Участникам многомиллиардных хищений у «Агросоюза» и Инкаробанка запросили 18 лет тюрьмы: что известно
В среду, 23 октября, прокурор запросил до 18 лет лишения свободы троим фигурантам дела о многомиллиардных хищениях у банков «Агросоюз» и Инкаробанк. Расследование этих махинаций началось еще в 2019 году. За это время одни фигуранты успели попасть в колонию, другие — сбежать за границу, третьи по-прежнему находятся в СИЗО. «Вечерняя Москва» собрала подробности скандального дела и узнала, действительно ли фигуранты могут получить такие суровые сроки.
Гособвинитель запросил для подсудимых до 18 лет лишения свободы
В среду, 23 октября, на скамье подсудимых в Басманном суде оказались трое фигурантов дела о хищениях более 10 миллиардов рублей из банков «Агросоюз» и Инкаробанк. Их обвиняют по статьям «Мошенничество в особо крупном размере» и «Участие в организованном преступном сообществе (ОПС) с использованием служебного положения».
— В ходе состоявшихся прений прокурор запросил для подсудимых весьма внушительные сроки, — пишет «Коммерсант».
В частности, президенту банка «Агросоюз» Станиславу Шеловских гособвинитель запросил 18 лет лишения свободы. Бухгалтеру Наталье Петренко, которая ранее была судима за финансовые махинации, прокурор попросил назначить 16 лет колонии, а экс-сотруднику столичной полиции Денису Макарцеву — 15 лет лишения свободы. Суд приговор пока не вынес.
По версии следствия, бухгалтер Петренко помогала в разработке криминальной схемы, вице-президент банка «Агросоюз» Шеловских был исполнителем хищений, а экс-полицейский Макарцев контролировал инкассацию и обеспечивал безопасность сообщников.
Как фигуранты разорили два банка
Уголовные дела о масштабных банковских махинациях были возбуждены еще в 2019 году после того, как «Агросоюз» и Инкаробанк лишились лицензий, задолжав Центральному банку более 10 миллиардов рублей суммарно. Следователи установили, что эти деньги присвоили двое банкиров Илья Клигман и Евгений Урин, которые были партнерами. На этом основании два уголовных дела объединили в одно производство.
По версии следствия, Клигман и Урин организовали масштабное преступное сообщество, в которое входили несколько десятков человек, в том числе Петренко, Макарцев и Шеловских. Соучастники разоряли банки, покупая от их имени неликвидные ценные бумаги и выдавая кредиты сомнительным заемщикам, а после — передавали право требования долгов фиктивным фирмам.
Так, «Агросоюз» выдал одному из фигурантов кредит на более чем семь миллиардов рублей. Затем банк передал право требования долга по этому кредиту на фирму «Восход». Позднее это право переходило от одной фиктивной компании к другой.
В свою очередь руководство Инкаробанка, как считает следствие, несколько раз приобретало неликвидные облигации компаний «Спектр» и «УАХМ-Финанс». Вскоре после продажи ценных бумаг обе эти фирмы были признаны банкротами. В результате ущерб от бесполезных облигаций составил около миллиарда рублей.
«Коммерсант» пишет, что на самом деле от действий тех же преступников могли пострадать не только «Агросоюз» и Инкаробанк, но и десятки других банков. Так, «Интеркоммерц» из-за махинаций потерял 65,1 миллиарда рублей, Анталбанк — 14,7 миллиарда рублей, Арксбанк — свыше 35 миллиардов рублей. Всего ущерб может превышать 150 миллиардов рублей — именно такую сумму возместило агентство по страхованию вкладов.
Могут ли обвиняемым дать настолько серьезные сроки
Бывший следователь по особо важным делам, адвокат Николай Семенов рассказал «Вечерней Москве», что подобные сроки действительно предусмотрены статьями, которые вменяют Шеловских, Петренко и Макарцеву. Но, по словам эксперта, окончательное наказание зачастую оказывается не настолько серьезным.
— Если такие сроки запросили, значит, действительно много украли. Но обычно судьи, конечно, меньше дают. Ну и условный срок здесь крайне маловероятен, особенно в случае со статьей 210 («Участие в ОПС»), — пояснил правозащитник.
Семенов добавил, что если самих организаторов ОПС Клигмана и Урина удастся задержать и их вина будет доказана, то им назначат еще более серьезные сроки.
— Организатор получает, как правило, больше при доказанности вины. Но об окончательном наказании говорить пока очень сложно, — заключил адвокат.
Что известно о других фигурантах
В августе 2023 года Басманный суд вынес приговор одному из исполнителей банковских хищений, заместителю председателя правления «Агросоюза» Андрею Сомову. Мужчина получил три года лишения свободы.
Целому ряду фигурантов обвинения были предъявлены заочно, так как они находятся за пределами России. В частности, основные организаторы преступной схемы Илья Клигман и Евгений Урин находятся в международном розыске.
Еще в 2022 году агентство по страхованию вкладов требовало арестовать имущество Клигмана и Урина, но суд отказался это делать. Затем, в июле 2023 года суд взыскал с Клигмана 40,5 миллиарда рублей убытков. Всего ему было предъявлено претензий на 55 миллиардов рублей. Расследование до сих пор продолжается.