Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Бой идет святой и правый: режиссер Карен Геворкян рассказал о съемках фильма «Василий Теркин»

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Бой идет святой и правый: режиссер Карен Геворкян рассказал о съемках фильма «Василий Теркин»
Христофоров Валерий/Фотохроника ТАСС

Произведение Александра Твардовского «Василий Теркин» считается лучшей поэмой ХХ века и уже более полувека включена в школьные учебники по литературе. Но за все эти десятилетия, с момента своего создания она не экранизировалась. Эту ошибку решил исправить режиссер Карен Геворкян, взявшись за создание фильма «Василий Теркин». Накануне Дня Победы мы побеседовали с режиссером картины, а также с исполнителем главной роли – Александром Алексеевым и узнали, каким будет экранный образ всенародно любимого литературного персонажа.

Карен Саркисович, когда начались съемки фильма?

— В картину мы вступили три года назад. Сначала была организована кинокомпания «Русское поле», затем написан и утвержден сценарий, потом был подготовительной период, выбор натуры для съемок и прочее. После этого уже начался сам процесс. По замыслу, это трехчасовой фильм, состоящий из двух частей, своеобразная антология Великой Отечественной войны на уровне окопного солдата — Василия Теркина.

Бой идет святой и правый: режиссер Карен Геворкян рассказал о съемках фильма «Василий Теркин» Фото: Ксения Закружных/«Вечерняя Москва»

Почему именно Твардовский?

— Во-первых, поэма никогда не экранизировалась. Был мультфильм Роберта Лабидаса, телеспектакль с Олегом Табаковым в главной роли, разные театральные постановки, но полноценного художественного фильма не было. Я изначально понимал все сложность работы – в основном это вопрос переноса поэмы на экран. И решил от этого отойти. За основу сценария взят сюжет произведения, который начинается с первых дней войны и заканчивается водружением знамени над Рейхстагом.

Во-вторых, эта величайшая поэма Твардовского очень созвучна той мысли, которую я хочу донести до зрителей. Ее главный персонаж, корневой русский, и что я особенно хочу подчеркнуть – советский – человек. Он вместе с другими советскими людьми одержал фантастическую победу в большой войне. Василий Теркин — это особенный, удивительный человек. Он очень прочный. При этом ни гигант, ни богатырь, а простой, незаметный парень. Вот о таком корневом человеке из народа мне и хочется напомнить зрителю. Потому что мы, в поисках себе новых героев, от него сильно ушли. Возможно, даже отчасти предали его. А без такого Василия Теркина в этой жизни, а тем более на войне — никак. То есть с моей стороны, это попытка воскресить такого простого, но надежного человека, воссоздать воздух того времени, а не просто сделать актерскую картину с главным героем — балагуром, который любит поиграть на гармошке, поет и приплясывает, постоянно веселя других людей.

Бой идет святой и правый: режиссер Карен Геворкян рассказал о съемках фильма «Василий Теркин» Фото: Ксения Закружных/«Вечерняя Москва»

— Между тем, Василий Теркин играет на гармошке, поет и веселит однополчан.

— Эта поэма написана во время для солдат. Твардовский очень точно понял, что нужно солдату на фронте, чтобы поддержать его дух, его силы. И сделал это гениально. Но я снимаю реальное кино о людях, которые ходят под смертью каждый день. Поверьте, я знаю, о чем говорю, потому что сам участвовал в боевых действиях в Карабахе в начале 1990-х годов.

То есть через войну прошли лично?

— Да, это так. И считаю, что имею моральное право общаться с Твардовским, через его произведение. Настоящая беда нынешнего кинематографа в том, что люди, снимающие кино, не имеют этого опыта. А он очень важен. У предыдущего поколения он был. У Георгия Чухрая, у Станислава Ростоцкого. Они были фронтовиками. Поэтому и фильмы, которые они делали, получались максимально достоверными. Они знали, о чем снимают кино.

