Зарплата педагога зависит от успехов учеников
Естественно, такая форма финансирования через некоторое время привела к изменению системы начисления зарплат педагогам: часть ее зафиксировали как базовую, а часть сделали стимулирующей. Чем больше внимания учителя к ребенку, тем лучше результат: например, регулярные победы на конкурсах и олимпиадах. От этого зависит эта самая стимулирующая составляющая. В итоге фактически у педагогов их заработок в первые месяцы работы при новом нормативе и новой системе оплаты труда вырос на 15–20 процентов, а где-то и на 28. Если оценивать зарплаты в цифрах, то до вхождения в «пилот» в 2010 году среднегодовой доход учителя составлял в среднем 500 тысяч рублей, в 2011-м — увеличился до 600 тысяч рублей.
В апреле минувшего года в эксперименте принимали участие 125 учебных заведений города — по одному в каждом районе. Сейчас — уже 1350 школ. И это их инициатива. Было трудно всем. Директорам пилотных школ пришлось учиться управлять финансовыми, материальными и кадровыми ресурсами. Они стали свободными в решениях, но и ответственность возросла. В Московском финансовом институте для них даже были открыты курсы менеджмента.
Какие же изменения произошли в работе пилотных школ помимо появления новой системы начисления зарплаты? У всех учебных заведений сайты стали более информативными, в обязательном порядке на них размещается информация о размере получаемых школой средств и закупленном оборудовании. Любой желающий может изучить и проверить смету учебного заведения. Повысилась роль педагогических профсоюзов, стали создаваться, и не только на бумаге, управляющие советы. И теперь они играют важную роль в начислении учителям стимулирующей части зарплаты.