Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Какие существуют профилактические меры наркопреступлений?

Какие существуют профилактические меры наркопреступлений?

Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

Что делать с закладчиками, если их увидел?

Что делать с закладчиками, если их увидел?

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Хрусталь

Хрусталь

Гагарин

Гагарин

Библиотеки

Библиотеки

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Дважды рожденный

Спорт
Шестьдесят лет назад, в 1954 году, советские хоккеисты впервые отправились на мировой чемпионат. И там, в Стокгольме, дебютанты сразу стали чемпионами!

Из чудо-богатырей, сотворивших этот спортивный подвиг, поныне здравствует только Виктор Григорьевич Шувалов. 15 декабря он отмечает свой 91-й день рождения…

ВОЗВРАЩЕНИЕ НАГРАДЫ

Лучший подарок к этой дате он получил еще весной:

— Сначала позвонил Слава Фетисов: «Виктор Григорьевич! Мы твою олимпийскую медаль нашли!» Я поначалу не поверил. (В начале 1990-х, когда жить стало совсем не на что, я ее — со слезами на глазах — продал. Долларов за пятьсот или шестьсот, по-моему.) А через некоторое время позвонили из Кремля: «Вас Путин Владимир Владимирович приглашает!» Прислали за мной черный лимузин — я сроду на таких не ездил — и доставили на прием. Вот так я снова получил свою самую драгоценную награду.

Оказывается, ее выкупили за большие деньги у какого-то американского коллекционера. А я-то горевал, что никогда ее больше не увижу.

Виктор Шувалов родился в селе Наборные Сыреси в Мордовии в многодетной крестьянской семье. А какие тогда у пацанов в деревне были развлечения? Футбол на луговине, где скотину пасли, да заплывы вперегонки на речке. Поэтому Виктор рос крепким, шустрым и выносливым.

Потом Шуваловы перебрались в Челябинск. Сейчас он вспоминает: — Я мечтал в институт пойти учиться. Но тут как раз началась война. В семнадцать лет уже слесарил на танковом заводе. Потом стал токарем-карусельщиком пятого разряда! Мы собирали тяжелые танки — ИС, то есть «Иосиф Сталин», и КВ, «Климент Ворошилов», значит. А также знаменитые Т-34. Работали, бывало, сутки напролет. Но все равно в футбол играли! А зимой — в хоккей с мячом. После войны команды танкового завода стали одними из сильнейших на Урале. А Виктор Шувалов — одним из самых заметных игроков. В 1947-м из Москвы пришел приказ: переучиться с русского хоккея на канадский — с шайбой.

Он входил в олимпийскую программу. Страна Советов готовилась к дебюту на всех крупнейших мировых соревнованиях.

В 1949-м Героя Социалистического Труда Исаака Зальцмана, которого в войну величали «Танковым королем», внезапно сняли с работы.

Новое начальство к спорту было равнодушно. И когда Шувалова позвали в ВВС — любимую команду молодого генерала Василия Сталина, — он, не раздумывая, согласился. Тем более что в этой команде собралась едва ли не половина лучших игроков Советского Союза.

— Василий Иосифович к спортсменам очень хорошо относился. Квартиры получать помогал, зарплату нам хорошую положил.

Тогда весь спорт у нас любительским считался. Это чтобы лучшие спортсмены могли участвовать в Олимпийских играх, профессионалов туда еще не допускали. Так вот, мы числились «инструкторами высшей квалификации хоккейной команды» и вдобавок имели офицерские звания. Я в месяц получал почти как командир дивизии.

ПОДАРОК ДЛЯ РОДНЫХ

Вообще-то Шувалов мог бы праздновать день рождения дважды в год — помимо 15 декабря еще и 5 января. В этот январский день 1950 года команда ВВС заранее вылетела из Москвы в Челябинск, чтобы перед игрой приноровиться к тамошним морозам. Над Уралом бушевала непогода. Челябинск отказался принимать сталинский спецборт и перенаправил его в Свердловск.

Там ночью, да еще в лютую метель, при практически нулевой видимости, самолет с хоккеистами ВВС не сел, а врезался в посадочную полосу. В живых не осталось никого…

— Мне очень хотелось слетать в Челябинск, родных проведать — я уже подарки им купил . Но Василий Иосифович Сталин приказал в Москве остаться: дескать, болельщики там будут тебя освистывать, ледышками закидывать — ведь ты для них вроде перебежчика.

Словом, как надо не сыграешь. А Всеволода Боброва спасла от смерти бюрократия: он не поспевал оформить документы о переходе из ЦДКА в ВВС, и Сталин разрешил ему поехать в Челябинск вечером, на поезде.

