Главное
Истории
Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Легенды про Грибы

Легенды про Грибы

Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

Тайны Шаолиня: каким Богам поклоняются в знаменитом китайском монастыре

Спорт
 По вечерам неподалеку от монастыря в огромном театре под открытым небом дается ежедневное представление об истории Шаолиня.
По вечерам неподалеку от монастыря в огромном театре под открытым небом дается ежедневное представление об истории Шаолиня. / Фото: «Вечерняя Москва»

Вы прилетаете в Пекин, там пересаживаетесь на самолет, следующий рейсом до города Чженьчжоу, еще час с небольшим, и вот он — самый центр Китая, его «глубинка». Отсюда на машине надо проехать километров 100 на юг, причем уже эта поездка сулит первое приятное открытие, оно связано с великолепным качеством местных дорог и их малонаселенностью. Широченные автобаны с фантастическими развязками построены впрок: китайцы понимают, что именно они — лучший стимул для развития экономики.

Миновав уездный центр Дэнфэн (население 600 тысяч человек), машина легко берет невысокий перевал и поворачивает с трассы налево. Все, приехали. Здесь начинается заповедная территория знаменитого монастыря и других объектов, включенных в гигантский туристический комплекс.

Есть много причин, по которым непременно следует посетить Шаолинь. Во-первых, этот знаменитый монастырь — исторический памятник мирового значения, одна из главных достопримечательностей Китая. Недаром туристы валят сюда толпами. Во-вторых, Шаолинь откроет вам глаза на многие тайны восточного менталитета и культуры. И есть еще один важный повод для того, чтобы однажды оказаться в самом центре Поднебесной.

Честно говоря, лично для меня эта причина вначале и была главной. В Шаолине бережно хранятся секреты традиционной китайской медицины, а местные врачи покойника, конечно, не оживят, но взбодрят даже самого безнадежного пациента. Это я могу засвидетельствовать лично.

Когда приближаешься к Шаолиню, то первые звуки, которые доносятся до тебя, это не звон колоколов и не пение буддийских мантр.

Боевые кличи, издаваемые тысячами глоток, — вот что слышит изумленный путник и начинает озираться по сторонам. И видит: на всех пустырях, во всех ложбинах, в пространствах между домами тьма молодых людей отрабатывает навыки кунгфу и ушу. Спозаранку и до темноты они рубятся мечами и палками, совершают акробатические трюки, ходят строем, размахивают руками и ногами… Их так много, что невольно становится не по себе. Иностранца это даже пугает: уж не к войне ли готовится Китай? В окрестностях знаменитого монастыря несколько десятков школ боевых искусств, в которых одновременно обучаются более 50 тысяч учеников.

Самая большая школа находится непосредственно на территории комплекса, и в ней 25 тысяч мальчишек. Но и это не все. Рядом с монастырем есть академия боевых искусств, а на его территории, закрытой от посторонних взглядов, спортзал, где тренируются монахи и послушники.

У всех этих школ, которые так поражают воображение любого гостя, единый куратор — его зовут Ши Ян Лу, а его должность — главный тренер Шаолиня. Офис тренера находится в центре боевых искусств на окраине города Дэнфэн, километрах в пяти от монастыря.

Это целый квартал выкрашенных желтой краской семиэтажных домов с огромным плацем внутри. Там учатся 10 тысяч мальчишек и примерно 300 девчонок.

Ши Ян Лу сидит в кабинете на первом этаже, он облачен в традиционное одеяние и сосредоточенно пьет зеленый чай. Приглашает и меня присоединиться. Пьем чай из крохотных, чуть больше наперстка, чашек, беседуем.

Главный тренер — высокий, мощный, но при этом, как и все настоящие монахи, абсолютно расслабленный, от него так и веет спокойствием. Даже не верится, что он здесь самый большой специалист по боевым искусствам и при желании может так врезать, что мало не покажется. Я, кстати, спросил, бил он кого-нибудь по-настоящему, не на тренировке. Да, сказал он, но от подробностей уклонился: «Давно это было».

В эту школу может записаться любой желающий и учиться любой срок — от полугода до восьми лет. Самому маленькому ученику два года. По окончании выдают диплом мастера боевых искусств. Половина времени на занятиях посвящена общеобразовательным дисциплинам, половина — кунг-фу. И так каждый день.

Выходной — только воскресенье. По уверению Ши Ян Лу, любой человек может при такой системе добиться успеха в боевых искусствах.

