Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

«Артистом может стать кто угодно»: Владимир Кошевой — о ролях, личной жизни и запретных темах

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
«Артистом может стать кто угодно»: Владимир Кошевой — о ролях, личной жизни и запретных темах
Фото: Из личного архива

25 и 26 марта на сцене Московского художественного театра имени Чехова в рамках Дней Александринского театра пройдет спектакль «Рождение Сталина» режиссера Валерия Фокина. Роль молодого вождя исполнил Владимир Кошевой. Актер рассказал «Вечерней Москве» о цензуре в театре, мусоре в кино и о том, почему ему до сих пор приходится сидеть за учебниками истории.

— Владимир, вы много раз говорили о том, что считаете Сталина тираном, высказывались против установки памятников ему. То есть памятники устанавливать нельзя, а посвящать этому человеку двухчасовой спектакль можно?

— Спектакль — это высказывание, взгляд режиссера на то, что, с одной стороны, этот человек был великим лидером нации, с другой — убийцей. Тему превращения героя в тирана поднимал еще в 1940-е годы прошлого века Евгений Шварц в пьесе «Дракон». Ее же затронул и Валерий Фокин — как этот недолюбленный родителями мальчик, который писал стихи и по-особому смотрел на мир, превратился в деспота...

— Первые репетиции спектакля были сложными, вы говорили, что с вас «как будто кожу сдирали». А после роли Раскольникова вам пришлось посещать психолога. Неужели каждая роль оставляет такой отпечаток?

— Я никогда не играю самого себя — лишь примеряю образ. И сейчас у меня на сцене три противоположных образа. В Большом драматическом театре у меня роль Игрока — по одноименному роману Федора Достоевского, в Александринском театре я выхожу на сцену в образе Сталина. В Театре Наций играю Ивана Тургенева.

А так как театр — это искусство, которое транслируется не через экран, а напрямую зрителю, держать внимание аудитории очень сложно. Особенно если вчера ты «скакал» Игроком, а сегодня играешь в «Рождении Сталина», где совершенно другой ритм и пластика. И тебе нужно быстро переключаться, убеждать зрителя, что ты и там и там хорош. Это тяжело. Но интересно. А когда я играл роль Раскольникова, то был совсем молодым и неопытным артистом. Было непросто столько времени находиться в образе убийцы. Вот мне и понадобилась помощь профессионала.

Сейчас к психологу я бы уже не пошел — научился справляться сам. Но после спектаклей до сих пор бывает трудно. После выхода на сцену мне нужно побыть в гримерке какое-то время одному, не разговаривать, смыть с себя весь негатив, и только потом я могу ехать домой. Стараюсь ни с кем не пересекаться в этот момент. Честно скажу, зрелище не из приятных.

«Артистом может стать кто угодно»: Владимир Кошевой — о ролях, личной жизни и запретных темах Фото: Из личного архива

— Есть темы, которые все-таки не стоит поднимать в искусстве?

— Запретных тем нет. Мир меняется, нужно соответствовать повестке — говорить со сцены и языком улиц, и языком классической литературы. Мне очень неприятно, когда я слышу, что публика — дура, что зрителей нужно образовывать. Образование человека — это задача семьи, а не актера. Наша цель — дать зрителю возможность выбирать. Идти на спектакль по классическому произведению или смотреть современную интерпретацию, слушать музыку Петра Чайковского или песни Ольги Бузовой... Пусть зритель сам решает.

— Владимир, в вашей творческой биографии...

— Какая ужасная фраза! Стараюсь ее не употреблять, я — исполнитель.

— А чем исполнитель отличается от актера, артиста, деятеля искусства и так далее?

— Время так поменялось, что актером может стать кто угодно. Можно прочитать стихотворение на камеру и выложить в соцсети — и вот вы уже артист. Вот только для кого-то это пятиминутное увлечение, а для меня — вся жизнь. Я исполнитель, проводник.

— Приходится ли тщательно изучать историю, чтобы лучше перевоплощаться в исторических персонажей, понимать их эпоху?

— Действительно, над учебниками корпеть приходится, при этом не факт, что роль получится. Когда я создавал программу «Иосиф Бродский. Рождественские стихи», готовился 11 лет, прежде чем выйти на сцену.

Я читал биографию поэта, встречался с литературоведами, изучал записи... А когда готовился к роли в спектакле Валерия Фокина, читал произведения «Молодой Сталин» публициста Саймона Себага-Монтефиоре, «Сталин и его подручные», «Грузия» Дональда Рейфилда — чтобы глубже изучить историю Грузии. Одной из лучших книг для меня стал труд Дмитрия Волконогова «Сталин. Триумф и трагедия». Его исследовательская работа помогла мне узнать множество важных деталей. Например, что Сталин ходил тихо, короткими шагами, что он практически не улыбался. А вообще, исследовательская работа актеру нужна в любом случае.

