«Вор в законе» Парамон отказался от криминальных традиций: чем он известен и за что сидел
Во вторник, 3 декабря, в Сети появилось фото заявления об отказе бывшего вора в законе Юрия Парамонова от криминальных традиций. Этот документ он подписал в 2002 году, когда отбывал срок за угон и разбой. С тех пор он успел отличиться хорошей дисциплиной, а после — снова попасть в колонию. Что еще известно о Парамонове — в материале «Вечерней Москвы».
Парамон отрекся от статуса вора в законе через четыре года
Во вторник, 3 декабря, портал «Прайм Крайм» впервые опубликовал заявление бывшего вора в законе Юрия Парамонова, известного в криминальных кругах под прозвищем Парамон, об отказе от криминальных традиций. При этом документ был датирован 2002 годом, когда преступник находился в исправительной колонии (ИК) № 1 в Мордовии и отбывал срок за групповой разбой и угон.
— Я, осужденный Парамонов Юрий Юрьевич, заявляю о том, что отказываюсь от воровских традиций, обязуюсь соблюдать режим содержания, выполнять требования администрации и помогать в поддержании порядка, — говорится в заявлении Парамона.
Примечательно, что от статуса вора в законе Парамонов отказался всего через четыре года после его получения в СИЗО. Вместе с тем Парамонов стал активно помогать администрации колонии следить за порядком. Вскоре его назначили бригадиром, затем бывший преступник стал председателем Секции дисциплины и порядка — добровольного объединения заключенных, сотрудничающих с лагерным руководством.
Кроме того, благодаря активному сотрудничеству Парамонову сократили срок лишения свободы на полгода — с 13 лет до 12,5 года.
За что судили Парамона
Юрий Парамонов родился 3 декабря 1968 года в Подольске. Впервые он попал под следствие в 18 лет — в сентябре 1987 года ему дали почти два года условного срока за нарушение ПДД. Спустя несколько месяцев его снова задержали за кражу группой лиц. На этот раз Парамона приговорили к трем годам лишения свободы. Срок он отбывал в ярославской колонии, но прилежным поведением не отличался и устраивал драки.
В декабре 1998 года в отношении Парамона, который к тому моменту уже находился на свободе, возбудили новые уголовные дела об угоне автомобиля и групповом разбое. Тогда же его доставили в СИЗО в подмосковном Серпухове, где ему присвоил статус вора в законе криминальный авторитет Алексей Забавин (Забава).
К ноябрю 1999 года Парамона приговорили к 13 годам лишения свободы и доставили в исправительный лагерь Дубравлаг в Мордовии. Во время отсидки он, благодаря хорошему поведению и отказу от воровских традиций, успел сменить три колонии и два режима. К декабрю 2011 года Парамонов освободился.
На свободе бывший вор в законе пробыл недолго. В апреле 2017 года он снова попал в колонию на четыре года за групповой грабеж. В тюрьме в 2019 году он совершил кражу, из-за чего его осудили еще на девять месяцев. В 2022 году его приговорили к году лишения свободы условно за очередную кражу.
Всего Парамона судили порядка 11 раз.
Закон о запрете воров в законе
В 2019 году президент России Владимир Путин подписал закон, который ввел уголовную ответственность для воров в законе и криминальных авторитетов. При этом законопроект разработали по инициативе главы государства.
Тогда в УК РФ появилась новая особо тяжкая статья «Занятие высшего положения в преступной иерархии» (статья 210.1 УК РФ), которая предусматривает от восьми до 15 лет лишения свободы со штрафом на сумму до пяти миллионов рублей.
При этом с 2009 года в России действует статья «Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем» (статья 210 УК РФ). За создание ОПГ она предусматривает от 12 до 20 лет колонии и штраф до пяти миллионов рублей, а за участие в такой группировке — от семи до 10 лет лишения свободы со штрафом до трех миллионов рублей.
Кроме того, закон предусматривает уголовную ответственность за участие в собрании криминальных авторитетов и представителей банд. Преступникам грозит от 12 до 20 лет колонии со штрафом до одного миллиона рублей.
Как работает запрет воров в законе на практике
Насколько действенен закон, запрещающий занятие высшего положения в преступной иерархии, и имеют ли воры в законе влияние в настоящее время, «Вечерняя Москва» узнала у исследователя тюремной субкультуры, кандидата юридических наук, доцента РТА Юрия Блохина.
По словам эксперта, этот закон применяется довольно часто, и с 2019 года в России осудили многих криминальных авторитетов и воров в законе. В то же время Блохин считает, что статья нуждается в серьезной доработке, так как в ней «размыто» понятие высшего положения в преступной иерархии.
— По этой статье могут судить авторитетов, известных на всю страну. А могут и «положенцев» (выполняют роль связующего между осужденными и администрацией колонии — прим. «ВМ»), которые считаются главными в пределах одного учреждения. Если утрировать, то преступным сообществом можно признать и группировку несовершеннолетних, которые воруют колеса у машин во дворе. Получается, их лидер занимал высшее положение в преступной иерархии? — рассуждает он.
Блохин отметил, что даже будучи осужденными за занятие высшего положения в преступной иерархии, воры в законе не теряют своего статуса. Отказаться от него тоже непросто.
— Во-первых, никто не гарантирует, что если человек откажется от статуса, то он прекратит быть вором в законе. Во-вторых, известны случаи, когда на суде воры в законе заявляли, что «отошли» от дел и что у них есть семья (это противоречит воровскому закону — прим. «ВМ»). В то же время у них остаются какие-то татуировки, которые свидетельствуют об их статусе — а их так просто не выведешь. И человека все равно осуждают, — подчеркнул эксперт.
Блохин считает, что воров в законе следует судить не за занятие высшего положения, а за преступления, которые совершила их группировка. В этом случае, пояснил исследователь, авторитета можно привлечь к ответственности в качестве соучастника.