На войне ведь все по-другому. Ты с утра завтракаешь с человеком вместе, а к обеду или ужину его уже может и не быть в живых. Я видел людей, которые сходили от этого с ума. И видел тех, кто пытался себя от этого оградить шутками. Но Василий Теркин, он несколько другой. Это персонаж, который несет какой-то свет, поддержку, выполняет функцию медикамента. Он понимает, что не бессмертен, но при этом преодолевает свои страхи сам и помогает это сделать товарищам. Теркин объединяющий человек, адресующий себя другим. Таких людей немного, но они есть. А просто весельчаком быть на войне трудно.

Бой идет святой и правый: режиссер Карен Геворкян рассказал о съемках фильма «Василий Теркин» Фото: Ксения Закружных/«Вечерняя Москва»

Вы отличаетесь тем, что любите работать с непрофессионалами. В «Пегом псе, бегущим краем моря» использовали коренных охотников в качестве актеров. В фильме «Вся наша надежда» пригласили на главную роль настоящего шахтера — Анатолия Бойко. И Теркина у вас тоже играет непрофессионал.

— Александр Алексеев уникальный человек. Учитель, поисковик, медик, руководитель. Настоящий надежный русский парень. Да еще на гармошке умеет играть. Где-то на границе между Брянской и Смоленской областями проходил слет поисковиков, на который мы случайно попали, когда искали натуру для съемок. Я там познакомился с ним и понял, что Александр, как и Василий Теркин, личность. Пригласил на пробы. И считаю, что используй я в роли Теркина профессионального актера, веры в него у зрителя не будет.

На какой стадии сейчас съемки фильма?

— Когда я начинал снимать, то решил форсировать события. Нашел крупное предприятие, которое согласилось вложить деньги в фильм и начал работу. Думал, пока процесс производства идет, к финансированию картины мы уже подключим государство. Отсняли уже достаточно большой материал - примерно 20 процентов от всего фильма. Снимали в Смоленской и Ленинградской области, в Торжке Тверской губернии. Но работа остановилась, потому что мы не учли такой момент, как бюрократические процедуры. В ближайшее время начнутся очередные питчинги в Минкультуры России. Это отбор киноорганизаций, претендующих на получение субсидий, на производство фильмов. Надеюсь, мы снова продолжим снимать. Моя команда готова приступить к работе буквально через несколько часов. Кстати, хочу сказать, еще у меня на съемочной площадке никогда не было такой «золотой», слаженной команды. Я очень доволен этими ребятами. Но при этом очень жалею о потерянном времени. Сейчас, когда идет военная операция на Украине, фильм пришелся бы очень кстати. Именно сейчас, такая картина как «Василий Теркин» особенно нужна.

Бой идет святой и правый: режиссер Карен Геворкян рассказал о съемках фильма «Василий Теркин» Фото: Ксения Закружных/«Вечерняя Москва»

Из ваших многочисленных интервью я понял, что вы больше тяготеете к классическому советскому кинематографу.

— Совершенно верно. Года два назад я в печатном органе Союза кинематографистов России опубликовал свой «Манифест нового российского кино», в котором размышлял, что необходимо сделать в этом направлении. Ведь какая сейчас ситуация сложилась. За последние 30 лет никакого прорыва российского кино в мировом кинопроцессе не было. На самом деле, это иллюзия, что мы есть в мировом кино. Они у нас есть, в мы у них там нет, а вот нас там нет. В том виде кинематограф, который сейчас существует в России, он очень ущербен, буржуазен, американоподобен. Он проходит вообще мимо того культурного поля, которое существует в нашей стране.

Между тем, множество отечественных картин продолжают завоевывать награды на международных кинофестивалях.

— У меня есть свои критерии оценки, свои категории суждения. Мы сегодня кинематографом называем чтиво. Знаете, есть такой термин, который касается литературы. Вот его можно проецировать и в кино. Есть чтиво, а есть настоящая литература. Дюма Жюль Верн, Майн Рид – это великое чтиво, но это не литература. И сейчас мы упали до того уровня, когда экранное чтиво называют кинематографом.