Я люблю наблюдать за людьми в метро, самолетах, кафе, находить какие-то интересные жесты, фразы, мимику, а потом использовать их на экране. Чтобы зритель смотрел и узнавал в персонаже своего друга, родственника.

«Артистом может стать кто угодно»: Владимир Кошевой — о ролях, личной жизни и запретных темах Фото: Из личного архива

— Вы нелестно высказались о некоторых своих фильмах для ТВ. Говорили, что это мусор и лишь способ заработать денег. И часто вам приходится браться за такие проекты?

— А что делать? Берусь скрепя сердце… Особенно когда в кармане осталось три копейки. Но даже самые скучные персонажи и плохо написанные фразы я пытаюсь сыграть так, чтобы зрителю было интересно.

— Владимир, как известно, вы убежденный холостяк. И все-таки, оглядываясь назад, вы никогда не жалели о том, что не удалось создать семью за 45 лет?

— Я как будто попал на застолье к своим друзьям за рюмкой! Там часто звучит этот вопрос. Нет, я ни о чем не жалею! Это моя жизнь, она так складывается, глупо в сегодняшний день тащить неудачи прошлого. А еще мне нравится фраза Бродского: «Всячески избегайте приписывать себе статус жертвы». И меньше всего я хочу, чтобы меня жалели, считали, что моя жизнь не удалась из-за того, что у меня нет семьи и детей.

— Как отвечаете обычно друзьям, которые поднимают эту тему?

— Не ваше дело.

— И все же, почему так сложилось? Неужели вам сложно найти того самого человека?

— Просто пока такой необходимости у меня нет. Если бы я поставил цель завести семью, это бы обязательно случилось. А сейчас у меня еще есть много лазеек, через которые можно сбежать от этой ответственности. И я этим пользуюсь. Наглым образом!

ДОСЬЕ

Владимир Кошевой родился 1 сентября 1975 года в Риге. В 1999 году окончил факультет журналистики МГУ имени Ломоносова, а в 2002 году стал выпускником ГИТИСа. Известность Владимиру Кошевому принесла роль Родиона Раскольникова в экранизации романа Федора Достоевского «Преступление и наказание» режиссера Дмитрия Светозарова.

Ускользнул от военного дела

Владимир Кошевой родился в семье военных. Когда он заявил родителям, что хочет стать актером, они совершенно этому не обрадовались. Юноша честно попытался оправдать надежды семьи и поступил в военную академию. Но очень скоро Владимир убедился, что это совсем не его стезя, и поступил на факультет журналистики МГУ. Вторым оконченным образованием стал ГИТИС.

Бабушка привила любовь к творчеству

Любовь к литературе привила актеру его бабушка Лариса Григорьевна, которая была образованной женщиной и читала зарубежных классиков в оригинале. Владимир много читал, писал лучшие в классе сочинения, ходил вместе с бабушкой на театральные премьеры.

Сравнивают с легендарным молодогвардейцем

Владимира много раз спрашивали о родстве с Олегом Кошевым, руководителем антифашистской комсомольской организации, которая действовала в 1942– 1943 годах. У Владимира даже есть забавная история на эту тему. Однажды в очереди он оказался рядом с двумя женщинами, которые смотрели на него странно и о чем-то говорили между собой.

Затем одна из дам подошла к Владимиру и сказала: «Мы никак не можем вспомнить вашу фамилию: то ли Котовский, то ли Петлюра. Актер сказал: «Я Кошевой!» На что женщина ответила: «Точно, это из Второй мировой войны!»

Чуть не отказался от важной роли

Владимир хотел отказаться от роли Родиона Раскольникова в фильме Дмитрия Светозарова «Преступление и наказание», которая принесла ему известность. На второй или третий съемочный день он подошел к режиссеру и хотел сказать: «Пока снято еще мало материала, давайте расстанемся». Кошевому казалось, что он еще не готов играть таких серьезных персонажей. Но Светозаров даже слушать его не стал.

Упал в обморок на съемках

Еще одна сложность, которую пришлось преодолеть Кошевому на съемках «Преступления и наказания», — сцена убийства старухи-процентщицы. Гример подобрал настолько реалистичную «кровь», что когда Владимир ударил топором по манекену, все получилось слишком натурально. Актер не выдержал и потерял сознание.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.