Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Какие существуют профилактические меры наркопреступлений?

Какие существуют профилактические меры наркопреступлений?

Что делать с закладчиками, если их увидел?

Что делать с закладчиками, если их увидел?

Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Виктор Куллэ: Евгений Евтушенко — поэт настоящий

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Виктор Куллэ: Евгений Евтушенко — поэт настоящий
Фото: РИА Новости

18 июля исполнилось 90 лет со дня рождения Евгения Евтушенко — поэта-легенды, шестидесятника, самого артистичного среди коллег по цеху. При жизни его обожали и ненавидели, после смерти, которая, как по иронии судьбы, наступила 1 апреля, в день шуток, тоже... Но идут годы, туман рассеивается, и остаются стихи. Они, проступающие через все наносное, были вбиты в вечность еще при его жизни.

...Эффектный, эпатажно-пижонистый в молодости, способный к покаянию за грехи в старости. Такой разный. Для многих он, покрытый сеткой морщин, особенно заметных на фоне яркого пиджака, был так беззащитно искренен в фильмах «Диалоги с Соломоном Волковым», что щемило сердце. В память навсегда врезались порхающие руки Евтушенко и его глаза — подтаявшие и потеплевшие льдинки.

Он смотрел назад и проживал эпизоды жизни заново. Но кто из нас способен стать другим? Путь Жени Гангнуса, начавшись на станции Зима, окончился пять лет назад, на другом континенте, в Оклахоме, и продолжился после смерти — возвращением в Переделкино. Он заставил говорить о себе весь мир и вспоминать себя корешками оставленных томов. Экстремумы его судьбы — круче всех вершин мира: бурная молодость, бесчисленные романы, внедрение в политику, пусть и литературную, отъезд за рубеж, но не в ту блистающую небоскребами Америку, о которой мечтали многие, а в тихую провинцию сродни его родной Зиме, но «попричесаннее».

Для Евтушенко многое завершилось в 1990-е, когда ему не удалось захватить власть в Союзе писателей и стала прошлым та страна, которую он и ругал, и любил. Многие говорили, что его дар завершился раньше, еще чуть ли не в семидесятые, да и сам он поздние свои стихи оценивал критически. Но воздадим должное и этому: Евгений Александрович не растерял другого дара — быть объективным, в первую очередь к себе.

Именно поэтому, возможно, ощущая подступание вечности, он так просто говорил о своих ошибках и просчетах, сожалел о причиненной людям боли, карал себя за слабости. И под обложку собранной им антологии «Строфы века» он собрал и тех, с кем не был близок, и тех, кто сильно не любил его, а то и презирал — того же Иосифа Бродского или Станислава Куняева. Это не может не восхищать. Да и в целом: даже если бы эта антология стала единственным его «детищем», Евтушенко уже был бы достоин памяти и признания.

В его восприятии и людей, и мира было слишком много личностного. Даже достигнув невероятных вершин и мировой славы, оказавшись в самых высоких кругах бомонда, общаясь непринужденно с Кеннеди, Шагалом и Пикассо, любимый прекрасными женщинами, он тем не менее наркотически зависел от чужой любви и похвал. И слава крепко держала его за плечи, а он делал у стихотворений, что вышли в «Библиотеке всемирной литературы», пометки: «читал наизусть Микоян», «было отмечено Пастернаком», «это цитировал Маршак». «Он очень хотел, чтобы его любили!» — скажет бабушка обогретой, а затем покинутой им юной поэтессы Ники Турбиной. «Самоупоен», — отрежет Твардовский. «Женя ничего не стыдится», — рубанет в «Дневнике» Нагибин. Зная или догадываясь о подобных оценках, Евтушенко злился.

Но умел прощать. Отсюда — все: и порой нелепые попытки помогать людям, когда не просили, и жажда похвалы, и слезы. И стихи. В которых, кто бы что ни говорил, так много нового, новаторского, от неожиданных рифм до особых ритмов. И его лирика — откровенная, яркая, увлекающая в пучины страстей и безумств, поющая о теле, сердце и душе… Она навсегда вошла в контекст поэтики ХХ века и живет вне его — пока люди любят, они будут читать Евтушенко… Кстати, люди в его стихах нередко лучше, чем они бывают на самом деле. Может быть, это и есть ключ к секрету манкости его стихов? О Евгении Евтушенко мы попросили рассказать поэта и литератора Виктора Куллэ.

— Виктор Альфредович, вы из разных «лагерей» поэты, но...

— Отношения с Бродским детерминировали мои отношения с Евтушенко. Но однажды мы с Женей Рейном были в долгой поездке по Сибири и заехали на ту самую станцию Зима, где был Музей Евтушенко.