Я спросил, сохранились ли древние книги, где излагаются все секреты ушу. Ведь монастырь много раз горел. Да, сохранились и используются. Одну из таких книг мастер преподнес президенту Владимиру Путину, когда тот был в Шаолине.

Кстати, фотография главы нашего государства висит в кабинете на самом видном месте.

Ученики тренируются с посохом, цепью, нунчаками, секирой, мечом, булавой, плеткой, другими предметами. Ушу предполагает, что любой предмет может стать оружием, даже веер. В чем я убедился несколькими минутами позже, когда мастер пригласил на демонстрационное выступление своих воспитанников. Оно состоялось в холле рядом с офисом. Мальчишки за несколько минут продемонстрировали мне такие трюки… Джеки Чан отдыхает.

Среди трех десятков иностранных учеников обнаружились двое украинцев — брат и сестра, Филипп (12 лет) и Мария (15 лет).

Они охотно показали мне школьное хозяйство. Все очень по-спартански. Мальчики живут по 12 человек в комнате, кровати в два этажа, и больше ничего. Личные чемоданы свалены на антресолях. У девочек чуть просторнее, однако на кроватях лежат боксерские перчатки.

В классах есть компьютеры, Интернет. Но пользоваться им после отбоя нельзя.

— А что будет, если застукают? — спросил я Филиппа.

— Накажут.

— А как здесь наказывают? — Могут и палками побить, от 5 до 50 ударов. Но иностранцев так не наказывают, — успокоил меня Филипп. — Недавно одному мальчику за драку 50 ударов прописали, весь в синяках был.

Кормят хорошо: мясо, овощи, омлет, салат, арбуз.

Два раза в год для учеников устраивают экзамены — и по ушу, и по обычным предметам.

— Но, конечно, ушу главное, — уточнил Филипп.

Иностранцы платят в год за обучение четыре тысячи долларов, китайцы гораздо меньше.

Так, теперь пройдем в сам монастырь. Он, кстати, бывает открыт для посещения каждый день. А поскольку я жил в окрестной деревушке довольно долго, то вскоре стал своим для монахов и мог беспрепятственно гулять по его территории даже ночью.

Распорядок дня здесь тоже довольно жесткий. Встают монахи в четыре утра, час молятся, читают мантры, медитируют. Потом кто чем занимается согласно послушанию. Днем снова наступает час молитв.

Но при этом, в отличие от других буддийских монастырей, Шаолинь — это прежде всего школа боевых искусств. Так повелось с самого начала, с древних времен, это традиция. В других монастырях основное время уделяют мантрам, изучению буддизма, духу, там нет никакого ушу, а здесь — тренировки, тренировки… В других местах вам покажут монахов, которые медитируют по 24 часа в сутки. Есть такие, которые медитируют даже месяцами. Но здесь таких нет. Другой культ.

Согласно преданиям именно здесь зародились основы ушу, кунг-фу, гимнастики цигун и их производных — карате, дзюдо и всего остального, что ныне зовется рукопашным боем.

Отчего здесь? Якобы один из первых пастырей Шаолиня, индийский монах Дамо, потрясенный изнуренным видом местных обитателей, проводивших все время в неустанных молениях, придумал комплекс специальных упражнений, призванных взбодрить братию.

Правда, существует и другая версия, по которой сам Дамо после девяти лет беспрерывных медитаций в тесной пещере был настолько слаб, что ему потребовалось спасать самого себя занятиями им же изобретенной гимнастикой.

Как бы там ни было, но с древности за монастырем закрепилась репутация школы боевых искусств.

А со временем, как это часто бывает, она обрастала разного рода мифами и легендами. Например, о том, что здешние монахи способны перемещаться во времени и пространстве. О том, что для них никакого труда не составляет ходить по вертикальным стенам и даже по потолку. Что один шаолинец запросто уложит сотню воинов, а в качестве оружия может использовать любой предмет, даже веник.

Кстати, многие иностранцы (большинство) едут в Шаолинь исключительно за чудесами. Увидеть летающих по небу монахов. И испытывают жуткое разочарование, когда ничего подобного не находят. В Шаолинь надо, конечно, ехать, но не за волшебством, а за тем, чтобы прикоснуться к новому знанию, подышать другим воздухом, постараться понять чужую культуру. Ну и чему-то научиться (если не потерял к этому способности).