Вот так мы с Севой, можно сказать, родились по второму разу… Упоминать о катастрофе в Свердловске в газетах или по радио было строжайше запрещено. Матч в Челябинске должен был состояться точно в срок. Помощники Сталина набрали, кого смогли — из футболистов, мастеров русского хоккея, — и команда ВВС провела эту встречу в составе из восьми игроков. Ярче всех в той игре блистали «заново рожденные» — Виктор Шувалов и Всеволод Бобров.

— Бобров был великим мастером атаки. Сейчас равных ему в нашем хоккее нет — к большому сожалению. Он перепрыгивал через клюшки, его сбивали с ног, но он, бывало, уже в падении все же наносил меткий завершающий бросок. Чтобы вот так идти в обводку одного, а то и двух соперников, нужно владеть множеством финтов. Но ведь у нас даже такая присказка была, ее, по-моему, придумал Женя Бабич: «Одним финтом в хоккее не прокормишься!» Поэтому мы постоянно отрабатывали новые обманные движения, готовили сюрпризы для соперников. А сегодня наши нападающие побаиваются играть в обводку. Потому что техники не хватает!

В ШАЙБЕ ОТ БОБРОВА

В составе «Ватаги Василия Сталина» — так расшифровывали аббревиатуру ВВС болельщики — Шувалов и Бобров трижды выигрывали чемпионаты страны. И вдруг… Незадолго до смерти своего отца Сталин младший попал в опалу, лишился всех постов и заодно любимой команды. Ее объединили с ЦДКА — клубом Анатолия Тарасова. И только Всеволод Бобров перешел в «Спартак». Тарасов не сомневался, что именно он и повезет сборную СССР на первый для нее мировой чемпионат. Но… «Патриарх нашего хоккея» требовал от игроков беспрекословного повиновения себе и беспощадно наказывал ослушников. Тогда как Всеволод Бобров был по натуре крайне независимым. Он выдвинул ультиматум: «Если на чемпионат поедет Тарасов — значит, туда не поеду я».

Оспаривать решения, принятые «на самом верху», в те времена не дозволялось никому. Однако на игры в Швецию команда отправилась под руководством динамовского тренера Аркадия Чернышева. И — с Бобровым в роли капитана. Пока Бобров играл за сборную команду, Тарасова к ней не подпускали.

— В Стокгольме всех хоккеистов поселили в одном отеле. Канадцы ходили вразвалочку, пожевывая свою резинку. А мы ни одной их тренировки не пропускали. Изучали манеру действий каждого игрока, прикидывали, на чем их подловить. И поняли: надо играть на контратаках. Отнял шайбу — мигом отдай ее партнеру, чтобы тот устремился на ворота… Вот тут-то и сработала присказка Евгения Бабича: «Одним финтом в хоккее не прокормишься!» Канадцы, привыкшие играть прямолинейно и всей командой прижимать соперников к воротам, попадались на «обманки» советских хоккеистов...

Разгромив родоначальников хоккея со счетом 7:2, сборная СССР поднялась на высшую ступеньку пьедестала. Боброва признали лучшим нападающим турнира. В семи матчах он забросил восемь шайб. Шувалов отличился семью точными бросками.

— После игры канадцы заявились в нашу раздевалку — наверное, чтобы получше разглядеть, кто же их так опозорил. А мы как раз переодевались. И тут они увидели наши защитные трусы, как сказали бы сейчас — наше ноу-хау. Мы что придумали: нашивали на трусы из толстой байки множество небольших карманов, куда вставлялись кусочки фанеры или фибры. Какая-никакая, а защита! От этих вот трусов канадцы просто обалдели.

Сказали: «Мы еще не видели таких отчаянных — чтобы в хоккей голышом играли!» В Москве триумфаторов мирового первенства встретили, как генералов — каждого отвезли домой на персональной «легковушке». И наградили ценными подарками.

— Нам вручили ружья «Два кольца» знаменитой немецкой фирмы «Зауэр». И деньжат подкинули немножко — я даже не запомнил, сколько именно.

УБРАТЬ ЛЮБЫМ СПОСОБОМ

Ударная атакующая тройка Бабич — Шувалов — Бобров блистательно провела и следующий мировой чемпионат в ФРГ. Она забросила соперникам двенадцать шайб! Всем, кроме канадцев. На этот раз родоначальники хоккея решили «убрать русских» любыми способами. Они усилили свою команду десятью игроками из профессиональных клубов, выдав их за хоккеистов-любителей.

А перед началом решающего матча заставили арбитров устроить долгую и нудную проверку клюшек сборной СССР на соответствие международному стандарту. Испытанный прием, который часто применяется, чтобы соперник истомился в ожидании игры, утратил боевой запал. Увы, так и получилось… Однако через год, на Олимпиаде-56, в итальянском городке Кортина Д’Ампеццо, сборная СССР совершила новый спортивный подвиг, шагнув из олимпийских дебютантов сразу в чемпионы.

