Суд слушает дело о массовом убийстве в селе Деревянное: сколько погибло, кого обвиняют и что грозит
Во вторник, 3 декабря, в Карелии начался процесс по резонансному делу о массовой резне в селе Деревянное. Перед судом предстанут трое рецидивистов, которых обвиняют в двух изнасилованиях и семи убийствах. Один из них незадолго до этого вернулся из зоны СВО. Подробности чудовищного преступления — в материале «Вечерней Москвы».
Суд начал рассматривать скандальное дело
Во вторник, 3 декабря, в Верховном суде Карелии начали рассматривать дело трех ранее неоднократно судимых мужчин — Максима Бочкарева, Александра Дмитриева и Игоря Софонова. Им предъявлены обвинения в убийстве семи человек, двух изнасилованиях, кражах, умышленном причинении тяжкого вреда здоровью и уничтожении имущества.
По информации «Коммерсанта», так как фигурантов обвиняют в том числе в насильственных действиях сексуального характера, их дела рассматриваются в закрытом режиме. От суда присяжных обвиняемые отказались.
Кроме того, подозреваемые признали вину лишь частично. По неподтвержденным данным, Игорь Софонов заявил, что непричастен к изнасилованиям, так как это «не по понятиям». Свою причастность к массовому убийству он подтвердил.
При этом адвокаты подсудимых сообщают, что все трое уже заявили о намерениях попроситься на спецоперацию и стать штурмовиками.
Собутыльники убили родителей на глазах детей и подожгли их дом
Массовое убийство, за которое судят троих мужчин, произошло в селе Деревянное в ночь на 1 августа. Вечером 31 июля в гости к местному жителю Максиму Бочкареву приехал его приятель Игорь Софонов. Мужчины выпивали сначала вдвоем, потом перебрались к знакомым.
Уже ночью Бочкарев и Софонов отправились на прогулку. Тогда же они наткнулись на частный дом, в котором жила семья с детьми. Пьяные приятели принялись стучаться. К двери подошел 12-летний сын хозяев — в тот момент его отец уже спал, а мать была на ночном дежурстве в больнице. Мальчик заявил, что ему запретили открывать дверь незнакомцам.
Тогда подозреваемые принялись выламывать входную дверь, а подросток побежал будить отца. Когда 39-летний хозяин вышел из спальни, Бочкарев и Софонов уже находились внутри дома. Завязалась драка, в ходе которой собутыльники до смерти избили главу семейства.
Тем временем сын разбудил остальную семью и позвонил дедушке, попросив его прийти на помощь. Когда 70-летний пенсионер вошел в дом, Бочкарев и Софонов расправились и с ним. 12-летнего мальчика и его 9-летнюю сестру преступники отпустили. Затем они сняли с убитых ценные вещи, подожгли их дом и вернулись к друзьям-собутыльникам.
Как подозреваемые сожгли второй дом
Спустя еще некоторое время Бочкарев и Софонов снова вышли на прогулку, на этот раз к ним присоединился Александр Дмитриев. Приятели снова вломились в первый попавшийся дом. В тот день в нем было трое мужчин, в том числе инвалид-колясочник и женщина-сиделка.
Одного из хозяев собутыльники забили металлическим стержнем. Затем они изнасиловали и убили сиделку. После этого Бочкарев, Софонов и Дмитриев до смерти избили двоих ее братьев. Дом убитых они также подожгли, а после снова вернулись к собутыльникам.
Наутро оба дома потушили сотрудники экстренных служб, к местам происшествия вызвали полицейских. Тогда же всех троих подозреваемых задержали, но они были настолько пьяны, что допрос пришлось отложить.
В ходе расследования нашли тело седьмой жертвы
Уже во время расследование массового убийства и двух поджогов полицейские 3 августа обнаружили во дворе еще одного дома тело 44-летней местной жительницы. Женщина не выходила на связь с 21 июля. В расправе над ней также заподозрили троих ранее задержанных мужчин. Началось новое расследование.
Вскоре было установлено, что примерно за три недели до громких поджогов женщина поссорилась с сожителем и ушла в гости к знакомым. Тогда ее возлюбленный пожаловался на произошедшее своим приятелям — Бочкареву и Дмитриеву. Те решили устроить разборки, но в итоге их избили.
Через несколько дней Бочкарев и Дмитриев, не предупредив своего друга, решили проучить его сожительницу. Они напали на женщину, силой привели ее на одну из ферм, изнасиловали и убили. Тело они спрятали в зарослях во дворе, присыпав землей и травой.
Все трое имели судимости
Троим фигурантам от 35 до 39 лет. По информации kp.ru, ранее их уже привлекали к уголовной ответственности, у двоих были непогашенные судимости.
По неподтвержденным данным, Бочкарев состоял на учете с диагнозом «острая интоксикация психостимуляторами с нарушением восприятия; синдром зависимости от нескольких ПАВ (психостимуляторы, алкоголь, табак) 2-й стадии». А незадолго до громкого преступления он вышел из колонии, отсидев срок за кражу бутылки водки за 366 рублей из магазина. Ранее его судили за распространение наркотиков.
Соседи Бочкарева рассказали, что не раз писали на него заявление в полицию. По их словам, мужчину замечали прогуливающимся с ножами и топором. Кроме того, он якобы бросался на прохожих с «розочками» — горлышко разбитой бутылки с острыми краями.
Больше всего внимания привлек к себе Софонов. «Коммерсант» пишет, что в 2003 году он, будучи несовершеннолетним, попал в воспитательную колонию за грабеж и убийство. В заключении он пробыл почти 6,5 года. Вскоре после выхода на свободу неоднократно оказывался уже во взрослой колонии за многочисленные кражи.
В 2023 году Сафонов, отбывая очередной срок, подписал контракт с подразделением «Шторм Z» Минобороны РФ и отправился в зону спецоперации. Получив ранение, в июле 2023 года он вернулся в родное село Деревянное, где вскоре стал участником громкого преступления.
Дмитриев, как сообщает 74.ru, жил в Деревянном у местного фермера и занимался резьбой по дереву. Мужчина имел судимость, а его сожительница жаловалась на побои. Тем не менее, по словам соседей, его редко замечали в состоянии алкогольного опьянения, но незадолго до преступления он ушел в запой.
Получат ли фигуранты пожизненные сроки или уйдут на СВО
Член Международной ассоциации юристов, адвокат Михаил Тер-Саркисов рассказал «Вечерней Москве», что большинство совершенных фигурантами преступлений считаются особо тяжкими. По словам эксперта, Бочкареву, Софонову и Дмитриеву грозит до 25 лет лишения свободы или даже пожизненный срок.
— Все зависит от того, кто конкретно и сколько человек убил, кто участвовал в изнасилованиях. Но с учетом их рецидивов пожизненные сроки вполне возможны... Если тот, кто служил в зоне СВО, получил награду, то это могут учесть в качестве смягчающего обстоятельства. Но если его признают виновным во всех преступлениях, то это имеет небольшое значение: ну дадут ему не 25 лет, а 24,5 года (лишения свободы — прим. «ВМ»), чтобы формально соблюсти законодательство, — считает он.
Адвокат отметил, что, несмотря на тяжесть преступлений, все трое фигурантов имеют право подать ходатайство об участии в спецоперации. Тем не менее, по словам Тер-Саркисова, никто не обязан удовлетворять этот запрос.
— По закону фигуранты имеют право попроситься на СВО. Но об обязанности суда отправлять их туда нигде не говорится. Поэтому походатайствовать они могут, но не факт, что суд на это согласится... Это как в церкви исповедоваться и пойти дальше грешить, — подчеркнул эксперт.