Фото: Официальный Telergam-канал объединенной пресс-службы судов Новгородской области

Как будут судить Мартынову, которая пыталась убить дочь и скрывалась 16 лет

Происшествия

Новгородский областной суд спустя почти 16 лет возобновил слушание по делу Антонины Мартыновой, супруги главреда «Новой газеты. Европа»* Кирилла Мартынова**. В 2007 году ее обвинили в покушении на убийство собственной дочери Алисы. Женщина смогла сбежать от правосудия и скрываться 16 лет. Задержать ее удалось в середине апреля, однако с момента первого слушания многое изменилось: единственный свидетель по делу умер несколько лет назад, состав суда сменился, а малолетняя потерпевшая давно выросла. Что известно об этой истории и что грозит Антонине Мартыновой — в материале «Вечерней Москвы».

Падение с лестницы и побег

Уголовное дело против Антонины Мартыновой возбудили в 2007 году после того, как ее двухлетняя дочь упала в лестничный проем с третьего этажа. Несмотря на полученные травмы (сотрясение мозга, перелом челюсти и выбитые молочные зубы), малышка выжила.

Вскоре после этого было возбуждено уголовное дело. Нашелся и свидетель преступления — 11-летний Егор Кудров, который в этот момент прогуливался по лестничной площадке. Он заявил, что видел, как Мартынова взяла малышку в руки, протолкнула ее между прутьями и разжала пальцы. По его словам, когда девочка полетела вниз, женщина бросилась на улицу с криками о помощи.

Видео: Официальный Telergam-канал объединенной пресс-службы судов Новгородской области https://t.me/sudpress53

На первом суде Мартынова отрицала свою вину, заявив, что не уследила за дочерью. По ее словам, малышка сама вышла из квартиры, залезла между прутьями перил и упала. Несмотря на слезные оправдания Мартыновой, в 2008 году присяжные вынесли обвинительный приговор. Однако продолжить заседание тогда не удалось: подсудимая сбежала вместе со своей малолетней дочерью.

Ребенок мешал отношениям

До побега фигурантки правоохранительные органы привлекали к расследованию множество экспертов. Среди них был и педагог-психолог, который сообщил, что теоретически двухлетняя девочка могла самостоятельно подойти к лестнице и оступиться. Однако ей было бы непросто протиснуться между прутьями и не упасть сразу — это противоречило бы показаниям свидетеля, по словам которого девочка некоторое время находилась возле лестничного пролета.

По словам бывшего следователя по особо важным делам прокуратуры Великого Новгорода Владимира Колодкина, который возбуждал уголовное дело против Мартыновой, обвиняемая неоднократно меняла показания. Окончательную версию произошедшего она выдвинула спустя 1,5 месяца после падения ребенка с лестницы. Мартынова также отказывалась участвовать в следственных экспериментах, ссылаясь на насморк и аллергическую сыпь — официального медицинского подтверждения этому не было.

На защиту супруги встал Кирилл Мартынов**. Мужчина организовал целую кампанию в поддержку Антонины: в социальных сетях он писал о невиновности жены, организовывал петиции, привлекал журналистов и депутатов. Однако это делу не помогло.

Позже на суде выдвинули версию, что обвиняемая намеренно пыталась избавиться от дочери под предлогом несчастного случая. Ребенок от первого брака якобы мешал ее отношениям с Мартыновым**.

Выступление прокурора / Видео: Официальный Telergam-канал объединенной пресс-службы судов Новгородской области https://t.me/sudpress53

— Мать, сознавая, что дочь в силу ее малолетнего возраста, физического и психического развития не способна в полной мере осознать преступный характер ее действия и оказать какое-либо сопротивление, умышленно, с целью лишения жизни протащила дочь через металлические прутья ограждения межлестничного проема, — говорится в обвинительном заключении.

Также известно, что Мартыновы отказались от первого адвоката Владимира Байдюка, который назвал показания 11-летнего свидетеля практически неоспоримыми. По словам правозащитника, семье не понравилось такое видение дела.

В то же время Антонина Мартынова добровольно прошла тест на полиграфе, который подтвердил ее слова о невиновности.

Помимо этого, в ходе расследования Мартынова прошла несколько судебно-психиатрических экспертиз, которые не выявили у нее отклонений. В заключении говорилось, что подсудимая «обнаруживала хорошо упроченные представления о морально-этических нормах и социально одобряемых способах поведения… асоциальным считала любой поступок, который не принимается обществом». Однако следователи пришли к выводу, что женщина была способна пойти на преступление ради собственной выгоды.

