят суда, чьей ледовой проводкой и занимается ледокол. И так — сутками. Скорость — четыре мили в час. Лед за кормой схватывается за пару-тройку минут, и шов всегда крепче, чем было до. Грохот. Все дрожит. А второй ледокол окалывает лед по бортам сухогруза — адова ювелирная работа. Буквально сантиметр ошибки, и — привет. Чего стоит эта проводка капитанам, лучше не думать.

— С тех пор, с Кейптауна, Бог со мной.

— Благодарю вас, — сказал я и вышел.

Ночь, и только огни — желтые, красные и зеленые — с двух ледоколов и сухогруза.

Рев, стон, грохот.

Бездна под и над.

Где мы? Бог весть.

Кстати. Лет тридцать назад купил карманное издание Библии и я. И с тех пор всегда вожу с собой. Только не говорите никому.

По штату «Арктике» положен экипаж в 150 человек. На деле поменьше. Например, нет вертолетов, следовательно, отсутствует и ледовая разведка. Большинство — мужчины, но есть и женщины — фельдшерица, буфетчицы, поварихи, прачки.

— Пристают?— спросил я Светлану из прачечной команды.

— Ближе к концу рейса. Когда совсем одичают.

На «Арктике» два бассейна, спортзал, баня, фотокружок, шахматная секция. И первые месяцы, как в армии по салабонке, не до женщин. То шторм, то вахта, то очередь в радиорубку к телефону, и в сетях антенн путаются далекие голоса, и сдавливает грудь.

Потом в трюмах подходят к концу фрукты и пиво (да, пиво официально разрешено), и тяжелее тоска, и кажется, что жизнь — это сон, что нет никаких берегов и не было, а есть только льды, льды. Льды без конца и края. Да рвущие сердце своими криками чайки.

А еще — белые медведи. Если стоим во льдах, они приходят на вторые сутки. Держатся в отдалении. Принюхиваются. Потом, осмелев, подходят. Медвежата карабкаются на борта. Мамаши их стаскивают и шлепают.

Экипаж режет буханки — на «Арктике» своя пекарня, мажут сгущенкой и протягивают медвежатам. И мамаши сдаются и позволяют детям взять угощение…

И подруги по экипажу вдруг начинают казаться милее. Красивее. Приветливее. Мягче. Уступчивей?

Пора домой. Домой, мореман, тебе пора...

— На тебе. Ждешь?

Радист протянул мне радиограмму — на бланке «СССР», хотя уже много, много лет нет той страны и в помине.

А в море, оказывается, есть.

Недаром здесь нет времени в общепринятом смысле, а все живут по общекорабельному. Потому что идешь сквозь пояса, и все меняется, а тебе нужно сохранить мозги и вернуться.

Я глянул на бланк.

Там было три слова:

— Я тебя жду.

Что ж, других мне и не надо.

...Прошли годы.

Радиограмму храню.

И, как чайка после шторма, хожу по песку и жду у моря погоды.

Ветер! Ты меня не забывай...

НА СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС И ОБРАТНО

Атомный ледокол «Арктика» был спущен на воду в декабре 1972 года, принят в эксплуатацию в апреле 1975-го. В 1977 году впервые в истории отправился в поход к Северному полюсу и достиг его в 4:00 17 августа. Все годы службы занимался проводкой судов по Северному морскому пути. В море не выходит с 2008 года, в 2011-м снят экипаж, судно ожидает утилизации.

ОБ АВТОРЕ

Игорь Воеводин — писатель и журналист, ведущий телепрограмм «Времечко», «Сегоднячко» и «Профессия — репортер». Автор нескольких исторических книг.

Читайте также: Сенатор пояснил, почему Арктический регион так важен для России

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.