Вообще-то здесь все непросто. Лет 15 назад произошел раскол между монахами, которые по-разному видели будущее Шаолиня. Одни считали, что надо идти традиционным путем: дух, мантра, медитация, верность старым традициям, а уже потом — тело, боевые искусства. А другие полагали, что нет, сначала ушу, а потом все остальное. Эти вторые уловили коммерческий интерес к Шаолиню и поняли, что на этом можно заработать.

В итоге они и взяли верх.

И сегодня монастырь — это прежде всего большое коммерческое предприятие. Все для туристов. Любой может потренироваться в монастыре. Плати 40 долларов, и целый час с тобой будет заниматься монах-воин.

В год Шаолинь посещают два миллиона туристов.

В день это более пяти тысяч. Если каждый в среднем оставляет здесь 600 юаней (около 100 долларов), то можно себе представить, какой выгодный получается бизнес. Недаром настоятель монастыря Ши Юн Син по версии местной деловой газеты вошел в рейтинг самых успешных коммерсантов Китая.

В пользу коммерческого подхода выступили и коммунистические власти страны, которые все еще считают, что с религией надо быть поосторожнее, а вот ушу, цигун, спорт — это пожалуйста.

То есть существуют киношный Шаолинь, туристический Шаолинь, реальный Шаолинь. И каждый посвоему интересен.

Пару лет назад монастырь навестил знаменитый актер и продюсер Джеки Чан, он приехал сюда специально, чтобы присмотреть натуру для предстоящих съемок блокбастера «Новый Шаолинь». Другая сенсационная новость прошла по лентам мировых информагентств: якобы монастырь объявил о публичном размещении своих акций (IPO), тем самым позиционировав себя как один из самых благополучных бизнесов в период мирового кризиса. Ясно, что я не мог не спросить об этом настоятеля монастыря Ши Юн Синя.

— Есть туристические компании, которые владеют некоторыми объектами, предназначенными для гостей Шаолиня, и есть сам монастырь, — дипломатично ушел от ответа настоятель. — Не следует путать одно с другим.

— Но ведь вы, наверное, знаете о том, что существует такое мнение, будто монахи Шаолиня больше внимания обращают на спортивную часть, что они целыми днями занимаются боевыми искусствами и значительно меньше времени уделяют медитациям, душе… — Это обывательская точка зрения, и она не отражает истинного состояния того феномена, который зовется Шаолинем. Жизнь здесь всегда состояла из трех важных разделов: это медицина, тренировка тела и медитации. Три столпа шаолиньского образования, буддийской культуры.

— Как вы относитесь к тому, что Шаолинь благодаря кинематографу, средствам массовой информации, книгам стал мировым брендом? Это не мешает ему как духовному учреждению? — Этот процесс не зависит от нас. Монахи живут своей жизнью, занимаются медитациями, тренировками.

По-китайски это называется «исправление сердца».

А то, что происходит за стенами монастыря, это другая жизнь. Если она на пользу монастырю, то мы ее приветствуем. Но вообще-то буддизм считает: хорошо все, что происходит. Рост потока гостей никак не влияет на нашу духовную внутреннюю жизнь.

Почему же так популярен Шаолинь? Потому что люди верят в мифы и сказки.

ЦИГУН

Лечение в Шаолине

Лечение в Шаолине основано на использовании местных целебных трав, китайском массаже, иглоукалывании, а также комплексе гимнастики цигун под названием «Восемь кусков парчи». Как утверждают местные доктора, «это комплекс минимальных движений с максимальными последствиями для внутренних органов». Кроме того, в систему лечения входят обязательные многочасовые прогулки по горным тропам. Считается, что горы Суншань прямо-таки заряжены положительной энергией.

ШОУ

Увидеть летающих монахов

По вечерам неподалеку от монастыря в огромном театре под открытым небом дается ежедневное представление об истории Шаолиня. Сценическое пространство вписано в ущелье на фоне трех ослепительно красивых горных вершин. Декорации — склоны гор, скалы, водопады. В спектакле задействованы больше тысячи человек — мастера боевых искусств, певцы, танцоры, кроме того, стада коз, лошади и другие живности.

И только здесь можно увидеть летающих монахов, увы, ненастоящих.

КСТАТИ

Лучшие мастера кунг-фу Шаолиньского монастыря три года назад принимали участие в международном военно-музыкальном фестивале «Спасская башня» на Красной площади. Возможно, они снова приедут в Москву на фестиваль-2013.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.