Свидетели на допросах заявляли, что в квартире Мартыновых не было игрушек, а ребенком в основном занималась бабушка. В уголовном деле следователи заключили, что подсудимая подходила к материнству формально, не выполняя своих обязанностей должным образом.

«Не считаю себя жертвой»

После побега Антонина Мартынова покинула родной город, оборвала все связи и сменила имя. В социальных сетях она называла себя то Анной, то Татьяной. От правосудия она скрывалась сначала в Москве, затем в Ставропольском крае. Мартынова постоянно переезжала вместе с дочерью, которую, предположительно, пыталась убить, однако подрастающая Алиса не задавала лишних вопросов.

Так, только на суде девочка узнала, когда она действительно родилась. По ее словам, они отмечали день рождения в другой день. Также она не знала свои фамилию и отчество и не имела документов.

— Из документов у меня есть только свидетельство о рождении. Паспорта, полиса и СНИЛС нет. Документов об образовании нет, я училась дома, — сообщила на суде Алиса.

Показания Алисы / Видео: Официальный Telergam-канал объединенной пресс-службы судов Новгородской области https://t.me/sudpress53

При этом Алиса заявила, что не готова расстаться с мамой, так как она ей очень дорога.

— Не считаю себя жертвой — это был несчастный случай! — сказала девушка.

Сама мать, по данным СМИ, жила подработками в интернете без официального оформления.

При этом с Кириллом Мартыновым** Антонина давно не вместе, хотя все еще состоит с ним в браке. Несколько лет назад женщина нашла нового возлюбленного, руководителя ИТ-проектов одной из партий Госдумы. Вскоре они съехались. Соседи считали пару скрытной и необщительной. Периодически семья куда-то надолго уезжала, а спустя некоторое время снова возвращалась. После задержания Мартыновой в 2024 году мужчина заявил, что ничего не знал о прошлом своей возлюбленной.

Мать Антонины Мартыновой по-прежнему уверена в невиновности своей дочери.

— Я 15 с половиной лет живу с этой болью. Мне всю душу выели, — рассказала она в беседе с RT.

Сроки давности и допстатьи

16 апреля 2024 года Новгородский областной суд возобновил слушание по делу Мартыновой, перерыв в котором оказался одним из самых долгих в истории российского правосудия. До заседания обвиняемая прошла дактилоскопическую экспертизу, чтобы после полутора десятков лет подтвердить свою личность.

Осложняет ситуацию не только давность дела, но и смерть ключевого свидетеля — на момент открытия дела 11-летнего мальчика Егора Кудрова. Он скончался в 2023 году в 27 лет. По словам его матери, молодой человек «уснул и не проснулся».

В школьные годы его характеризовали как умного и честного мальчика, «не склонного к фантазиям». Однако в 2018 году его судили за ограбление магазина, а в 2022 году поймали за хулиганство и доставили в отделение полиции, где он напал на одного из правоохранителей.

Сейчас расследование перешло в руки нового прокурора Николая Жукова. По его словам, сторона защиты требует возбудить новое уголовное дело, а не возобновлять старое из-за иного состава суда.

Фото: Официальный Telergam-канал объединенной пресс-службы судов Новгородской области

— По нашему мнению, оснований на то нет. Мать находилась в розыске 16 лет. Значит, сроки давности на это дело не распространяются, — рассказал он в беседе с «Комсомольской правдой».

Его слова подтвердил адвокат Максим Калинов. Правозащитник сообщил, что срок давности дел об убийстве составляет 15 лет, однако решение о его действии остается за судом. За покушение на убийство Мартыновой может грозить до четырех лет лишения свободы. В то же время нельзя с уверенностью сказать, что побег подсудимой станет отягчающим обстоятельством.

— Если человек просто убежал из дома, а не находился в местах лишения свободы, то данные действия лица не являются преступлением (на момент побега Мартынова находилась дома под подпиской о невыезде — прим. «ВМ»)... Дополнительной ответственности за данные действия Уголовным кодексом не предусмотрено, — подчеркнул Калинов.

В четверг, 2 мая, окончены прения стороны обвинения по уголовному делу в отношении 39-летней Мартыновой. На заседании представитель прокуратуры Новгородской области предложил суду признать Мартынову виновной в совершении инкриминируемого преступления и назначить ей наказание в виде 10 лет лишения свободы в колонии общего режима. В ближайшее время суд огласит приговор.

* СМИ, выполняющее функции иностранного агента.

**Выполняет функции иностранного агента.

amp-next-page separator