Сотни россиян застряли на круизном лайнере в Японии: главное об инциденте
В четверг, 7 ноября, более 500 российских туристов застряли на круизном лайнере в японском порту. Судно не может отправиться в Шанхай из-за технической поломки. Тем временем у путешественников сгорают обратные авиабилеты, а местные власти могут обвинить их в нарушении условий транзитных виз. «Вечерняя Москва» рассказала подробности этого инцидента и узнала, смогут ли туристы вернуть деньги за билеты и не получить штраф от японского правительства.
Застрявших на лайнере россиян могут оштрафовать за нарушение транзитных виз
Инцидент произошел на лайнере Spectrum of the Seas, который несколько дней назад отправился из китайского Шанхая в Японию в семидневный круиз. На борту находились около 4,9 тысячи пассажиров, в том числе 538 россиян. Судно должно было сделать круг и вернуться в Китай к субботе, 9 ноября. Однако 7 ноября лайнер застрял в японском порту Йокогама из-за поломки.
Капитан сообщил пассажирам, что команда ждет детали для ремонта судна. По его словам, корабль отправится в путь сразу после ремонта и тихим ходом доплывет до Шанхая примерно 11 ноября. Затем командование сделало весь алкоголь на лайнере бесплатным. Также туристам дали безлимитный интернет — до происшествия за него нужно было заплатить.
Такие «подарки» пассажиров не устроили. У большинства российских туристов были куплены обратные авиабилеты на 9 и 10 ноября, в среднем они стоили 100 тысяч рублей. Новые же билеты стоят почти вдвое дороже.
Кроме того, по условиям безвизового транзита через Шанхай россияне обязаны в течение 144 часов вылететь прямым рейсом в другую страну. В противном случае им грозит административная ответственность.
Российское посольство добивается для туристов безвизового режима
Порядка 50 туристов, застрявших на лайнере, обратились в посольство РФ в Японии. Российские дипломаты оперативно установили контакт с иммиграционной службой страны. Сотрудники посольства пообещали помочь гражданам.
— 7 ноября в Консульский отдел посольства России в Японии обратилось порядка 50 граждан РФ (по телефону и электронной почте) с просьбой оказать содействие в получении разрешения японских властей на их вылет из аэропортов г. Токио в Шанхай, далее — в Россию, не дожидаясь завершения ремонтных работ на круизном лайнере Spectrum of the Seas, который пришвартован в порту Йокогама, — говорится в публикации.
В свою очередь японское правительство выразило готовность помочь россиянам покинуть страну, но для этого им придется связаться с американской компанией Royal Caribbean, которая владеет поломанным судном.
Позднее представители Российского союза туриндустрии обратились в компанию Royal Caribbean, чтобы та связалась с японским правительством и поспособствовала обеспечению россиянам временного безвизового режима.
В то же время круизная компания гарантировала пассажирам компенсацию только в размере 400 долларов. Примечательно, что обратный билет стоит в разы дороже.
Могут ли россияне получить компенсацию и избежать штрафов
Юрист, специалист по правам потребителей Яна Бондаренко рассказала «Вечерней Москве», что компания-организатор нарушила условия круиза, поэтому должна компенсировать туристам стоимость услуги.
— Компания, которая это все организовывала, должна была оказать услугу в определенный день, этого сделано не было. Из-за этого наступили негативные для туристов последствия, которые также должна компенсировать эта компания. Но и здесь есть нюансы. Если билеты покупались у местной компании напрямую, то тут уже действует местное законодательство, не российское. Возможно, в этом случае дело будет обстоять иначе. Если же туристы приобретали билеты через посредника, который базируется в РФ, то тут уже законодательство РФ действует, — пояснила она.
Эксперт отметила, что в данном случае наиболее значимая проблема для российских туристов — истекающие транзитные визы.
— Это гораздо более глобальный и серьезный вопрос. Мы не знаем, что туристам грозит за превышение срока нахождения на территории другой страны, может быть, штраф или вообще заключение под стражу. Поэтому в первую очередь нужно непосредственно из этой страны обратиться в российское консульство. Дальнейшие разбирательства уже не их забота, дипломаты будут во всем разбираться... Если же их все-таки оштрафуют, то опять же нужно будет жаловаться на фирму-организатора и требовать компенсацию, — заключила эксперт.