Бой идет святой и правый: режиссер Карен Геворкян рассказал о съемках фильма «Василий Теркин» Фото: Ксения Закружных/«Вечерняя Москва»

Тогда свой вопрос сформулирую по-другому. Что для вас не чтиво. Я вот могу смотреть трилогию Френсиса Копполы «Крестный отец» бесконечное количество раз. Считаю, что это фильм, из которого невозможно выбросить ни одного кадра, настолько он идеален. А какое кино вы можете смотреть бесконечно?

— «Дорогу» и «Репетицию оркестра» Федерико Феллини, кинопоэму Александра Довженко «Земля», «Мать» Всеволода Пудовкина, «Табачная дорога» Джона Форда, «Гражданин Кейн» Орсона Уэллса, «Тени забытых предков» Сергея Параджанова, «Росемон» Акиры Куросавы - фильм, который открыл целое направление философского кино. А вот что касается «Крестного отца» Копполы или, например, «Однажды в Америке» Сержо Леоне, то, на мой взгляд, это все равно чтиво. Да, сделанное очень хорошо. Которое находится на грани между чтивом и выдающимся кино, но все равно это больше чтиво. А я вам перечислил фундаментальные вещи. То, что называется «абсолютное кино».

ДОСЬЕ

Карен Геворкян — советский и российский кинорежиссер и сценарист.

Родился в Ереване. Окончил операторский факультет ВГИК и Высшие режиссерские курсы. Работал на киностудиях «Арменфильм», «Мосфильм», «Центрнаучфильм». Режиссерская работа, которая принесла ему множество наград мировых кинофестивалей - «Пегий пес, бегущий краем моря» по повести Ч. Айтматова. В общей сложности снял 10 документальных фильмов и 7 художественных, в том числе «Август», «Знаю только я», «Вся наша надежда», сериал «Иван Павлов. Поиск истины» и другие. Долгое время преподавал кинорежиссуру в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения.

Бой идет святой и правый: режиссер Карен Геворкян рассказал о съемках фильма «Василий Теркин» Фото: Ксения Закружных/«Вечерняя Москва»

Александр Алексеев: Мы все из Смоленска: Твардовский, Теркин и я

Исполнитель роли Василия Теркина — Александр Алексеев, по первому образованию историк и юрист. Некоторое время преподавал в школе. Затем выучился на врача. Постоянный участник движения поисковиков. С 2015 по 2019 года возглавлял администрацию родного Соловьевского сельского поселения Кардымовского района Смоленской области, став самым молодым главой администрации муниципального образования в Центральном федеральном округе. Сейчас живет в Смоленске. В качестве общественной нагрузки – помощник сенатора Совета Федерации РФ, а по основной специальности – врач скорой помощи.

— Вы вот позвонили мне, а я как раз на дежурстве – между вызовами сижу, бумаги заполняю. Честно признаюсь, когда мне режиссер фильма предложил на роль Теркина попробоваться, я даже не воспринял это всерьез. А потом подумал, «А почему бы и не согласится?!». Я в постановках школьной театральной студии уже играл Василия Теркина. Он ведь по сюжету поэмы Твардовского наш, местный. Как, впрочем, и автор поэмы. У нас на Смоленщине им обоим Василию Теркину и Александру Твардовскому даже памятник есть, где они изображены вдвоем, мирно беседующими на привале.

На съемках интересно было. С одной стороны как-то вроде все буднично, а с другой – необычно. Но мне помогали профессиональные актеры, подсказывали, что делать на площадке, в кадре, как надо играть. С некоторыми из них, как и с режиссером, постоянно поддерживаю связь, созваниваемся. В общем, очень жду продолжения съемок. А пока просто тружусь. Да и общественной работы у меня немало.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.