Я поначалу язвил, болтал что-то вроде: «Ха-ха-ха, ха-ха-ха, мы в гостях у Евтуха» — и как-то глумился над тем, что в музее этом, памятнике тщеславию, не было ничего, кроме фотографий, на которых Женя был то с Мэрилин Монро, то с Жаклин Кеннеди или с Гагариным или читал стихи пингвинам и что-то в этом роде. А потом вдруг осекся и сам у себя спросил: а ты кто такой, зачем ты пришел сюда, да есть ли у тебя повод для глумления? И в итоге я прочел наизусть одно из его стихотворений. Каким-то образом факт явления двух бродсковедов в святая святых Евтушенко быстро стал известен, и при встрече он вдруг сказал мне очень просто: «Спасибо, Вить, не ожидал…»

А потом случился еще один эпизод, который я забыть не могу. Евтушенко уже потерял ногу, а тут умер Эрнст Неизвестный, и было решено устроить вечер его памяти. Пришло человек пять, не более, и тут каким-то образом «пришкондыбал» Евтушенко. И он мигом, наверное, как-то через соцсети, не знаю, но собрал полный зал народу! Это было невероятно и незабываемо.

— Каким он был, Евгений Александрович?

— Все они, шестидесятники, были Богом в голову поцелованы, отчего и очень талантливы. Но любой поэт априори — фигура трагическая... Что бы ни говорили, он был человеком поступка и колоссальных противоречий. И, безусловно, настоящим поэтом. Он и Вознесенский, не лишенные в отличие от Ахмадулиной и Окуджавы права бывать за границей, ездили всюду как полпреды нашей культуры. Сказав что-то не то, Евтушенко защитился от опалы, написав «Казанский университет», как Вознесенский защитился «Лонжюмо». Но многих вещей он просто не понимал. Простой пример: пытаясь вызволить арестованную у него на таможне литературу, привезенную из Америки, Евтушенко прямо из аэропортовского автомата звонил первому заместителю председателя КГБ СССР генералу Бобкову. И что мог он после этого говорить о советской власти? Человек, способный на такое, сам и был — советская власть…

— Скажите, а где исток его конфликта с Бродским? Различные версии известны, но...

— Иосиф отбыл в эмиграцию, а родители его были тут, фактически в заложниках, хотя он каждый день к ним прозванивался. Женя приехал в Америку и предложил Бродскому помочь наладить отношения с отделом культуры советского посольства, что Бродским было воспринято как оскорбление, ведь по сути это походило на торговлю его родителями... Но я уверен, что Евтушенко хотел как лучше! В его жизни так бывало не раз.

— Он переживал эту «войну»?

— Я лично видел, как, узнав, что Бродский вышел из состава Американской академии поэзии после принятия туда Евтушенко, Евгений Александрович, сидящий в кафе в окружении каких-то людей, которых он вечно поил, плакал и спрашивал: «За что он со мной так?»

— А если сказать о Евтушенко и его значении коротко?

— Это был настоящий поэт. И вся история его жизни — практически идеальный образец того, как поэт может подвергаться всем искусам века.

…Когда-то Евгений Александрович, автор стихотворения «Стеклянный человек», благодаря музыке Андрея Петрова ставшего песней, попросил спеть ее на его панихиде известного исполнителя Сергея Никитина. И он волю Евтушенко исполнил. Перечитывая эти строки, ощущаешь бегущий по коже холодок:

Тот, кто с хрустальной душой,

Тот наказан расплатой большой.

Остаются лишь крошки стекла —

Жизнь прошла…

Стихотворение-боль, ответ на массу искренних слез и слов, не услышанных им на панихиде, но предчувствованных. В юбилейный день грех его не перечесть, как и другие стихи Евтушенко, понимая: время идет, а другого такого поэта нет. И нет, остались не крошки стекла, а Он и его стихи.

СПРАВКА

Творческое наследие Евгения Евтушенко велико. Он автор 20 поэм, 65 стихотворных сборников, трех романов и двух повестей. Его собрание сочинений в 8 томах было выпущено в России в 2002 году. Собрал антологию «Строфы века». Сам Евтушенко назвал любимой из написанных им поэм поэму «Голубь в Сантьяго», которая, по его утверждению, спасла от самоубийства более 300 человек в разных странах.

ДОСЬЕ

Евгений Евтушенко — русский советский и российский поэт, а также прозаик, режиссер, сценарист, публицист, чтец-оратор и актер. Был номинирован на Нобелевскую премию по литературе. С 1986 по 1991 год был секретарем правления Союза писателей СССР. С декабря 1991 года — секретарь правления Содружества писательских союзов. С 1989 года — сопредседатель ассоциации «Апрель».

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.