Но на следующий чемпионат мира Шувалова не взяли. Он понял: значит, надо завершать карьеру игрока. А через год ушел из сборной и Бобров. Им повезло — они сумели сразу «зацепиться» за тренерскую работу.

— Ведь мы же — напомню — числились любителями. Пока ты играл — у тебя всего было много. И денег, и подружек, и друзей. А как только ты заканчивал играть — тебе не полагалось ничего. Ни пенсий никаких — ну абсолютно ничего. Устраивайся в жизни сам — как сможешь.

И друзья разом куда-то пропадали. От некоторых жены уходили. Они привыкли жить в почете и богатстве, а тут вдруг на тебе — куда все подевалось?! Ребят это травмировало очень. Они работали кем ни попадя — от грузчиков до могильщиков — и глушили обиду водкой. Сколько она, проклятая, бывших великих чемпионов погубила! Последним местом работы для олимпийского чемпиона мира и трехкратного мирового чемпиона Виктора Шувалова стала детская футбольная секция во Дворце пионеров на Октябрьском поле. Когда рухнул Советский Союз — его разбил инсульт. Но, слава Богу, он сумел опять подняться на ноги. На жизнь не жалуется — друзья выхлопотали ему приличную военную пенсию, да еще президент назначил олимпийским чемпионам — ветеранам вполне достойные специальные стипендии.

Вот только жалко, что теперь Виктору Григорьевичу Шувалову приходится смотреть хоккей исключительно по телевизору — до стадионов ему добираться стало трудновато…

 — Не смотреть хоккей я просто не могу. А как посмотришь — так одно расстройство… Тренеры в наших командах — иностранные. И половина игроков — тоже иностранные. Конечно, купить готового легионера куда проще, чем кропотливо, год за годом, возиться с нашими российскими мальчишками, растить из обычных пацанов мастеров экстра-класса. Поэтому своих хороших хоккеистов у нас можно пересчитать по пальцам. Вдобавок они «переоплаченные». Зачем ему стремиться в сборную России, когда он в клубе шальные миллионы получает?! Скорее наоборот: он лучше в сборной себя побережет, чтобы — не приведи господь! — не сломаться и клубный контракт не потерять. А мы… Мы в байковых трусах с фанерками играли. За честь страны, а не за миллионы.

Конечно, старики всегда любили поворчать: мол, нынче молодежь не та, что в наше время. Но в данном случае мне было трудно в чем-то возразить прославленному ветерану. Тем более что аккурат накануне нашей встречи сборная России проиграла очередной этап Евротура.

ЗА ПОБЕДУ – ТАЛОН НА «ПОБЕДУ»

За Олимпиаду игроков вознаградили, по словам Шувалова, прямо-таки по-царски: «Дали двадцать пять тысяч рублей премиальных каждому! Ну, после вычета налогов получилось где-то восемнадцать. И еще выдали талоны на внеочередное приобретение легкового автомобиля. А «Победа» за двадцатку стоила...» Недостающее счастливым обладателям такого чуда, как автомобиль, пришлось доплачивать из заначек.

НА ПЛОЩАДКУ – В ТАНКОВОМ ШЛЕМЕ

По воспоминаниям Виктора Шувалова, первые клюшки «канадские» им с ребятами сделали на заводе, в деревообрабатывающем цехе. И они их сразу переломали: «Потому что в русском хоккее по мячу надо бить, а вот шайбу — ее бросать нужно. Мы сначала этого не поняли. Новую партию клюшек мы для прочности алюминием окантовали по крюкам. Однако хуже всего было с защитным снаряжением, — вспоминает он. — Играли в танковых или в велосипедных шлемах. Щитки сами мастерили. А шайба не мячик, если в кость угодит — мало не покажется. Ребята начали ворчать — тут запросто покалечиться можно!» Но ворчи не ворчи, а приказы полагалось выполнять.

ОБЛАДАТЕЛЬ ИМЕННОГО СТЯГА № 8

Виктор Григорьевич Шувалов — советский хоккеист (хоккей с мячом, хоккей с шайбой) и футболист, тренер. Заслуженный мастер спорта СССР по хоккею с шайбой (1953), мастер спорта СССР по футболу (1951). Обладатель Кубка СССР (1952, 1954–1956). Кавалер ордена «Знак Почета» (1957) и ордена Дружбы (1996).

Избран в Зал Славы отечественного хоккея (2004). Именной стяг его имени под № 8 поднят под своды ЛДС ЦСКА им. В. М. Боброва в декабре 2008 года.

ЦИФРА

8 шайб забросил Бобров в 7 матчах чемпионата мира 1954 года, Шувалов отличился 7 точными бросками.

ОБ АВТОРЕ

Сергей Шачин — журналист, работал в ряде столичных СМИ и на телевидении, автор ряда очерков.

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.